Психология спорта — раздел психологии, изучающий закономерности проявления и развития психики человека в условиях спортивной деятельности. Специфика спортивной деятельности: 1) в высочайшей мотивации, позволяющей подвергать себя многолетним ежедневным физическим и психическим нагрузкам с целью достижения победы на соревнованиях высокого ранга; благодаря этой мотивации спорт стал обширной естественной лабораторией человеческих возможностей; 2) в постоянном совершенствовании сложной и весьма точной координации движений, в чрезвычайной быстроте двигательных актов и необходимости их предвосхищения (антиципации); 3) в постоянных и порой высочайших требованиях к волевым качествам спортсменов (см. Воля), в преодолении трудностей объективного и субъективного характера, в обилии стрессовых ситуаций (см. Стресс) и высокой ответственности за исход выступления; 4) в зрелищности, привлекающей на стадионы и другие спортивные сооружения, к телеэкранам, в кинозалы многочисленных зрителей, переживающих перипетии спортивных поединков, активно выражающих свои симпатии и антипатии спортсменам и командам; 5) в возможности реализации достигнутого уровня физического и психического развития во многих других сферах деятельности человека (военной, артистической, водительской, оперативной и т. п.); 6) в возрастающем год от года соединении с бизнесом: с созданием обширной промышленной сферы, производящей все для спорта, в том числе спортивную моду, с развитием спонсорско-рекламных отношений; особое место в связи с этим занимает профессиональный спорт, приносящий немалые доходы как предпринимателям, так и спортсменам. Предпосылки становления отечественной психологии спорта как специальной области знания были заложены в начале XX в. П. Ф. Лесгафтом, выделившим в качестве основания учения о физическом воспитании единство человеческой личности, интегративную роль движения, гармоничность развития, сознательное освоение движений. Интенсивное развитие психологии спорта началось с 60–70-х гг. нынешнего века.
|