Мир Психологии
Мир Психологии
Мир ПсихологииСловариПсихологический словарь
Новости психологии. Новости сайта Психологический форум Психологический чат Психологический магазин Психологические тренинги и семинары

Публикации
Новости психологии
Тренинги. Семинары
Психологические тесты
Частые вопросы
Психологический форум
Психологический чат
Книги по психологии
Коллекция рефератов
Биржа труда
Каталог ссылок
Психологический клуб
Персоналии
 

Расширенный поиск
 

Губернатор Ямала поздравил с 75-летием первого кандидата педагогических наук среди ненцев округа
Подробнее

В Москве проходит Съезд Всероссийского Педагогического Собрания
Подробнее
Пользовались ли Вы услугами консультантов дистанционно?
Вообще никогда не работал с консультантами
Нет. Считаю, что консалтинг должен быть только прямым!
Нет, но думаю, что это возможно.
Да. Несколько раз было...
Да. Пользуюсь постоянно.
Результаты


Психологический словарь

  А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я

Поиск по словарям:
Психическое здоровье

Психическое здоровье — интегральная характеристика полноценности психологического функционирования индивида. Понимание природы и механизмов поддержания, нарушения и восстановления. Психическое здоровье тесно связано с общим представлением о личности и механизмах ее развития.

В психологии и медицине существуют разные подходы к проблеме психического здоровья, обращенные к различным сторонам нормального и аномального функционирования. Традиционная медицинская модель рассматривает психическое здоровье как меру вероятности развития болезни («негативное» определение здоровья как отсутствия болезни). В психоанализе представление о здоровье как таковом вообще отсутствует; каждый человек выступает как носитель того или иного «патоса», потенциальной болезни, переходу которого в «нозос» — актуальную болезнь — препятствует сбалансированный режим функционирования механизмов психологической защиты и компенсации в индивидуальной психодинамике. Для бихевиоризма характерно сведение личности к ее социальному функционированию и к определению нормы или здоровья через понятие равновесия со средой, с использованием таких критериев, как адаптация, стабильность, успешность, продуктивность, конформность.

Принципиально иной подход появился в 60-е годы, когда на базе движения Человеческого Потенциала (Эсаленский институт, США) и развития идей гуманистической и экзистенциальной психологии была предложена концепция «позитивного психического здоровья», в которой делался акцент на специфически человеческом способе существования. В центр этого подхода был поставлен анализ здорового функционирования как позитивного процесса, обладающего самостоятельной ценностью и содержательно описываемого через понятия самореализации, самоактуализации (К. Гольдштейн, А. Маслоу, Ш. Бюллер), полноценного человеческого функционирования (К. Роджерс), аутентичности (Дж. Бюдженталь), стремления к смыслу (В. Франкл) и др. Однако характерной чертой моделей позитивного психического здоровья явился преимущественно их описательный характер; перечни черт, характеризующих здоровую личность, не позволяют ответить на практический вопрос о механизмах поддержания и восстановления психического здоровья при его нарушениях.

Различные модели психического здоровья обращены к различным уровням, регулирующим активность субъекта, и, соответственно, к различным мишеням воздействия. Б. С. Братусь предложил многоуровневую модель психического здоровья, выделив несколько уровней структуры личности, каждому из которых соответствует свое понимание психического здоровья. Согласно этой модели, высший уровень личностного здоровья, отвечающий за производство смысловых ориентаций, определение общего смысла жизни, отношение к себе и к другим, оказывает регулирующее влияние на нижележащие уровни, характеризующие степень адаптации и психофизиологическое состояние.

Современные теоретические, экспериментальные и прикладные подходы в психологии личности и психотерапии характеризуют психическое здоровье как зрелость, сохранность и активность механизмов личностной саморегуляции, меру способности человека трансцендировать («выводить за пределы») свою биологическую, социальную и смысловую детерминированность (см. Детерминация), выступая активным и автономным субъектом своей жизни в изменяющемся мире.

Память
Память долговременная
Память кратковременная
Память сенсорная
Паника массовая
Пантомимика
Парадигма
Парадокс
Парамнезия
Парапсихология
Парафазия
Пароксизм
Патологические сомнения
Патопсихология
Педагогическая психология
Педология
Первая сигнальная система
Переживание
Перенос
Персеверация
Персонализация
Персонализм
Персонификация
Перцептивные действия
Перцепция
Перцепция социальная
Пиктограмма
Пилотажное исследование
Плацебо-эффект
Плюрализм
Поведение
Поведение агрессивное
Поведение девиантное
Поведение полевое
Поведения терапия
Повторение
Пограничные ситуации
Пограничные состояния
Подвижность
Подкрепление
Подражание
Подростковый возраст (отрочество)
Подсознание
Позиция социальная
Пол
Поле
Полевое исследование
Поленезависимость
Политическая психология
Политическое сознание
Половая дифференциация
Половая жизнь
Половая идентичность
Половое влечение
Половые роли
Полярных профилей метод
Помощь психологическая
Понимание
Понимающая психология
Понятие
Популяционный метод
Порог ощущения
Последовательный образ
Постулат непосредственности
Поступок
Потребность
Поэтапного формирования умственных действий концепция
Правосознание
Пралогическое мышление
Прегнантность
Предметно-рефлексивные отношения
Предметно-ценностное единство коллектива
Предрассудок
Предсознательное, предсознание
Представления
Престиж
Принцип отраженной субъектности
Принятие решения
Припоминание
Проблемная ситуация
Проблемное обучение
Программно-ролевая концепция научного коллектива
Прогрессивное (внутреннее) торможение
Проективный метод
Проекция
Произвольное движение
Промежуточные переменные
Протекционизм
Профессиография
Профессиональная консультация
Профессиональная ориентация
Профессиональная пригодность
Профессиональный отбор
Пси
Психика
Психика животных
Психическая деятельность животных
Психическая реабилитация
Психическая травма
Психического как процесса концепция
Психическое здоровье
Психическое состояние
Психоанализ
Психобиография
Психогенетика
Психогении
Психогигиена и психопрофилактика
Психоделики
Психоделические состояния
Психодиагностика
Психодиагностическая проблема
Психодрама
Психоз
Психолингвистика
Психологическая антропология
Психологическая защита
Психологическая помощь
Психологическая служба
Психологические методы профилактики алкоголизма и наркомании
Психологический симбиоз
Психологическое время
Психология
Психология возрастная
Психология возрастная
Психология допроса и показаний
Психология женщин, психология мужчин
Психология искусства
Психология компьютеризации
Психология науки
Психология научной организации труда
Психология общая
Психология половых различий
Психология пропаганды
Психология религии
Психология семьи и брака
Психология спорта
Психология судьбы
Психология сценического искусства
Психология творчества
Психология труда
Психология управления
Психометрика
Психопатии
Психосексуальная ориентация
Психосемантика
Психосинтез
Психосоматика
Психосоматические расстройства
Психостимуляторы
Психотерапия
Психотерапия групповая
Психотехника
Психотоксикология
Психотропные средства
Психофармакология
Психофизика
Психофизиология
Психофизическая проблема
Психофизический параллелизм
Психофизическое взаимодействие


О проекте | Реклама на сайте | Баннерообмен | Авторам | Условия использования материалов | RSS-экспорт
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека
1999-2024 © Мир Психологии   Качалов Владимир