Мир Психологии
Мир Психологии
Мир ПсихологииСловариПсихологический словарь
Новости психологии. Новости сайта Психологический форум Психологический чат Психологический магазин Психологические тренинги и семинары

Публикации
Новости психологии
Тренинги. Семинары
Психологические тесты
Частые вопросы
Психологический форум
Психологический чат
Книги по психологии
Коллекция рефератов
Биржа труда
Каталог ссылок
Психологический клуб
Персоналии
 

Расширенный поиск
 

Губернатор Ямала поздравил с 75-летием первого кандидата педагогических наук среди ненцев округа
Подробнее

В Москве проходит Съезд Всероссийского Педагогического Собрания
Подробнее
Пользовались ли Вы услугами консультантов дистанционно?
Вообще никогда не работал с консультантами
Нет. Считаю, что консалтинг должен быть только прямым!
Нет, но думаю, что это возможно.
Да. Несколько раз было...
Да. Пользуюсь постоянно.
Результаты


Корм для собак диетический

Диетические корма для собак супер премиум класса

zoobudka.ru

Психологический словарь

  А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я

Поиск по словарям:
Психология

Психология (от греч. psyche — душа и logos — учение, наука) — наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Взаимодействие живых существ с окружающим миром реализуется посредством качественно отличных от физиологических, но не отделимых от них психических процессов, актов, состояний. В течение столетий явления, изучаемые психологией, обозначались общим термином «душа» и считались предметом одного из разделов философии, названного в XVI в. психологией. Сведения об указанных явлениях накапливались и во многих других направлениях исследований, а также в различных сферах практики (в особенности медицинской и педагогической). Своеобразие этих явлений, их данность человеку в форме непосредственных, неотчуждаемых от него переживаний, их особая познаваемость, обусловленная способностью индивида к самонаблюдению и самоотчету о них, их интимно-личностная ценность были истолкованы религиозно-идеалистическими учениями как показатель их порождаемости особой сущностью. В противовес этому развивалась материалистическая традиция, ориентированная на союз психологии с естествознанием, укреплявшая научное знание о психике, исходя из достижений в изучении ее материального субстрата (органов чувств и высших нервных центров). Было показано, что психические процессы, будучи продуктом взаимодействия индивида с внешней средой, сами являются активным причинным фактором (детерминантой) поведения. Если идеалистические концепции неправомерно объясняли эту активность особой психической причинностью, познаваемой путем внутреннего наблюдения (интроспекции), то естественно-научное исследование генетически первичных форм психики (а также ее патологических проявлений) утвердило приоритет объективных методов, к-рые в дальнейшем стали определяющими для психологии. Самонаблюдение сохраняет значение важного, но вспомогательного источника информации о человеческой психике, сущностной характеристикой которой является сознание. Будучи порождением и функцией социальных (надындивидуальных) процессов, сознание индивидуального субъекта имеет свою системную и смысловую организацию, придающую различным проявлениям психики (познавательным, мотивационно-аффективным, операциональным, личностным) свойства, качественно отличающие их от психики животных. Возможность постижения процессов сознания независимо от рефлексии (самоотчета) о них субъекта обусловлена тем, что они возникают и развиваются в объективной системе его отношений с другими людьми, окружающим миром. В этой же системе, «всматриваясь» в других, субъект приобретает способность судить о внутреннем плане своего поведения (см. Я-концепция). Не все компоненты этого плана переводимы на язык сознания, но и они, образуя сферу бессознательного, служат предметом психологии. Зависимость человеческого поведения от биологических и социальных факторов определяет своеобразие его исследования в психологии, которая развивается в «диалоге» между данными о природе и о культуре, интегрируемые в ее собственные понятия, несводимые к другим и в свою очередь используемые другими науками. В ходе разработки основных проблем психологии сформировался ее категориальный аппарат, в котором выделяются категории образа, мотива, действия, личности и др. Исследовательская практика психологии неотделима от социальной, от общественных потребностей, связанных с решением задач обучения, воспитания, отбора кадров, используемых в материальном и духовном производстве, стимулирования деятельности личности и коллектива. Включение психологии в состав междисциплинарных исследований и участие в них продуктивно лишь тогда, когда она обогащает их присущими только ей понятиями, методами, объяснительными принципами. Вместе с тем в результате контактов с другими науками психология сама обогащается новыми идеями и подходами, развивающими ее содержание и категориальный аппарат, обеспечивающий ее целостность как самостоятельной науки. Автоматизация и кибернетизация резко повысили заинтересованность в оперативной диагностике и прогностике, эффективном использовании и культивировании функций человека, которые не могут быть переданы электронным устройствам, прежде всего творческих способностей, обеспечивающих дальнейший научно-технический прогресс. Изучение проблем «искусственного интеллекта», с одной стороны, творчества — с другой, становятся в современную эпоху важными направлениями психологии. Наряду с ними стремительно развиваются социальная психология и психология управления, решающие задачи, касающиеся роли «человеческого фактора» в развитии общества, в процессах управления, а также исследования, связанные с освоением космического пространства, демографическими, экологическими и другими актуальными проблемами современности. Включенность психологии в многоплановый контекст взаимодействия различных социальных, естественных и технических наук (на уровне как фундаментальных, так и прикладных исследований) придает особую остроту методологическому анализу ее понятийных средств, объяснительных принципов, концепций и методических процедур с целью выявления наиболее перспективных направлений ее дальнейшего развития.

Память
Память долговременная
Память кратковременная
Память сенсорная
Паника массовая
Пантомимика
Парадигма
Парадокс
Парамнезия
Парапсихология
Парафазия
Пароксизм
Патологические сомнения
Патопсихология
Педагогическая психология
Педология
Первая сигнальная система
Переживание
Перенос
Персеверация
Персонализация
Персонализм
Персонификация
Перцептивные действия
Перцепция
Перцепция социальная
Пиктограмма
Пилотажное исследование
Плацебо-эффект
Плюрализм
Поведение
Поведение агрессивное
Поведение девиантное
Поведение полевое
Поведения терапия
Повторение
Пограничные ситуации
Пограничные состояния
Подвижность
Подкрепление
Подражание
Подростковый возраст (отрочество)
Подсознание
Позиция социальная
Пол
Поле
Полевое исследование
Поленезависимость
Политическая психология
Политическое сознание
Половая дифференциация
Половая жизнь
Половая идентичность
Половое влечение
Половые роли
Полярных профилей метод
Помощь психологическая
Понимание
Понимающая психология
Понятие
Популяционный метод
Порог ощущения
Последовательный образ
Постулат непосредственности
Поступок
Потребность
Поэтапного формирования умственных действий концепция
Правосознание
Пралогическое мышление
Прегнантность
Предметно-рефлексивные отношения
Предметно-ценностное единство коллектива
Предрассудок
Предсознательное, предсознание
Представления
Престиж
Принцип отраженной субъектности
Принятие решения
Припоминание
Проблемная ситуация
Проблемное обучение
Программно-ролевая концепция научного коллектива
Прогрессивное (внутреннее) торможение
Проективный метод
Проекция
Произвольное движение
Промежуточные переменные
Протекционизм
Профессиография
Профессиональная консультация
Профессиональная ориентация
Профессиональная пригодность
Профессиональный отбор
Пси
Психика
Психика животных
Психическая деятельность животных
Психическая реабилитация
Психическая травма
Психического как процесса концепция
Психическое здоровье
Психическое состояние
Психоанализ
Психобиография
Психогенетика
Психогении
Психогигиена и психопрофилактика
Психоделики
Психоделические состояния
Психодиагностика
Психодиагностическая проблема
Психодрама
Психоз
Психолингвистика
Психологическая антропология
Психологическая защита
Психологическая помощь
Психологическая служба
Психологические методы профилактики алкоголизма и наркомании
Психологический симбиоз
Психологическое время
Психология
Психология возрастная
Психология возрастная
Психология допроса и показаний
Психология женщин, психология мужчин
Психология искусства
Психология компьютеризации
Психология науки
Психология научной организации труда
Психология общая
Психология половых различий
Психология пропаганды
Психология религии
Психология семьи и брака
Психология спорта
Психология судьбы
Психология сценического искусства
Психология творчества
Психология труда
Психология управления
Психометрика
Психопатии
Психосексуальная ориентация
Психосемантика
Психосинтез
Психосоматика
Психосоматические расстройства
Психостимуляторы
Психотерапия
Психотерапия групповая
Психотехника
Психотоксикология
Психотропные средства
Психофармакология
Психофизика
Психофизиология
Психофизическая проблема
Психофизический параллелизм
Психофизическое взаимодействие


О проекте | Реклама на сайте | Баннерообмен | Авторам | Условия использования материалов | RSS-экспорт
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека
1999-2019 © Мир Психологии   Качалов Владимир