Предмет (явление), служащий представителем другого предмета, явления, процесса. Наука о знаках — семиотика, возникшая во второй половине XIX — начале ХХ в., связанная с именами Ч. Пирса, Ч. Морриса, Ф. де Соссюра, Г. Фреге, Р. Карнапа и др. и традиционно подразделяемая на прагматику (изучает отношение знаков к человеку), семантику (исследует отношение знаков к значению) и синтаксис (рассматривает отношение знака к знаку на абстрактном уровне), непосредственно связана с логикой, лингвистикой, культурологией, социологией и др. Психологический анализ принято относить к прагматике. Психологи изучают знаки общения, прежде всего естественные (в отличие от искусственных — математических, астрономических и т. д.) знаки, в том числе язык.
Выделяется несколько видов знаков. Согласно швейцарскому языковеду Ф. де Соссюру, знак есть имеющее структуру целое, состоящее из означаемого и означающего, связь между которыми фиксируется обществом и не зависит от «вещества» и формы знака и предмета. В различных психологических теориях предложены разные интерпретации знака: знак — стимул в схеме «стимул — реакция» у бихевиористов (см. Бихевиоризм); знак — символ, носитель бессознательных влечений, — в психоанализе; знак — сигнал, носитель социальных отношений, — в символическом интеракционизме. Особенно велика и многозначна смысловая роль знака в когнитивной психологии в связи с исходной для нее компьютерной метафорой, то есть аналогией между строением психики человека и информационно-логическими и вычислительными устройствами, созданными с целью получения, хранения, переработки и передачи знаковой информации. В отечественной психологии знак играет большую роль в культурно-исторической теории развития психики.
|