Мир Психологии
Мир Психологии
Мир ПсихологииСловариПсихологический словарь
Новости психологии. Новости сайта Психологический форум Психологический чат Психологический магазин Психологические тренинги и семинары

Публикации
Новости психологии
Тренинги. Семинары
Психологические тесты
Частые вопросы
Психологический форум
Психологический чат
Книги по психологии
Коллекция рефератов
Биржа труда
Каталог ссылок
Психологический клуб
Персоналии
 

Расширенный поиск
 

Губернатор Ямала поздравил с 75-летием первого кандидата педагогических наук среди ненцев округа
Подробнее

В Москве проходит Съезд Всероссийского Педагогического Собрания
Подробнее
Пользовались ли Вы услугами консультантов дистанционно?
Вообще никогда не работал с консультантами
Нет. Считаю, что консалтинг должен быть только прямым!
Нет, но думаю, что это возможно.
Да. Несколько раз было...
Да. Пользуюсь постоянно.
Результаты


Психологический словарь

  А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я

Поиск по словарям:
Сознание

Сознание — высший уровень психического отражения и саморегуляции, присущий только человеку как общественно-историческому существу. Эмпирически сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его «внутреннем опыте» и предвосхищающих его практическую деятельность. Психология изучает происхождение, структуру и функционирование сознание индивида. Сознание характеризуется: активностью, интенциональностью (направленностью на предмет: сознание всегда — сознание чего-либо, см. Интенция), способностью к рефлексии, самонаблюдению (осознание самого сознание), мотивационно-ценностным характером; различной степенью (уровнями) ясности. Сознание любого индивида уникально, оно обусловливается внешними по отношению к сознанию и независимыми от него факторами (прежде всего структурами той социальной системы, в которой существует индивид). Изучение сознания сталкивается с двумя основными трудностями. Во-первых, все психологические явления предстают перед индивидом в той мере, в какой они осознаются (в том числе бессознательное, которое осознается либо в результате специальной процедуры «доведения до сознания», либо косвенно — в виде искажений сознания). По данным самонаблюдения, сознание лишено собственной психологической специфики — его единственный признак состоит в том, что благодаря сознанию перед индивидом предстают (с той или иной степенью ясности) различные явления, составляющие содержание конкретных психологических функций. Поэтому сознание либо рассматривалось как общее «бескачественное» условие существования психики и обозначалось, по существу, метафорически («свет сознания», «поле сознания», «сознание — общий хозяин психических функций» и т. д.), либо столь же неправомерно отождествлялось с какой-либо психической функцией (чаще всего со вниманием или мышлением). В первом случае о конкретном (в том числе экспериментальном) изучении сознания вообще не могло быть речи, во втором — этот вопрос подменялся изучением соответствующей функции. Все это порождало мнение, что сознание для научной психологии — вообще фикция (У. Джеймс). Вторая трудность вытекает из первой: сознание (как и отдельные психические функции) не локализуется во внешнем пространстве, но в отличие от психических функций сознания (из-за его «бескачественности») не удается «расчленить» и во времени. Исследователи не смогли обнаружить характеристик сознания, по которым его можно было бы изучать известными психологии методами (например, измерять в определенные единицы времени, сравнивать сознание за определенные отрезки времени). Важной для конструктивного анализа сознания явилась восходящая к И. Канту идея о наличии устойчивых, инвариантных структур, схем сознания, накладывающихся на непрерывно меняющийся поток сенсорной, поступающей от органов чувств, информации и организующих его определенным образом. На протяжении веков психологический анализ сознания отражал различия в философском понимании его природы. Структуры сознания индивида формируются в раннем онтогенезе благодаря присвоению (см. Интериоризация) ребенком структур такой деятельности, как общение со взрослым. Структура совместной деятельности порождает структуру сознания, определяя соответственно следующие его основные свойства: социальный характер (включая опосредствованность знаковыми, в том числе вербальными, и символическими структурами); способность к рефлексии и внутренний диалогизм; предметность.

Самоактуализация
Самовнушение (аутосуггестия)
Самовоспитание
Самовосприятие
Самодетерминации принцип
Самоконтроль
Самонаблюдение
Самообладание
Самоопределение личности
Самоопределение личности в группе
Самоорганизации концепция
Самоотчет
Самооценка
Самосознание
Самость
Самотрансценденции личности теория
Самочувствие
Сангвиник
Сверх-Я (Супер-Эго)
Сверхценные идеи
Свойства нервной системы
Сгущение
Сексизм
Сексология
Сексуальная ориентация
Сексуальная совместимость
Сексуальное поведение
Сензитивность
Сензитивность возрастная
Сенсибилизация
Сенсомоторный психосинтез
Сенсорная депривация
Сенсорная система
Сенсуализм
Сигнал
Сигнальные системы
Сила нервной системы
Символ
Симпатия
Симультанный
Симуляция
Синдром
Синдромы нейропсихологические
Синестезия
Синкретизм
Синтез
Системно-структурный анализ
Системности принцип
Ситуация
Склонность
Слепоглухонемых психология
Служба психологическая
Слухи
Смещение
Смысл
Сновидения
Совесть
Совместимость групповая
Совместимость межличностная
Совместная деятельность
Согласие групповое
Сознание
Сомнамбулизм
Сомнения патологические
Сон
Сопереживание
Сопротивление
Сопряженно-моторная методика
Состояние (человека)
Сохранение
Социализация
Социальная желательность
Социальная психология
Социальная ситуация развития
Социально-психологическая компетентность
Социальных представлений концепция
Социобиология
Социогенез
Социометрия
Специализация условного рефлекса
Специальная психология
Специфической энергии органов чувств концепция
Сплоченность групповая
Способности
Сравнение
Сравнительная психология
Статистические методы
Статус социальный
Стеничность
Стереотип социальный
Стивенса закон
Стиль лидерства (стиль руководства)
Стимул
Страсть
Страх
Стремление
Стресс
Стрессовое расстройство посттравматическое
Стрессор
Структура
Структурная психология
Стыд
Сублимация
Субсенсорное восприятие
Субъект
Субъективное
Субъективное семантическое пространство
Суггестия
Судебная психология
Судебно-психологическая экспертиза
Суждение
Суицид
Сукцессивный
Сурдопсихология


О проекте | Реклама на сайте | Баннерообмен | Авторам | Условия использования материалов | RSS-экспорт
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека
1999-2019 © Мир Психологии   Качалов Владимир