Мир Психологии
Мир Психологии
Мир ПсихологииПубликацииПсихологическая безопасность и культура катастрофы в России
Новости психологии. Новости сайта Психологический форум Психологический чат Психологический магазин Психологические тренинги и семинары

Публикации
Новости психологии
Тренинги. Семинары
Психологические тесты
Частые вопросы
Психологический форум
Психологический чат
Книги по психологии
Коллекция рефератов
Биржа труда
Каталог ссылок
Психологический клуб
Персоналии
 

Расширенный поиск
 

Губернатор Ямала поздравил с 75-летием первого кандидата педагогических наук среди ненцев округа
Подробнее

В Москве проходит Съезд Всероссийского Педагогического Собрания
Подробнее
Пользовались ли Вы услугами консультантов дистанционно?
Вообще никогда не работал с консультантами
Нет. Считаю, что консалтинг должен быть только прямым!
Нет, но думаю, что это возможно.
Да. Несколько раз было...
Да. Пользуюсь постоянно.
Результаты


Публикации :: Психологическая безопасность и культура катастрофы в России

Психологическая безопасность и культура катастрофы в России

Рамиль Гарифуллин www.garifullin.kzn.ru garif@.kzn.ru

Социальная шизофренизация
Навигация по страницам

Может быть катастрофы, эпидемии, наркомания, психические расстройства, терроризм и т. п. сделают нас умнее образумят и оздоровят наши тела и души?

Мы отрываемся от своих корней, от своей почвы, благодаря тому, что культура перестала быть культурой. Она не выполняет ту роль, которую выполняла ранее. Она по своему содержанию превратилась в нечто иное. Мы, живя в собственном, стерильном диванно-телевизорном пространстве, где нет работы воли, постепенно утрачиваем способность преодолевать и сопротивляться внешним воздействиям. Благодаря этому в нас исчезает способность переживать чувство ответственности за происходящее. С одной стороны, наша психика, переживает сладкий ужас перед экранами телевизора, а с другой, не ощущает преодолений и лишений. Не в этом ли причина отсутствия в нас чувств сострадания, солидарности и патриотизма?

Многие наши сокровенные образы, созданные великими мастерами, превратились в нечто иное, вышли из себя и стали орудиями манипуляции. Мы погружаемся в какие-то образы и знаки, которые далеки от реальности и очевидности. Более того, мы даже изучаем их с научной точки зрения (с помощью социологии). Нам рисуют некий мнимый порядок вещей, которого нет. Более того, всякие “познеры ” нам дают “корректный анализ” этих вещей. В реальности, в обществе протекает нечто иное, далёкое от мнимого порядка. И всё таки общество развивается, но благодаря случайным событиям (локальным катастрофам), которые порой являются единственным рывком к реальности и способом решения социальных проблем. Эти ложные знаки и образы - симулякры, за которыми часто ничего не стоит, делают нас всё более прозрачными и неразличимыми друг от друга. Мы, согласно Жану Бодрийару освещены этими симулякрами со всех сторон, свет пронизывает нас насквозь, но мы остаёмся невидимыми в ярком свете. Находясь в потоке техники, образов, информации, тиража всего и вся, мы теряем индивидуальность своих мозгов и психики. Телевидение и интернет делают из нас телематического человека. Они, являясь неким интеллектуальным спектаклем общества о функционировании своего собственного мозга, пытаются понять свои же фантазмы, виртуальные вольности и удовольствия. Телевизионный или компьютерный экран трансформирует феномен общения в коммутацию, при которой подобное контактирует с подобным. Мы стали не различимыми друг от друга. Наше различие конфисковала машина. По телефону мы ещё более менее сохраняем свои отличия.

Всё вышеизложенное позволяет нам сделать вывод, что в настоящее время в обществе, обострились признаки социальной шизофрении (шизофренизации общественного сознания). Её характеристики аналогичны классической шизофрении, описываемой в патопсихологии:

1. Непоследовательность развития. Нелогичность в принятии решений. Хаос в некоторых его областях. Отсутствие чётко выполняемой программы. Отсутствие направленности общественного сознания и его ориентиров. Средства массовой информации, будучи прямой проекцией общества, также шизофренизируют. Телезрительский или читательский глаз, особенно незрелый, не может сориентироваться в этой вакханалии ненужной и нужной правды, идиотизма и интеллектуальности, любви и порнографии, истинного искусства и суррогатов бездарных, но богатых теледеятелей и т.д. В психологии известно, что долгое отсутствие направленности сознания и установок ведёт к быстрой деградации личности. Эту аналогию можно перенести и на общество.

2. Двойственность. Неспособность принимать ответственные и эффективные решения, вызванная раздвоением между новым и старым, консервативным и прогрессивным, рыночным и коммунистическим. Общество «мучается застряв между этими двумя мирами». До сих пор мы не определились с выбором. Поэтому мы «желаем как можно лучшего, а получается как всегда».

Умом мы «рванули» в рынок, а сердцем остались в прошлом. В этой двойственности лежит глубинная причина беспокойств общества и главного тормоза его развития - бюрократии.

  1. Аутизм. Большинство граждан России стали пленниками своих собственных мирков («Cо своим телевизором, со своей колбасой», «Моя хата с краю -ничего не знаю»). Социальная апатия, безразличие и неспособность к субъект-субъектному чувственному диалогу, достигли опасной черты. Благодаря чуждой и болезненной для нашего сознания рыночно-прагматичной психологии, мы стали бездушными средствами друг друга. СМИ, сами того не замечая, благодаря систематическому показу «чернухи» воспитывают в нас толстокожесть и апатию к чужому горю. Это опасная тенденция.

Рекомендации:

  1. Настало время когда из уст президента должна чётко прозвучать концепция не только социально-экономического, но и социально-психологического развития. По сути своей необходимо восполнить дефицит идеологической работы, которая, к сожалению, сейчас практически не ведётся. (В США практически весь кинематограф и телевидение подчинены национальной идеологии, патриотизму и высокой гражданской самооценке. И во многом это не связано лишь с успехами в экономике ).

  2. Провести такое преобразование СМИ, в результате которого, с одной стороны они не потеряли своей потребительской ценности, а с другой, формировали единую для всех жизнеутверждающую направленность общественного сознания. В частности несмотря на объективность информационных телевизионных программ , в целом они должны носить оптимистическую направленность («Чтобы не погибнуть той смертью, которую придумаем себе сами!»). Развлекательные программы и фильмы должны основываться на «доморощенной» постмодернистской концепции новой и позитивной реальности, которая будет внедряться с телеэкрана в реальную жизнь (Где фильмы после которых хочется подражать их героям, изменять и строить жизнь к лучшему? )

  3. Учитывая трудности реализации вышеприведённого пункта, вызванные сильной конкуренцией кино и видеопродуктов иностранного производства, необходимо, с одной стороны ограничить прокат низкопробных и дешёвых фильмов и передач деструктивной направленности, а с другой, проводить конкурсы и выделять значительные средства на создание лучших отечественных образцов телевидения и кинематографа. (К сожалению, неуклюжие попытки некоторых известных кинорежиссёров возродить дух нации с помощью своих фильмов пока безуспешны в силу недопонимания ими настроения общества. Именно поэтому нужно проводить конференции, конкурсы сценариев и т.п. )

Навигация по страницам публикации
Об авторе
В России больше не будет идеологии?
Идеология как симулякры
Симулякры в политике
Симулякры в средствах массовой информации
Симулякры и российская психологическая безопасность
Социальная шизофренизация
Симулякры как форма виртуализации общества
Дебильность и проблема психической нормы
Проблема психогенетики
Фанатизм , экстремизм, терроризм
Патриотизм общества и армии
Симулякры науки и система образования
Наркотические симулякры как внутренние симулякры россиян
Скрытые силы и непредсказуемая психология россиян
Вместо эпилога

О проекте | Реклама на сайте | Баннерообмен | Авторам | Условия использования материалов | RSS-экспорт
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека
1999-2024 © Мир Психологии   Качалов Владимир