Личность, отраженная субъектность к-рой оказывает влияние на других людей. Это влияние выражается в изменении их мотивационно-смысловой (см. Смысл) и эмоциональной сфер (см. Эмоции).
Термин "значимый другой" введен в 30-х гг. ХХ столетия американским психологом Г. Салливеном. В российской психологии в рамках теории деятельностного опосредствования и концепции персонализации построена трехфакторная вероятностная модель значимого другого (А. В. Петровский, 1988), выявляющая три формы метаиндивидной репрезентации личности значимого другого: властные полномочия (см. Власть), референтность (авторитет) и эмоциональная привлекательность (аттракция). Каждая из этих характеристик значимого другого имеет либо положительное, либо отрицательное, либо нулевое значение. Так, например, «референтность» — «антиреферентность»; «статус власти» — безвластность, подчиненность; привлекательность — непривлекательность.
Экспериментально получено количественное выражение каждого из этих показателей значимости другого как для группы людей, так и для отдельного индивида.
Различные сочетания названных показателей дают возможность построить типологические модели значимого другого: лицо, имеющее максимально высокую степень авторитетности и эмоциональной привлекательности, хотя и не обладающее властными полномочиями («кумир»), или значимый другой, располагающий статусом власти и, вместе с тем, эмоционально-положительно воспринимаемый, однако лишенный референтности («симпатичный начальник») и др.
|