Мир Психологии
Главная Биржа труда Психологический чат Психологический форум
Правила общения div FAQ div Поиск div Пользователи div Группы div Регистрация div Вход
Имя: Пароль: Автоматически входить при каждом посещении
Психологический форум arrow Поиск материалов и книг arrow методика "психологическая автобиография"

методика "психологическая автобиография"
Начать новую тему   Ответить на тему
Автор Сообщение
oka
Начинающий
Сообщения: 17
Регистрация: 22.02.2007
СообщениеДобавлено: Пт Ноя 09, 2007 18:49 Ответить с цитатой

помогите найти описание методики!
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
ysv
Пользователь
Сообщения: 2669
Регистрация: 22.06.2006
СообщениеДобавлено: Сб Ноя 10, 2007 00:13 Ответить с цитатой

Санкт-Петербург

2007 г.


Программа дисциплины «Анализ биографических данных» вузовского компонента цикла ОПД составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по специальности 030300 «Психология» - Магистратура.


Организационно-методический раздел.


Курс «Анализ биографических данных » читается студентам магистрантам в 9 семестре

Цель курса: сформировать у студентов представление об основных принципах и методах биографического исследования личности.

Задачи курса:

сформировать у студентов представления об основных закономерностях персоногенеза,
ознакомить студентов с основными подходами к биографическому исследованию личности;
ознакомить студентов с основными методами сбора и психологического анализа биографических данных.
Место курса в профессиональной подготовке выпускника: курс является естественным продолжением курсов «Общая психология» и «Психология личности» и посвящен анализу личности в контексте ее жизненного пути, т.е. является практическим примером идеографического описания личности.

Требования к уровню освоения содержания курса. По итогам изучения курса студент должен уметь пользоваться качественными и стандартизованными методами анализа биографических данных.


II. Содержание курса.


Разделы курса:

Темы и краткое содержание:


1. Цели, задачи и области применения биографических методов. Личность как субъект и объект исторического процесса. Исторические условия и жизненный путь личности. Культура как способ человеческой деятельности. Когорты. Событийный анализ жизненного пути личности. Классификация биографических методов. Области применения биографических методов.

2. Анализ «критических жизненных событий». Понятие «критического жизненного события». Эмпирические критерии выделения критических жизненных событий. Каузометрия. Схема описания и анализа критических жизненных событий. Методы анализа критических жизненных событий.

3. «Психологическая биографика» Г.Томе. Основные единицы биографического описания поведения: действие, организация поведения в рамках суточного цикла, жизненный путь. Основные категории описания поведения в психологической биографике: формальные и качественные характеристики поведения, жизненное пространство и его измерения, картина «Я». Классификация тем и техник бытия личности.

4. Биографические методы в отборе менеджерского персонала. Биографические данные как предикторы менеджерской успешности. Структура биографических данных по результатам американских, европейских и кросскультурных биографических исследований менеджеров. Принципы построения биографических опросников.

5. Техника сбора биографических данных. Биографическое интервью. Виды биографических интервью. Нарративное интервью как техника первоначального сбора биографических данных.


Тематика рефератов, курсовых работ.

Психология восприятия времени.

Классификация критических жизненных событий.

Копинг-стратегии: классификация и методы диагностики.


Перечень вопросов к зачету по всему курсу.


Б. Г. Ананьев о жизненном пути личности.
Понятия поколения и когорты.
Основные функции культуры и развитие личности.
Концепция преемственности культуры и конфликта поколений.
Биографические методы в психологии, социологии и культурантропологии.
Понятие критического жизненного события.
Предыстория критического жизненного события.
Личностные и контекстные факторы возникновения критического жизненного события.
Объективные, объективированные и субъективные характеристики критических жизненных событий. Содержательные характеристики: «темы бытия».
Способы совладания с критическими жизненными событиями.
Личностные, контекстные и интерактивные эффекты критических жизненных событий.
Биографические предикторы профессиональной успешности.
Изоморфизм как основной принцип построения профессионально ориентированных биографических опросников.
Техники углубленного биографического интервью.


III. Распределение часов курса по темам и видам работ.


№ п/п Наименование
тем и разделов
ВСЕГО (часов) Аудиторные занятия (час.) Самосто-ятельная работа
В том числе
Лекции Семинары
1. Цели, задачи и области применения биографических методов. 2 1 1
2. Анализ «критических жизненных событий». 4 1 1 2
3. «Психологическая биографика» Г.Томе. 2 1 1
4. Биографические методы в отборе менеджерского персонала. 4 1 1 2
5. Техника сбора биографических данных. 4 1 1 2
ИТОГО 16 5 3 8




IV. Форма итогового и промежуточного контроля.

Зачет.

V. Учебно-методическое обеспечение курса.


Рекомендуемая литература (основная).

1. Анциферова Л.И. Психология повседневности: жизненный мир личности и техники ее бытия. // Психологический журнал. Т. 14, № 2, 1993.

2. Головаха Е.А., Кроник А.А. Психологическое время личности. Киев, 1984.

3. Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций. М.: Российское педагогическое агенство, 1998.

5. Коржова Е.Ю. Методика "психологическая автобиография" в психодиагностике жизненных ситуаций. Киев, 1994.

6. Логинова Н.А. Жизненный путь как проблема психологии. // Вопросы психологии, 1985, №5. С.103-109.

7. Маничев С.А. Психологический отбор менеджеров. // Никифоров Г.С. (ред.) Психология менеджмента. СПб.: СпбГУ, 2000. С. 178-281.

8. Томэ Г. Теоретические и эмпирические основы психологии развития человеческой жизни. // Принцип развития в психологии М., 1978.


Рекомендуемая литература (дополнительная).

1. Бим – Бада Б.М., Кошелева О.Е. Природа ребенка в зеркале автобиографии. М.: УРАО, 1998.

2. Биографический метод в социологии: история, методология, практика. М., 1993.

2. Добряков С.А. Психобиография. Методические указания. СПб, 1992.

3. Психодиагностические методы в комплексном лонгитюдном исследовании студентов (под ред.А.А.Бодалева). Л., 1976. С. 221-232.

4. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии (под ред.А.А.Крылова), Л., 1990. С. 61-65.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
ysv
Пользователь
Сообщения: 2669
Регистрация: 22.06.2006
СообщениеДобавлено: Сб Ноя 10, 2007 00:16 Ответить с цитатой

Методика «Психологическая автобиография» относится к числу ситуационных психодиагностических методик. Ситуация – это продукт активного взаимодействия личности и среды, когда исследуется жизненный путь человека, т.е. те конкретные биографические события, в которых переживаются значимые социальные процессы (социальные переходы, кризисы и т.п.). Основной единицей такого анализа является событие, т.е. «поворотный этап жизненного пути человека, связанный с принятием им на длительный период его жизни важных решений».

Методика позволяет выявить особенности восприятия значимых, наиболее важных событий в жизни человека. Данную методику можно рассматривать как проективную, поскольку своим ответом испытуемый придает ей личностное значение.

Испытуемому предлагается перечислить наиболее важные события, которые произошли в его жизни, а также те, которые он ожидает в будущем. События нужно оценивать как радостные, так и грустные в баллах (от +1 до +5; от –1 до –5), а также указать примерную дату события. При интерпретации анализируется продуктивность (по количеству названных событий), значимость жизненных событий, среднее время ретроспекции (удаленность событий в прошлое, причем чем оно отдаленнее, тем выше степень реализованности) и адаптации событий (удаленность их в будущее, чем оно дальше, тем выше степень их потенциальности), содержание событий и т.д.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
oka
Начинающий
Сообщения: 17
Регистрация: 22.02.2007
СообщениеДобавлено: Сб Ноя 10, 2007 00:21 Ответить с цитатой

расскажите пожалуйсто о методике подробнее,если это возможно, как ее проводить, как просчитывать....спасибо.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
ysv
Пользователь
Сообщения: 2669
Регистрация: 22.06.2006
СообщениеДобавлено: Сб Ноя 10, 2007 00:25 Ответить с цитатой

Это ноу-хау...
Вам для чего?
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
oka
Начинающий
Сообщения: 17
Регистрация: 22.02.2007
СообщениеДобавлено: Сб Ноя 10, 2007 00:29 Ответить с цитатой

для дипломной работы, как практическая часть
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
ysv
Пользователь
Сообщения: 2669
Регистрация: 22.06.2006
СообщениеДобавлено: Сб Ноя 10, 2007 00:48 Ответить с цитатой

Ну вот и карты Вам в руки - разрабатывайте свою методику - наметки Вам выше даны...

Методику проверьте на себе, подругах и друзьях.

Вперед, пора не только списывать но и СВОЕ творить!
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
oka
Начинающий
Сообщения: 17
Регистрация: 22.02.2007
СообщениеДобавлено: Сб Ноя 10, 2007 01:00 Ответить с цитатой

дело в том, что списывание здесь совершенно ни при чем. Существует "Психологическая автобиография", как методика психодиагностики жизненных ситуаций, ее создали Л.Ф. Бурлачук, Е.Ю. Коржова, мой куратор разрешил ею воспользоваться!

Ваши рекомендации по поводу списывания и творения я учту.
Благодарю за внимание.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
ysv
Пользователь
Сообщения: 2669
Регистрация: 22.06.2006
СообщениеДобавлено: Сб Ноя 10, 2007 08:33 Ответить с цитатой

Удачи!
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
Yululllna
Начинающий
Сообщения: 1
Регистрация: 13.06.2013
СообщениеДобавлено: Чт Июн 13, 2013 11:40 Ответить с цитатой

oka.Здравствуйте!Нашла на форуме ваш вопрос,о том что вы писали дипломную работу с практической частью в которой вы выполняли методику "психологическая автобиография". Бестактный вопрос,но тем не менее,не могли бы вы отправить мне свою работу по почте,если вам не состовит труда это сделать,буду очень благодарна,спасибо) iylulllna@mail.ru
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему
Страница 1 из 1

Мир Психологии

Главная | О проекте | Баннерообмен | Реклама на сайте
Обратная связь | Копирайт | Партнерство | Баннеры

Psychology 100 Rambler's Top100

Powered by phpBB © 2001-2003 phpBB Group | Время Московское