Мир Психологии
Главная Биржа труда Психологический чат Психологический форум
Правила общения div FAQ div Поиск div Пользователи div Группы div Регистрация div Вход
Имя: Пароль: Автоматически входить при каждом посещении
Психологический форум arrow Научная психология arrow Алгоритм юмора

Алгоритм юмора
На страницу 1, 2  След.
Начать новую тему   Ответить на тему
Автор Сообщение
Гудвин
Пользователь
Сообщения: 180
Регистрация: 26.12.2004
СообщениеДобавлено: Вт Мар 22, 2005 17:18 Ответить с цитатой

Это замечательное произведение М. Войнаровского расположено по адресу http://psi-logic.narod.ru/steb/steb.htm
Раз уж возникли сомнения в возможности выделения видов юмора, названных автором аникс, стеб и т.д., то хотелось бы сначала услышать от уважаемого автора пример аникса в чистом виде, т.е. без примеси других видов.
Сразу хочу заметить, что даже если такого примера привести не удастся, то это не будет означать бессмысленности этого понятия.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Ух
Пользователь
Сообщения: 1110
Регистрация: 20.10.2003
СообщениеДобавлено: Вт Мар 22, 2005 17:34 Ответить с цитатой

За теплые слова спасибо.
Что касается вопроса.

Пример 1. "Пришлите нам по почте 5 колодезных люков, и вы получите маечку и кепочку от мосводоканала" (C) anekdot.ru

Пример 2. Пример аникса в чистом виде - каламбуры (но не все). Есть такой журнал "Мембрана" так его переиначили в "Перепонку". Или когда слово "email" переиначили в "мыло" или "Емелю", говоря "послать на мыло"/"послать на емелю".

Мне кажется, что чистый аникс средней силы (пример 2) не способен вызвать бурную реакцию, скорее, улыбку или легкую усмешку. В принципе, это вписывается в предложенную модель, там ведь суммируется 6 слагаемых. Бурную реакцию может дать только очень сильный аникс (как в примере 1, где неожиданность для меня была большой) или сочетание аникса с чем-нибудь еще.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Ух
Пользователь
Сообщения: 1110
Регистрация: 20.10.2003
СообщениеДобавлено: Вт Мар 22, 2005 17:37 Ответить с цитатой

Тот анекдот можно еще усилить... если писать не "колодезных люков", а "крышек от канализации". Тогда возникнет ассоциация: крышка от пепси - крышка от сточных вод, но это уже будет стебовая добавка Улыбаюсь, шучу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
relations
Пользователь
Сообщения: 393
Регистрация: 04.03.2005
СообщениеДобавлено: Вт Мар 22, 2005 17:44 Ответить с цитатой

Гудвин- вы на какую разведку работаете?
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Гудвин
Пользователь
Сообщения: 180
Регистрация: 26.12.2004
СообщениеДобавлено: Вт Мар 22, 2005 18:05 Ответить с цитатой

Озарение в первом примере, видимо, должно заключаться в том, что люк невозможно послать по почте. Но нет ли здесь элемента гротеска в таком преувеличении размера посылки?
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Ух
Пользователь
Сообщения: 1110
Регистрация: 20.10.2003
СообщениеДобавлено: Вт Мар 22, 2005 18:17 Ответить с цитатой

Нет, невозможность послать по почте - это неожиданность. Предложение послать по почте такую глыбу выглядит неожиданно. А озарение возникает, когда человек понимает, что это - пародия на ТВ-рекламу, где все время предлагают прислать по почте какой-нибудь мусор, чтобы получить другой мусор.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Гудвин
Пользователь
Сообщения: 180
Регистрация: 26.12.2004
СообщениеДобавлено: Вт Мар 22, 2005 18:33 Ответить с цитатой

Цитата из Алгоритма:
"Неожиданность - это когда вы слушаете слова другого человека, читаете текст или наблюдаете за чьими-то движениями, при этом заранее строите предположения насчет того, что будет сказано, написано или сделано вскоре, и эти ваши предположения сильно отличаются от того, что действительно оказывается сказано, написано или сделано. "
Предложению послать люк по почте не предшествует никакой контекст, настраивающий на какие-либо ожидания. Это не будет неожиданностью, в вашем определении.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Гудвин
Пользователь
Сообщения: 180
Регистрация: 26.12.2004
СообщениеДобавлено: Вт Мар 22, 2005 18:35 Ответить с цитатой

Цитата:

вы на какую разведку работаете?

Я не работаю на разведку. Я лью воду на мельницу.

Давайте ближе к теме.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Ух
Пользователь
Сообщения: 1110
Регистрация: 20.10.2003
СообщениеДобавлено: Вт Мар 22, 2005 23:55 Ответить с цитатой

Гудвин

Чтобы отловить момент неожиданности, достаточно просто достраивать фразу слово за слово

Пришлите ... уже появился контекст: прислать можно что-то кому-то куда-то как-то
нам ...вполне ожидаемо: кому-то - нам
по почте ... ожидаемо: как-то - по почте
5 ... ожидаемо: что-то
... дальше ждем название чего-то, что можно переслать по почте
...колодезных люков
- стоп!? разве они не слишком тяжелые для посылки по почте? непонятно
... вы получите маечку и кепочку от мосводоканала
- а вот теперь стало понятно (озарение)
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Гудвин
Пользователь
Сообщения: 180
Регистрация: 26.12.2004
СообщениеДобавлено: Ср Мар 23, 2005 13:08 Ответить с цитатой

Может быть и так. Но это уже зависит от личного восприятия.
Я воспринимаю преувеличение размера посылки как гротеск. Т.е. контекст, формирующий ожидания прописан слишком кратко, так, что его можно не воспринять. Мне кажется, это не очень удачный пример чистого аникса. Можно сомневаться, что это, вообще, аникс.

Мембрана, переименованная в перепонку это очень специальный юмор, понятный только узкому кругу. Такой , в качестве примера брать не стоит. О контексте и ожиданиях тут говорить, вообще, тяжело.

А ваш пример из текста с пещеристыми телами не подойдет?
Может быть, вы сформулируете кратко определение аникса, чтобы любой мог им воспользоваться?
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Ух
Пользователь
Сообщения: 1110
Регистрация: 20.10.2003
СообщениеДобавлено: Ср Мар 23, 2005 14:36 Ответить с цитатой

Пример с пещеристыми телами включает в себя помимо аникса радость (если слушает мужчина, то приятно представить себе красивую женщину) и во-вторых, бунт (мораль считает предосудительным говорить о половом возбуждении, а тут этот запрет преодолевается).

Гротеск - это и есть один из способов создания неожиданности.

Определение аникса:
Аникс - это определенное свойство фрагмента текста на некотором языке (включая язык жестов).
Фрагмент обладает свойством аникса, если
1) в нем есть точка неожиданности (определение чуть ниже)
2) при чтении всего фрагмента человек находит объяснение этой неожиданости
3) объяснение должно быть получено в виде одного шага рассуждения, а не в виде цепочки рассуждений
4) этот шаг должен занимать не более 1-2 секунд
5) поиск шага должен занять не более 10 секунд

На всякий случай даю и определение неожиданности:
Неожиданность - это когда вы слушаете слова другого человека, читаете текст или наблюдаете за чьими-то движениями, при этом заранее строите предположения насчет того, что будет сказано, написано или сделано вскоре, и эти ваши предположения сильно отличаются от того, что действительно оказывается сказано, написано или сделано.

Точка неожиданности - это момент времени, когда человек осознал, что такого продолжения фразы он не ожидал. Обычно это связано с тем, что продолжение фразы выглядит как неправильное, невозможное, запрещенное или бессмысленное.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Гудвин
Пользователь
Сообщения: 180
Регистрация: 26.12.2004
СообщениеДобавлено: Чт Мар 24, 2005 16:01 Ответить с цитатой

Хорошо, пусть гротеск один из способов создания неожиданности. Вы говорите , кажется. о 6 независимых механизмах смешного, к которым, вероятно, должны сводиться все остальные. Не могли бы вы их перечислить, чтобы иметь под рукой?

Хочу предложить вам еще одну психологическую точку зрения на аникс. В статье "Что такое эмоция" в Вестнике РОБП №5 2004
http://www.neuroscience.ru/component/option,com_docman/task,cat_view/gid,55/Itemid,88/?mosmsg=You+must+login+and+be+authorized+to+access+documents.
описана классификация 4-х интеллектуальных эмоций с помощью 2-х признаков.
Аникс возникает когда ситуация не соответствует предварительным ожиданиям. Это описывается признаком, который в статье называется не соответствующим.
Аникс возникает, после поступления несоответствующей информации. Это описывается признаком, который называется констатирующим.
Констатирующая не соответствующая эмоция это удивление.
Т.е. одной эмоциональной составляющей смеха в аниксе будет удивление.

В аниксе должно возникнуть озарение, которое означает внезапное согласование предшествующей информации с поступившей. По классификации в этой ситуации должна возникнуть интеллектуальная эмоция уверенности.
Но обе эти эмоции не вызывают смеха. В аниксе должно быть что-то еще.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Ух
Пользователь
Сообщения: 1110
Регистрация: 20.10.2003
СообщениеДобавлено: Чт Мар 24, 2005 17:38 Ответить с цитатой

Гудвин

Ссылка битая. Грущу

Цитата:
Т.е. одной эмоциональной составляющей смеха в аниксе будет удивление.

В аниксе должно возникнуть озарение, которое означает внезапное согласование предшествующей информации с поступившей. По классификации в этой ситуации должна возникнуть интеллектуальная эмоция уверенности.
Но обе эти эмоции не вызывают смеха. В аниксе должно быть что-то еще.


Эта идея идет еще со времен Хейманса (1896): "смена непонимания и внезапного уяснения". Обе эти эмоции не вызывают смеха только когда идут порознь. Аникс - это особое сочетание таких эмоций, двойная эмоция, связанная рациональным мышлением. То есть, удивление обязательно должно смениться уверенностью и смениться быстро, и смена эта должна быть вызвана работой интеллекта.

Сможете придумать пример, когда условия 1) 2)... 5) из моего предыдущего сообщения выполняются, прочие условия благоприятны, а смеха нет?
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Гудвин
Пользователь
Сообщения: 180
Регистрация: 26.12.2004
СообщениеДобавлено: Чт Мар 24, 2005 19:39 Ответить с цитатой

Не знаю.Дайте мне пример, хотябы не чистого аникса, а аникса, в котором отчетливо выражен контекст и ожидание развития ситуации и четко выражен элемент неожиданности. Можно попробовать слегка его изменить так, чтобы неожиданность и озарение сохранились, но смех исчез.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Ух
Пользователь
Сообщения: 1110
Регистрация: 20.10.2003
СообщениеДобавлено: Чт Мар 24, 2005 20:04 Ответить с цитатой

Цитата:
Вы говорите , кажется. о 6 независимых механизмах смешного, к которым, вероятно, должны сводиться все остальные. Не могли бы вы их перечислить, чтобы иметь под рукой?


1. Притворный смех является сознательным. То есть, сначала принимается решение о том, что надо улыбнуться или посмеяться, а потом, следует реакция. И человек хорошо помнит о том, что он принял такое решение.

2. Рефлекторный смех заключается в том, что в ответ на привычное раздражение органов чувств мы отвечаем привычной реакцией. Рассматриваются только простейшие, неабстрактные виды раздражения в соответствии с биологическим термином "рефлекс".

3. Радость образуется в результате получения удовольствия. Печаль образуется в результате противоположных ощущений. Удовольствие и неудовольствия перечисляются явно как физические ощущения и некоторые виды эмоций.

4. Основной закон юмора. Для того, чтобы создать эффект аникса необходимо и достаточно создать у аудитории неожиданность, которая вскоре и резко сменится озарением.

5. Основной закон сатиры. Для того, чтобы создать эффект стеба необходимо и достаточно в не слишком жестокой форме продемонстрировать чью-то слабость.

6. Основной закон бунта. Для того, чтобы создать эффект бунта, необходимо и достаточно продемонстрировать способность легко преодолевать какие-нибудь ограничения, которые обычно трудно или невозможно преодолеть.

На все вместе в той или иной мере влияет повторение ситуации. На рефлекторное смешное - повторение вызывает закрепление реакции. На радость - повторение вызывает медленное (в течении лет) ослабление реакции. На аникс - исчезновение реакции после 1-2 повторов. На стеб и бунт - исчезновение реакции после десятков повторов. На притворное смешное влияния нет.

Сила реакции пропорциональна:

R = R1 + R2*k2(n) + R3*k3(n) + R4*k4(n) + R5*k5(n) + R6*k6(n).

Здесь Rj - эффект от одной из 6 составляющих при первом столкновении с этой ситуаций. R1 и R3 могут принимать положительные и отрицательные значения, R2, R4, R5 и R6 - только положительные. Коэффициенты kj(n) учитывают влияние повторов и равны kj(n) при n-м прослушивании шутки, kj(1) = 1.

Формул для величин Rj нет, известно только, что эти функции возрастают при возрастании соответствия условиям, описанным в 6 законах. Величина соответствия предполагается алгоритмически более простой задачей, чем вычисление R или Rj целиком.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Ух
Пользователь
Сообщения: 1110
Регистрация: 20.10.2003
СообщениеДобавлено: Чт Мар 24, 2005 20:09 Ответить с цитатой

Цитата:
Дайте мне пример, хотябы не чистого аникса, а аникса, в котором отчетливо выражен контекст и ожидание развития ситуации и четко выражен элемент неожиданности. Можно попробовать слегка его изменить так, чтобы неожиданность и озарение сохранились, но смех исчез.


Хмм...

"А кто будет завышать тарифы на электроэнергию, того будем бить по морде."

Вроде бы достаточно полный контекст?

Какие продолжения самыми ПЕРВЫМИ приходят в голову как наиболее ожидаемые? Какие-то конкретные фразы или группы фраз или вообще на этом фраза должна окончиться?
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Гудвин
Пользователь
Сообщения: 180
Регистрация: 26.12.2004
СообщениеДобавлено: Сб Апр 02, 2005 16:39 Ответить с цитатой

Ожидаемое продолжение, что-нибудь типа:А кто будет завышать тарифы на электроэнергию, к тому будем применять штрафные санкции.
Т.е. что-то экономическое. Когда предлагается физическое воздействие, то возникает неожиданность. Озарение в том, что такими методами ничего не добъешься. Чуть-чуть смешно. Примерно, на 2 балла по 10 бальной системе. Элемент неожиданности я оцениваю в 6 баллов по 10-тибальной. Озарение в 1 балл.


Теперь чуть-чуть подправим: А кто будет завышать тарифы на электроэнергию, того заставим ходить по кругу.
По-моему, совсем не смешно, хотя элемент неожиданности и озарения, примерно, такой же.

Нужен еще более выразительный аникс. По-настоящему смешной. С сильным озарением. Тогда будет легче исправлять.


Вы слишком уверенно складываете составляющие в формуле. Складывать эмоции можно далеко не всегда. Вот пример. Красивая женщина в роскошной шляпе. Женщина и шляпа, сами по себе, вызыват положительные эмоции. Но женщина в шляпе вызовет еще более положительную эмоцию, только если ей шляпа "идет". Если шляпа "не идет", то суммарная эмоция уменьшится.

Можно попробовать поискать формулу для силы аникса в зависимости от величины неожиданности и от силы озарения
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Ух
Пользователь
Сообщения: 1110
Регистрация: 20.10.2003
СообщениеДобавлено: Вс Апр 03, 2005 11:02 Ответить с цитатой

Цитата:
Озарение в том, что такими методами ничего не добъешься.


Не совсем. Видимо, вы не слышали тот анекдот, на который этот анекдот намекает. Звучал он так:

Собрались волк, лиса и медведь играть в карты.
Волк говорит:
- Только играть честно! А кто будет жульничать - того будем бить по модре.
Медведь:
- Угу, по наглой рыжей морде.

Соответственно в этом анекдоте идет намек: тарифы на электроэнергию - рыжая морда - Чубайс - хитрая лиса и жулик.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Ух
Пользователь
Сообщения: 1110
Регистрация: 20.10.2003
СообщениеДобавлено: Вс Апр 03, 2005 11:07 Ответить с цитатой

Цитата:
Можно попробовать поискать формулу для силы аникса в зависимости от величины неожиданности и от силы озарения


Можно. Величину неожиданности количественно можно выразить как вероятность такого варианта развития повествования. Что касается озарения... то вот например Константин Глинка в своем варианте формулы юмора считает, что эффект обратно пропорционален времени на поиск этого самого озарения. Я бы не стал это так уверенно утверждать. Заметно только то, что при увеличении времени с какого-то момента эффект слабеет и пропадает, а обратная тут пропорциональность или что-то другое - понять трудно. Ясно только то, что с какого-то момента есть монотонно убывающая функция от времени.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
relations
Пользователь
Сообщения: 393
Регистрация: 04.03.2005
СообщениеДобавлено: Вс Апр 03, 2005 11:26 Ответить с цитатой

Гудвин Вы не Сидоров кассир. Пожалейте. Не чешите за ухом. смол айлы.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Гудвин
Пользователь
Сообщения: 180
Регистрация: 26.12.2004
СообщениеДобавлено: Вс Апр 03, 2005 13:08 Ответить с цитатой

Цитата:

Пожалейте

relations, мне жаль Вас.
По Вашей просьбе.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Гудвин
Пользователь
Сообщения: 180
Регистрация: 26.12.2004
СообщениеДобавлено: Вс Апр 03, 2005 13:52 Ответить с цитатой

Ух.
Анекдота про рыжую морду не слышал. С таким намеком действительно, намного смешнее.
Примеры то слишком сложные, то слишком простые.

Да, неожиданность лучше оценивать через вероятность.
Сила озарения, конечно, зависит не столько от времени на поиск, сколько от интенсивности процесса и напряженности ситуации, если это происходит в обществе.
Если сравнивать с формулой Симонова, сила озарения , наверное, связана с величиной потребности. Неожиданность с информацией. Правда это мало чем поможет.

Если искать зависимость силы аникса А от величины неожиданности Р и силы озарения Д,
А =А(Р,Д)
то при небольших значениях величин можно пользоваться обычным линейным приближением
А=Ао +аР + вД
где Ао - константа,
коэффициенты а , в индивидуальны у каждого человека.

Нужно достаточно много хороших примеров аниксов. Тогда каждый сможет определить свои параметры Ао, а, в , оценивая А, Р, Д.

То же самое можно проделать и вашей суммой 6 слагаемых. Только перед каждым слагаемым нужно ввести индивидуальный коэффициент. Эти коэффициенты могут оказаться и отрицательными, если какие-то слагаемые "не гармонируют" между собой.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
relations
Пользователь
Сообщения: 393
Регистрация: 04.03.2005
СообщениеДобавлено: Вс Апр 03, 2005 15:43 Ответить с цитатой

Гудвин, все равно не верю. Вы мне напоминаете Насретдина в роли Г. Гуслия.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Ух
Пользователь
Сообщения: 1110
Регистрация: 20.10.2003
СообщениеДобавлено: Вс Апр 03, 2005 19:13 Ответить с цитатой

Гудвин

Насчет величины потребности, это вы интересно подметили... Аниксовые анекдоты - это своего рода тест на интелелект: "дошло/не дошло". Соответственно, если дошло, а загадка сложная, то эффект сильнее.

Если анекдот выслушивается в обществе, то тут надо добавить два фактора:
1. Притоврный смех - когда человек смеется просто, чтобы показать, что анекдот он понял (даже если не понял) - чтобы не посчитали дураком.
2. Рефлекторный смех - когда рядом кто-то смеется, то легче рассмеяться самому.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Гудвин
Пользователь
Сообщения: 180
Регистрация: 26.12.2004
СообщениеДобавлено: Пн Апр 04, 2005 09:58 Ответить с цитатой

Даже если анекдот понят, то в обществе смех получается сильнее, потому, что страх не понять анекдот о опозориться сменяется облегчением от понимания. Этого перепада эмоций нет когда читаешь анекдот в одиночестве. Плюс, конечно, то что вы сказали.

Вообще, физиологическая основа смеха, возможно, заключается в резком облегчении от напряжения. Например, если наступает резкое, практически мгновенное избавление от длительной сильной боли, то может возникнуть беспричинный смех. Такое бывает редко, но бывает.

В аниксе тоже возникает резкое облегчение от интеллектуального напряжения в результате озарения.
Позвольте еще несколько пожеланий.
Нужно больше примеров. В тексте Алгоритма примеров, практически, нет. Без них тяжело понять о чем речь. Нужно на каждый раздел Алгоритма приводить по десятку примеров с разбором каждого.
Примеры аникса не должны содержать намек на какую-то специальную мало известную информацию. Должен быть четко описан контекст, формирующий ожидания. Неожиданность должна вызывать сильное удивление, которое сменяется озарением понимания.
Теория ясна. Дело за малым:научиться сочинять смешные анекдоты.

И всеже я не могу отделаться от сомнений. В аниксе с намеком на другой анекдот про рыжую морду смех возникает не только в результате неожиданности и понимания намека. Если бы не было выражения "наглая рыжая морда" то не было бы смешно. А это то, что Фрейд называл низкое в высоком. Контекст формирует ожидание чего то экономического (высокое), а все заканчивается рыжей мордой (низкое).
Но тут исправлять нужно аж два анекдота. Это слишком сложно.
Нужны хорошие примеры.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему
Страница 1 из 2 На страницу 1, 2  След.

Мир Психологии

Главная | О проекте | Баннерообмен | Реклама на сайте
Обратная связь | Копирайт | Партнерство | Баннеры

Psychology 100 Rambler's Top100

Powered by phpBB © 2001-2003 phpBB Group | Время Московское