Здравствуйте, Ирина! Очень важно понимать, почему ребенок стал воровать или врать. Мотивы таких поступков не имеют ничего общего с аналогичными мотивами у взрослых. Часто причинами могут быть чувства ревности и соперничества, боязнь быть отвергнутыми, потребность в большем внимании и одобрении со стороны близких взрослых. Ребенок, который становится «вруном» или «вором» просто не видит других приемлемых альтернатив, чтобы добиться внимания или помощи. Попытки ребенка восстановить утраченную связь с родителями достаточно часто становятся причиной воровства. Когда родители слишком поглощены собственными проблемами, ребенок чувствует себя одиноким и заброшенным. Ему начинает казаться, что родители уделяют ему меньше внимания, чем другим детям , или что его не любят, или что к нему несправедливы. И тогда он может взять у мамы из сумки деньги или какую-то вещь, но всегда таким образом, что пропажа легко обнаруживается. Сами деньги ребенку не очень-то и нужны. Он бессознательно стремится привлечь внимание родителей, пусть даже это будет гнев, возмущение и наказание. Когда тебя наказывают, это все же лучше, чем когда тебя вообще не замечают. Тех детей , которые с помощью воровства добиваются внимания родителей, шумные скандалы и строгие наказания лишь убеждают в правильности избранной ими стратегии. В таких случаях психологи советуют игнорировать факт воровства или отнестись к нему как к рядовому событию. Иногда полезно вместо скандала похвалить ребенка за какие-нибудь успехи или сделать подарок, о котором он давно мечтал. Самая простая мера профилактики детского воровства состоит в том, чтобы его не провоцировать. Например, не разбрасывать деньги по квартире, а хранить в недоступном для ребенка месте. Может быть, такое место найти непросто, зато во многих случаях подобной меры вполне достаточно. Помимо денег, иногда начинаются проблемы с вещами. Очень часто даже в самых обеспеченных семьях дети не имеют личных вещей - то есть не имеют возможности свободно распоряжаться вещами, в том числе дарить, портить и уничтожать. И поэтому не отвечают за них. В этой ситуации ребенок не осознает разницы между "моим" и "нашим". Он может взять из дома вещи, не воспринимая их продажу или дарение как кражу. Важно четко очертить для ребенка границу между его собственными вещами и общими, которыми он имеет право пользоваться, но не имеет права распоряжаться. А еще,научитесь говорить с ребенком по душам. Не стоит думать, что время упущено и воспитывать его нужно было с рождения. Никогда не поздно стать другом своему ребенку. Попытайтесь поинтересоваться, что же на самом деле его беспокоит, — и не ждите мгновенных грандиозных откровений. Возможно, вам понадобятся долгие месяцы, а может, и годы совместного поиска решения проблемы. С уважением,
|