Может быть катастрофы, эпидемии,
наркомания, психические расстройства, терроризм
и т. п. сделают нас умнее образумят и оздоровят
наши тела и души?
Мы отрываемся от своих корней, от своей
почвы, благодаря тому, что культура перестала
быть культурой. Она не выполняет ту роль, которую
выполняла ранее. Она по своему содержанию
превратилась в нечто иное. Мы, живя в собственном,
стерильном диванно-телевизорном пространстве,
где нет работы воли, постепенно утрачиваем
способность преодолевать и сопротивляться
внешним воздействиям. Благодаря этому в нас
исчезает способность переживать чувство
ответственности за происходящее. С одной
стороны, наша психика, переживает сладкий ужас
перед экранами телевизора, а с другой, не ощущает
преодолений и лишений. Не в этом ли причина
отсутствия в нас чувств сострадания,
солидарности и патриотизма?
Многие наши сокровенные образы,
созданные великими мастерами, превратились в
нечто иное, вышли из себя и стали орудиями
манипуляции. Мы погружаемся в какие-то образы и
знаки, которые далеки от реальности и
очевидности. Более того, мы даже изучаем их с
научной точки зрения (с помощью социологии). Нам
рисуют некий мнимый порядок вещей, которого нет.
Более того, всякие “познеры ” нам дают
“корректный анализ” этих вещей. В реальности, в
обществе протекает нечто иное, далёкое от
мнимого порядка. И всё таки общество развивается,
но благодаря случайным событиям (локальным
катастрофам), которые порой являются
единственным рывком к реальности и способом
решения социальных проблем. Эти ложные знаки и
образы - симулякры, за которыми часто ничего не
стоит, делают нас всё более прозрачными и
неразличимыми друг от друга. Мы, согласно Жану
Бодрийару освещены этими симулякрами со всех
сторон, свет пронизывает нас насквозь, но мы
остаёмся невидимыми в ярком свете. Находясь в
потоке техники, образов, информации, тиража всего
и вся, мы теряем индивидуальность своих мозгов и
психики. Телевидение и интернет делают из нас
телематического человека. Они, являясь неким
интеллектуальным спектаклем общества о
функционировании своего собственного мозга,
пытаются понять свои же фантазмы, виртуальные
вольности и удовольствия. Телевизионный или
компьютерный экран трансформирует феномен
общения в коммутацию, при которой подобное
контактирует с подобным. Мы стали не различимыми
друг от друга. Наше различие конфисковала машина.
По телефону мы ещё более менее сохраняем свои
отличия.
Всё вышеизложенное позволяет нам
сделать вывод, что в настоящее время в обществе,
обострились признаки социальной шизофрении
(шизофренизации общественного сознания). Её
характеристики аналогичны классической
шизофрении, описываемой в патопсихологии:
1. Непоследовательность развития. Нелогичность
в принятии решений. Хаос в некоторых его
областях. Отсутствие чётко выполняемой
программы. Отсутствие направленности
общественного сознания и его ориентиров.
Средства массовой информации, будучи прямой
проекцией общества, также шизофренизируют.
Телезрительский или читательский глаз, особенно
незрелый, не может сориентироваться в этой
вакханалии ненужной и нужной правды, идиотизма и
интеллектуальности, любви и порнографии,
истинного искусства и суррогатов бездарных, но
богатых теледеятелей и т.д. В психологии
известно, что долгое отсутствие направленности
сознания и установок ведёт к быстрой деградации
личности. Эту аналогию можно перенести и на
общество.
2. Двойственность. Неспособность
принимать ответственные и эффективные решения,
вызванная раздвоением между новым и старым,
консервативным и прогрессивным, рыночным и
коммунистическим. Общество «мучается застряв
между этими двумя мирами». До сих пор мы не
определились с выбором. Поэтому мы «желаем как
можно лучшего, а получается как всегда».
Умом мы «рванули» в рынок, а сердцем
остались в прошлом. В этой двойственности лежит
глубинная причина беспокойств общества и
главного тормоза его развития - бюрократии.
Аутизм. Большинство граждан России
стали пленниками своих собственных мирков («Cо
своим телевизором, со своей колбасой», «Моя хата
с краю -ничего не знаю»). Социальная апатия,
безразличие и неспособность к
субъект-субъектному чувственному диалогу,
достигли опасной черты. Благодаря чуждой и
болезненной для нашего сознания
рыночно-прагматичной психологии, мы стали
бездушными средствами друг друга. СМИ, сами того
не замечая, благодаря систематическому показу
«чернухи» воспитывают в нас толстокожесть и
апатию к чужому горю. Это опасная тенденция.
Рекомендации:
Настало время когда из уст президента
должна чётко прозвучать концепция не только
социально-экономического, но и
социально-психологического развития. По сути
своей необходимо восполнить дефицит
идеологической работы, которая, к сожалению,
сейчас практически не ведётся. (В США практически
весь кинематограф и телевидение подчинены
национальной идеологии, патриотизму и высокой
гражданской самооценке. И во многом это не
связано лишь с успехами в экономике ).
Провести такое преобразование СМИ, в
результате которого, с одной стороны они не
потеряли своей потребительской ценности, а с
другой, формировали единую для всех жизнеутверждающую
направленность общественного сознания. В
частности несмотря на объективность
информационных телевизионных программ , в целом
они должны носить оптимистическую
направленность («Чтобы не погибнуть той смертью,
которую придумаем себе сами!»). Развлекательные
программы и фильмы должны основываться на
«доморощенной» постмодернистской концепции
новой и позитивной реальности, которая будет
внедряться с телеэкрана в реальную жизнь (Где
фильмы после которых хочется подражать их
героям, изменять и строить жизнь к лучшему? )
Учитывая трудности реализации
вышеприведённого пункта, вызванные сильной
конкуренцией кино и видеопродуктов иностранного
производства, необходимо, с одной стороны
ограничить прокат низкопробных и дешёвых
фильмов и передач деструктивной направленности,
а с другой, проводить конкурсы и выделять
значительные средства на создание лучших
отечественных образцов телевидения и
кинематографа. (К сожалению, неуклюжие попытки
некоторых известных кинорежиссёров возродить
дух нации с помощью своих фильмов пока
безуспешны в силу недопонимания ими настроения
общества. Именно поэтому нужно проводить
конференции, конкурсы сценариев и т.п. )
|