В основе коррекционной работы лежит
ориентация на развитие морально-нравственной
регуляции поведения у младшего школьника. Как
уже отмечалось в главе 1.1, морально-нравственная
регуляция призвана обеспечить выбор "правильного"
поступка в ситуации альтернативы между своими
узколичными интересами и интересами других
людей, общества в целом в отсутствии внешнего
контроля.
Коррекционная работа проводилась нами
с выборкой учащихся 1-2 классов (14 чел.), которые не
проявляли ответственность, активность в учении и
имели низкую успеваемость. Работа велась по двум
направлениям: 1) формирование представлений
учащихся об ответственности; 2) упражнение,
тренировка в проявлении ответственности.
Большое внимание уделялось формированию
адекватной, обоснованной, дифференцированной
самооценки ответственности. Для этого введена
индивидуальная шкала роста "Я сам", на
которой учащиеся фиксировали свои ответственные
поступки, отмечали продвижение в своем
личностном развитии. Таким образом, даже
незначительные продвижения в развитии
ответственности каждого учащегося выявлялись
путём сравнения с его собственными достижениями,
а не с результатами других учеников (ориентация
на индивидуальные относительные нормы).
Занятия с детьми проводились через
день в течение 3 месяцев на уроках по
математическому конструированию и экономике, а
также во внеучебное время. Формой проведения
коррекционных занятий стала игра. Введение игры
несёт большую смысловую нагрузку:
- Игра интересна детям, что обеспечивает
вовлечение в эксперимент всех учащихся,
поддерживает их желание посещать занятия.
- Игра предполагает постановку чётких, ясных
ребёнку целей и вариативность их достижения.
- Время игры, её продолжительность устанавливают
сами дети, что исключает давление со стороны
взрослых.
- Игра предполагает разумное соревнование и
каждый её участник не чувствует себя проигравшим.
- В игре каждый её участник имеет возможность
совершить рискованное действие, и его
последствия не отражаются на результатах учебы.
- В игре не ограничивается, а только поощряется
рост участников.
- В игре каждый может отличиться, показать свои
знания и умения.
На последних занятиях осуществлялся
перенос приобретённых в игре навыков в учебную
деятельность: сначала с помощью организации
дежурства детей на переменах, затем через
систему поручений, непосредственно связанных с
учением. Мы получили согласие учителей и
родителей содействовать эксперименту. Учитель
организовывал дежурство детей на переменах и во
внеучебное время (см. ? 4.2, занятия ? 18-24). Родители
поручали своим детям выполнение посильной
работы по дому. Таким образом, процесс
формирования ответственности у младших
школьников был непрерывным.
Через три месяца мы получили
положительный результат. 14 (100%) учеников,
принимавших участие в эксперименте, проявили
ответственность в проведённой повторно методике
"Задание с пятницы на понедельник".
Ответственное отношение к учению, проявление
самостоятельности на уроках и в приготовлении
домашних заданий было отмечено педагогами у 10
(71,43%) учащихся экспериментальной группы.
Зафиксировано повышение успеваемости у 12 (85,71%)
учащихся. Из них у 4 (28,57%) учеников, ранее
учившихся удовлетворительно, впервые
коэффициент успеваемости по математике составил
4 балла и выше. Изменился характер самооценки
ответственности: учащиеся стали более критично
относиться к оценке своих личностных качеств.
Если раньше они ставили себя на самую верхнюю
ступеньку лесенки ответственности (71,43%), то после
эксперимента стали выбирать позицию 2-4,
обосновывая своё решение. Методика "10
воображаемых ситуаций" показала, что 14 (100%)
учеников стали объяснять причины невыполнения
поручения недостатком своих усилий, а не
вмешательством внешних обстоятельств.
|