Дисперсионный анализ (в психологии) (от лат. dispersio — рассеивание) —статистический метод, позволяющий анализировать влияние различных факторов (признаков) на исследуемую (зависимую) переменную. Метод был разработан биологом Р. Фишером (1925) и применялся первоначально для оценки экспериментов в растениеводстве. В дальнейшем выяснилась общенаучная значимость дисперсионного анализа для экспериментов в психологии, педагогике, медицине и др.
Суть дисперсионного анализа. заключается в разложении (дисперсии) измеряемого признака на независимые слагаемые, каждое из которых характеризует влияние того или иного фактора или их взаимодействия. Последующее сравнение таких слагаемых позволяет оценить значимость. Благодаря такому стремлению (потребности) организм оказывается необычайно чувствительным к одним стимулам и безразличным к другим. Потребность тем самым не только определяет характер двигательных реакций, но и влияет на восприятие окружающего мира.
Исходя из этих положений, сторонники дисперсионного анализа установили ряд важных фактов в области психологии восприятия, построения движений, памяти, процессов чтения и т. д. При этом во всех случаях выявлялось важное значение установки, которая, предваряя психический процесс, регулирует его ход (динамику). Дисперсионный анализ сыграл важную роль в критике механистических концепций, игнорирующих значение внутренних психологических факторов организации поведения.
Дисперсионный анализ используется преимущественно в экспериментальной психологии при изучении действия на испытуемых тех или иных факторов. При этом особую роль играет анализ средних значений (отклонение от которых и называют дисперсией) (см. Статистические методы).
|