Обмена теории — социологические и социально-психологические концепции, построенные на основе модели «экономического человека», т. е. исходящие из представления о нем как о существе, стремящемся к максимальной выгоде с минимальными затратами. Теории обмена рассматривают человеческое поведение как функцию его оплаты. Наибольшую известность приобрели теория взаимодействия итогов, разработанная Д. Тибо и Г. Келли (The social psychology of groups, 1959), теория элементарного социального поведения Дж. Хоманса (Social behaviour: it`s elementary forms, 1961), теория социального обмена П. Блау (Ехсhangе and роwег in sосiаl life, 1964). Согласно теории Д. Тибо и Г. Келли, межличностные отношения регулируются выгодами, которые получают от взаимодействия его участники, и сравнениями этих выгод с потерями. Эмпирические исследования гипотез данной теории были осуществлены с помощью матрицы исходов, заимствованной из математической теории игр. Наиболее известно применение этой матрицы в исследовательской ситуации, получившей название «Дилемма узника».
В теории Дж. Хоманса социальное поведение рассматривается как личный контакт между двумя индивидами, в котором вознаграждение или проигрыш определяют их поведение. Теория основана на бихевиористском представлении о закономерностях поведения (см. Бихевиоризм). Социально-психологическое содержание теории выражено в пятом постулате о так называемой «распределенной справедливости» (distributive justice), который гласит: человек, вступающий в отношения обмена с другим человеком, будет ожидать, что доходы каждого из них будут пропорциональны затратам — чем больше затраты, тем больше доходы.
В социологической концепции П. Блау социальный обмен рассматривается в системе понятий «лидерство», «авторитет» и «нормативная структура», которыми описываются отношения власти и подчинения в неформальных организациях. Наиболее современным вариантом теории обмена является теория справедливости, разработанная Дж. Адамсом, Дж. Уолстером и Е. Бершейд (см. Справедливости теория).
|