Мир Психологии
Главная Биржа труда Психологический чат Психологический форум
Правила общения div FAQ div Поиск div Пользователи div Группы div Регистрация div Вход
Имя: Пароль: Автоматически входить при каждом посещении
Психологический форум arrow Научная психология arrow Ошибки (?) в классификации типов интеллекта М.А.Холодной

Согласны ли Вы с моим уточнением?
да
0%
 0%  [ 0 ]
нет
0%
 0%  [ 0 ]
Всего проголосовало : 0
Ошибки (?) в классификации типов интеллекта М.А.Холодной
Начать новую тему   Ответить на тему
Автор Сообщение
Древаль АВ
Пользователь
Сообщения: 32
Регистрация: 05.03.2005
Откуда: Москва
СообщениеДобавлено: Пн Мар 07, 2005 11:59 Ответить с цитатой

Уважаемые посетители Форума!
Вышла моя новая книга "Интеллект ХХХ", электронная версия которой размещена по адресу http://www.diabet.ru/IntellectXXX.htm . В разделе 15.1.3. "Классификация типов интеллекта" ( http://www.diabet.ru/IntellectXXX/15%2001%20Test.htm ) отмечены очевидные упущения в оригинальной классификации типов интеллекта М.А. Холодной. Мне интересно узнать, согласны ли Вы со мной, профессионалы и любители психологии?

проф. Древал Александр Васильевич

PS Я, к сожалению, не смог найти в Интернете электронный адрес М.А. Холодной и потому не могу с ней лично обсудить этот вопрос. Если кто-то поможет мне с ней связаться, я буду очень признателен.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
Древаль АВ
Пользователь
Сообщения: 32
Регистрация: 05.03.2005
Откуда: Москва
СообщениеДобавлено: Вт Мар 08, 2005 10:50 Ответить с цитатой

Уважаемый Michael,

Цитата:
...на мой взгляд, "игрой словами" в результате циклических перестановок занимаетесь вы, а если пересчитать комбинаторное число перестановок по знаку факториала, то помимо указанных М.А.Холодной ( 8 ) и вами (1 цикл. перестановка - 6, вторая ещё 4) их появится ещё больше


Вы абсолютно правильно поняли основное направление провокации этого раздела. Контекст следующий. В научных исследованиях, в целом, просматриваются два крайний направления. Одно из них - анализ текстов (в самом широком смысле этого слова), безотносительно того, к каким реальным объектам они относятся. Математика - идеальное выражение этого направления. Другой - описание конкретного объекта, то есть текст жестко привязан к объекту. Медицина, как наука, - один из таких примеров.

Отсюда, ученый должен всегда четко осознавать, в какой зоне анализа некоторого явления он находится - в первой ("математика") или второй ("медицина"). Большинство работ в области психологии интеллекта, с моей точки зрения, находятся в "размытой" зоне, что и приводит к абсурду, если начатое автором "логическое" построение довести до конца.

Практически, каждый раздел "Психологии интеллекта" из моей книги посвящен тому, чтобы описанную в книге М.А. Холодной "Психология интеллекта" очередную теорию деятельности интеллекта сместить в ту или иную , но вполне определенную сторону - к "математике" или "медицине". Это может раздражать, но это и есть корень провокации в этой части книги.

Цитата:
М.А.Холодная выделяет интеллектуальные качества, а вы прибавляете к ним в первой модификации характеристики уровня конструкта личности, а во втором, так и вообще, соционические типы.
Т.е. к собственно интелектуальным качествам вы неоправданно механически прибавляете параметры других уровней.


Классификация М.А. Холодной ближе к "математике", чем "медицине", но, в целом, все еще находится в "размытой" зоне. В связи с этим, я полагал, что Мария Александровна должна была четко определить границы недопустимости применения к классификации комбинаторики и указать причины этой недопустимости. Предложенное мной "улучшение" классификации М.А. Холодной и направлено как раз на то, чтобы М.А. и ее последователи могли увидеть в ней логические дыры.

Ваше предложение довести применение комбинаторики до конца тоже сформулировано в моей книге в качестве "задачи для размышления" в конце раздела.

Цитата:
Но то, что интеллект прямо связан с именно с объёмом КВП очень глубоко недавно представили американцы.


Приятная для меня новость, так как согласуется с моей теорией.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
Древаль АВ
Пользователь
Сообщения: 32
Регистрация: 05.03.2005
Откуда: Москва
СообщениеДобавлено: Вт Мар 08, 2005 11:26 Ответить с цитатой

Уважаемый Michael


Цитата:
Каким образом познавательные модели праматематики оказались записаны в геноме человека, какая популяционная генетика способствовала этому чудесному явлению природы?


Мой ответ на Ваш вопрос Вы найдете в разделе 11.3. "Интеллект как побочный продукт врожденных моделей нервной регуляции функций организма" по адресу
http://www.diabet.ru/IntellectXXX/Rasdel%2011.htm


Цитата:
Ещё не созданные разделы математики и сверхматематика будут являться результатом научного творчества (человеческого или там киборгов разных), как и её предыдущее развитие, а не результатом "откалывания всего лишнего от куска камня для создания статуи".


В моей книге высказано допущение, что любые общепринятые обществом знания - прошлые, настоящие и будущие, есть результат активации познавательных моделей потенциального интеллекта, перечень которых существенно шире, чем текущий, реализованный человечеством набор моделей. Так что потенциальный интеллект это уже "статуя", которую человечество рассматривает с разных точек зрения. Если модифицировать Вашу метафору. Очередная точка зрения - это очередной выбор обществом приемлемых для него познавательных моделей из банка потенциально реализуемых познавательных моделей.


Цитата:
Почему из всего, что традиционно составляет психику и предмет психологии вычленяется именно интеллект? Не потому ли, что из всего многообразного ментального содержания, его легче всего объявить, связанным с врожденным банком данных?


Тема книги - "процесс познания: механизмы и пределы". Отсюда и выбор объекта для анализа

Я, к сожалению, не могу ответить на те из Ваших вопросов, которые сформулированы недостаточно для меня понятно. Так что, если Вы не находите ответа на некоторые из Ваших вопросов, то это не потому, что я не хочу на них ответить, а просто я не в состоянии их понять. Если, тем не менее, Вы настаиваете на ответе на них, тогда укажите их снова и я задам Вам уточняющие вопросы, со своей стороны.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
Древаль АВ
Пользователь
Сообщения: 32
Регистрация: 05.03.2005
Откуда: Москва
СообщениеДобавлено: Чт Мар 10, 2005 12:17 Ответить с цитатой

Уважаемые посетители Форума.

Чтобы ограничить дискуссию только указанной в Форуме темой, привожу выдержку из моей книги, которую мне бы хотелось обсудить



Классификация типов интеллекта М.А. Холодной может быть естественным образом дополнена. Очевидный «недосмотр» очень типичен и связан с естественным желанием любого ученого сделать свою гипотезу не только логически выдержанной, но и наглядной. Но как было указано выше, наглядные представления намного менее мощный аппарат анализа, чем язык и потому чреват «недосмотрами».

Классификацию Холодной М.А. представим в виде таблицы, а не рисунка, как в оригинале.


Табл. 15.1. http://www.diabet.ru/IntellectXXX/15%2001%20Test.htm

Из таблицы видно, что классификация построена на парном противопоставлении функций интеллекта, что делает ее очень наглядной и логически строгой. Но далее Холодная М.А. жестко «спаривает» функции интеллекта, изображая классификацию в виде окружности и назначая комбинации смежных в таблице функций интеллекта дополнительные качества (табл. 15.2).



15.2. Структура связи парных функций интеллекта по М.А. Холодовой
http://www.diabet.ru/IntellectXXX/15%2001%20Test.htm

Табл. 15.3. Модификация таблицы 15.2, в которой переставлены местами 2, 3 и 4 строчки (1-я циклическая перестановка).

http://www.diabet.ru/IntellectXXX/15%2001%20Test.htm

Интеллектуальные качества, генерируемые таблицей 15.3 и не указанные М.А. Холодной:

1А+3А – обучаемость (усвоенные знания человек хорошо воспроизводит)

4А+2А – лидерство (человек ясно и общедоступно формулирует одну цель, которую реализует)

2А+1Б – мастерство (человек, в рамках профессиональной специализации получает требуемый результат)

1Б+3Б – творчество (человек в своей специальности открывает новые законы, связи, явления)

4Б+2Б – генератор идей (человек генерирует альтернативные возможные решения проблемы в зависимости от полученной информации)

2Б+1А – эрудиция (человек, в рамках полученного образования может дать альтернативные интерпретации событий)



Табл. 15.4. Модификация таблицы 15.2, в которой переставлены местами 2, 3 и 4 строчки (2-я циклическая перестановка).

http://www.diabet.ru/IntellectXXX/15%2001%20Test.htm



Интеллектуальные качества, генерируемые таблицей 15.4 и не указанные М.А. Холодной

1А+4А – классификатор (полученные знания человек идеально реорганизует: педагог, Линней, Д.И. Менделеев)

3А+1Б – диагност (врач, быстро и точно определяющий болезнь по набору жалоб больного и т.п.)

1Б+4Б – исполнительский талант (рутинное выполнение работы по выученным алгоритмам: музыкант-исполнитель, артист, С. Рихтер)

3Б+1А – талант (комбинация общего и продуктивного интеллекта в одном человеке: Аристотель)



Общая идея М.А. Холодной построения новых качеств интеллекта достаточно очевидна, хотя явно ею не сформулирована. Подходящая категория (адаптивность, исполнительность и т.п.) ею выбирается таким образом, чтобы она одновременно и содержательно отражала название спаренных функций интеллекта, критерии их выделения и типы интеллекта. Но совершенно очевидно, что это скорее интуитивный, чем логически аргументированный подход и поэтому интеллектуальные качества, генерируемые таблицами 15.2-15.4, могут быть выражены другими словами. И вряд ли кто-либо их сможет оспорить. В этом, пожалуй, слабая сторона представленной классификации интеллекта, которая больше похожа на игру словами, чем строгую научную классификацию. Но что есть работа интеллекта, как не игра словами, предложениями и другими абстракциями?

В классификации М.А. Холодной (табл. 15.1 http://www.diabet.ru/IntellectXXX/15%2001%20Test.htm ) систематизированы функции интеллекта, которые диагностируются с помощью психологических тестов. Это позволяет легко указать, какая часть интеллекта доступна изучению психологов в тестах и как противоречивые результаты могут порождаться недоступной исследованию частью интеллекта.

Тестирование «научения» и «овладения специальными знаниями», представляет собой изучение насыщения ДВП активированными познавательными моделями и механизм трансформации неактивированных моделей ПИ в активированные модели ДВП.

Тестирование «достижение заданной цели» изучает механизмы взаимодействия КВП и ДВП. Полагаю, что нужно дать небольшое пояснение этому утверждению. Допустим, человека мучит жажда и тогда цель – ее утоление. Следовательно, от нервного центра жажды в КВП поступает нервный импульс в виде информационного активатора «жажда». Пусть в ДВП мучимого жаждой человека сформирована предшествующим опытом нервная сеть познавательных моделей «устранение жажды», с помощью которой человек может решить возникшую проблему - жажда. Тогда информационный активатор «жажда» взаимодействуют с соответствующим информационным рецептором модели этой сети. Это взаимодействие возбуждает познавательную сеть «жажда» и в КВП из ДВП, от незаблокированных информационным активатором познавательных моделей, поступают импульсы, которые сознание воспринимает как алгоритмы действия. То есть схема подобна той, что мы уже разобрали на примере с усвоенной таблицей умножения.

При тестировании «достижении заданной цели» может быть обнаружено, что человек недостаточно успешен в этом. Тогда можно предложить, по крайней мере, следующие интерпретации. Во-первых, у тестируемого человека, отсутствуют в ДВП активированные модели, которые можно применить для решения поставленной в тесте проблемы. Например, если в случае «жажды» человеку предложить утолить жажду с помощью кокоса, о котором у него нет никаких представлений, то он может и не достичь цели – утоление жажды. Во-вторых, у испытуемого может быть в принципе затруднено взаимодействие КВП и ДВП, даже на фоне сформированных в ДВП алгоритмов действия («тугодум»). Например, чувство жажды (информационный активатор) стимулирует решение проблемы (импульсы активатора поступают в ДВП) только в том случае, когда жажда становится нестерпимой. Из представленного описания очевидно, тестирование «достижение заданной цели» это оценка эффективности взаимодействия КВП и ДВП.

Тестирование «создание альтернативных целей» также изучает механизмы взаимодействия КВП и ДВП, но в случае наличия в ДВП альтернативных познавательных моделей.

Тестирование «актуализации информации» направлено исключительно на изучение эффективности взаимодействия КВП и ДВП.

Тестирование «преобразования информации» раскрывает способность активировать потенциальные познавательные модели, когда маршрут информационного активатора к моделям ПИ задается моделями ДВП (этот аспект будет рассмотрен подробнее ниже).

Итак, из представленного сопоставления таблицы 15.1 и рис. 15.1 ( http://www.diabet.ru/IntellectXXX/Fig%20cap%202/Fig%2015_1.gif ) можно сделать следующие выводы. Во-первых, очевидно, что никакого множества интеллектов нет, а есть лишь различные механизмы функционирования единого интеллекта, которые изучаются психологами в тестах. Во-вторых, ДВП является очень пластичной и постоянно обновляемой частью интеллекта, а, следовательно, все тесты, направленные на ее изучение, могут со временем давать у одного и того же человека различающиеся результаты. Более того, тесты, направленные на изучение информации, сосредоточенной в ДВП, отражают лишь информационную насыщенность ДВП и никакие другие свойства интеллекта. В-третьих, ПИ для современных психологов является «черным ящиком» абсолютно недоступным для прямого изучения.



Темы для размышлений:

1. Вообще говоря, никто не мешает поменять в таблице 15.2 М.А. Холодной не только строки, но и пары. Проанализируйте, какие новые качества интеллекта можно получить таким путем. А если еще разрешить не только спаривать, но и «страивать» функции интеллекта, то какие качества интеллекта можно вообразить в этом случае?
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
Древаль АВ
Пользователь
Сообщения: 32
Регистрация: 05.03.2005
Откуда: Москва
СообщениеДобавлено: Пн Апр 04, 2005 18:21 Ответить с цитатой

Улыбаюсь, шучу
Уважаемые посетители Форума!

Я открыл дискуссию по моей книге на нескольких сайтах и разослал информацию о ней многим лицам, которым моя книга, с моей точки зрения, могла быть интересной. Острота дискуссии по ней превзошла все мои ожидания. Для того, чтобы навести какой-то в этом порядок, я только что открыл "группу интересов" на Яхо по адресу http://groups.yahoo.com/group/intellect_3X/ , в которой собрал все мои Форумы и намерен опубликовать наиболее интересные ответы, полученные по электронной почте. Приглашаю всех желающих посетить группу «Когнитология и информация» В этой группе Вы можете не только ознакомиться с дискуссией в различных частях интернета, по затронутым в книге вопросам, но и сами открыть дискуссию по заинтересовавшему Вас вопросу из книги.

С уважением
проф. Древаль Александр Васильевич
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
adada
Пользователь
Сообщения: 1448
Регистрация: 23.03.2005
Откуда: правобережие Дона, левобережье Днепра
СообщениеДобавлено: Пн Апр 04, 2005 19:24 Ответить с цитатой

Michael писал(а):
Цитата:
...из врожденного банка информации (у человека, как НБИ) в процессе информационного взаимодействия человека с объектами (АБИ).

...
На утверждение о существовании некоего врожденного банка данных информации не решался никто из классиков этологии и представителей социобиологии.

Насколько же проще неклассикам, неучам, не... не... Улыбаюсь, шучу

Почему бы не поддержать Александра Васильевича и не признать существование подобного банка?! Определив ему место
а) исключительно в языковой среде,
б) исключительно в гармонизированной его части -- в просодической и
в) доступное для непосредственной интроекции в человека исключительно во внешний период его "зародышевого" развития, т.е. до 1-1,5 года.

Для участия в группе «Когнитология и информация» подготовлены необходимые предварительные материалы:
http://adada.nm.ru/brainling/brainling.htm
или
http://adada.fromru.com/brainling/brainling.htm
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Michaеl
Пользователь
Сообщения: 11599
Регистрация: 04.01.2005
СообщениеДобавлено: Ср Апр 06, 2005 12:22 Ответить с цитатой

Адада, я кажется очухался от "меры эволюции", спасибо за ссылки.
А как вы относитесь к выделению психоэтологической проблемы Гинецинским?
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
adada
Пользователь
Сообщения: 1448
Регистрация: 23.03.2005
Откуда: правобережие Дона, левобережье Днепра
СообщениеДобавлено: Ср Апр 06, 2005 14:59 Ответить с цитатой

Michael писал(а):
...очухался от "меры эволюции", спасибо за ссылки.
Вы частенько прибегаете к "кросс-постингам", так что могу только предположить, что в данном случае благодарность огласована "по совокупности". Улыбаюсь, шучу
Одной цели они достигли: Вы не жалеете своих! Ссылок, я имею в виду.

Michael писал(а):
А как вы относитесь к выделению психоэтологической проблемы Гинецинским?
Для ответа и поверхностного знакомства потребовалось время.
Что касается его одобрительного отношения к попыткам найти "закономерности изменения сложности форм поведения организма на основе определения удельного веса нервной ткани в его составе", -- разделяю его! Улыбаюсь, шучу
Т.к. экспансия церебротектоники (?) человека в последние 2,5 млн лет -- почти единственное, что имеется в наличии и с чем трудно поспорить.

Но мне показалось, что в его пропедевтическом "Курсе..." проблема только названа. Впрочем, почитаю.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Michaеl
Пользователь
Сообщения: 11599
Регистрация: 04.01.2005
СообщениеДобавлено: Ср Апр 06, 2005 15:31 Ответить с цитатой

Проблема, действительно, только названа. Но если допустить, что этот перечень проблематики на стыке биологии и психологии является исчерпывающим, то любое поведение так или иначе ставится этологическим.
Что это дань моде на этологию в рунете, т.е. спустя 20 лет после пика её научных успехов или всё поведение этологическое?
Тогда все врожденные "банки данных" в том числе и ваш находят своё теоретическое место.
Но вопрос подразделения поведения на основанное на этологических геномных паттернах и собственно культуральное остаётся. Хотя возможно, что и это псевдовопрос.
1. поведение, поддерживаемое отбором
2. поведение, основанное на первом, т.е. культуральное
3. целенаправленное поведение, реализующееся в паттернах
двух первых.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
adada
Пользователь
Сообщения: 1448
Регистрация: 23.03.2005
Откуда: правобережие Дона, левобережье Днепра
СообщениеДобавлено: Ср Апр 06, 2005 16:56 Ответить с цитатой

Michael писал(а):
...Что это дань моде на этологию в рунете...
Или -- моде на типы интеллекта! Улыбаюсь, шучу
Цитата:
Переход от монархии к республике, от капитализма к коммунизму совершенно незначителен по сравнению с" заменой одной фундаментальной формы культуры другой — идеациональной на чувственную, и наоборот. Такие изменения очень редки. Как мы видели, в течение трех тысячелетий греко-римской и западной истории это случилось только четыре раза. Но когда же кризис действительно происходит, то он производит основательную и эпохальную революцию в человеческой культуре. Нам предоставлен редкий шанс жить, наблюдать, мыслить и действовать в котле такого мирового пожарища.
П.А. Сорокин пришел к выводу, что в его время качели понеслись обратно к идеациональной культуре. А ей соответствует иной тип интеллекта, нежели культуре чувственной.

Позвольте предположить, что отмеченная мода на этологию в ее идеациональном "формате", помноженном на технологические возможности, фактически, свидетельствует об интересе к псевдоэтологии. А какие силы на нее брошены!
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Michaеl
Пользователь
Сообщения: 11599
Регистрация: 04.01.2005
СообщениеДобавлено: Ср Апр 06, 2005 17:19 Ответить с цитатой

Вот чего угодно ожидал только не П.Сорокина:) Отвечаю в вашем же стиле.
Сорокин начинал свою карьеру медстатистиком в ныне 1-м ПНИ (психоневрологическом интернате на берегу Невы, рядом со Смольным), я там когда учился на базе ЛИУВЭК. Улыбаюсь, шучу И большое счастье для нашей иррациональной культуры, что он уплыл на одном из философских пароходов Улыбаюсь, шучу
Псевдоэтология и протопоповщинка меня никогда и не интересовала. говорю об этологии как о науке, части биологии Улыбаюсь, шучу
Сорри, за эмоциональность Улыбаюсь, шучу

... Ваши идеи, связанные с просодией и праязыком этологические в своей основе или вы считаете иначе?
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
adada
Пользователь
Сообщения: 1448
Регистрация: 23.03.2005
Откуда: правобережие Дона, левобережье Днепра
СообщениеДобавлено: Ср Апр 06, 2005 17:41 Ответить с цитатой

Michael писал(а):
Псевдоэтология и протопоповщинка меня никогда и не интересовала...Сорри, за эмоциональность...
О Вас даже и не подумал! Улыбаюсь, шучу

Идеи о просодии это... логические! Такой способ сшивки между собой известных и не очень идей других людей, простите за рифму. В надежде на то, что грубый ададский кетгут рассосется, а эти разнородные и разнообразные идеи срастутся.

Когда видно искривление умственных траекторий, хорошим тоном следует считать гипотезу о существовании неких влиятельных объектов. И в этом смысле ошибиться не больно, если выяснится, что предполагаемый объект выглядит в действительности совсем не так, как на самом деле. Улыбаюсь, шучу
А псевдо -- это когда пытаются соорудить строение на голом месте, изведя на него кучу серого "портланд-цемента".
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Michaеl
Пользователь
Сообщения: 11599
Регистрация: 04.01.2005
СообщениеДобавлено: Чт Апр 07, 2005 06:31 Ответить с цитатой

В чем разлилие между психолингвистикой и брейнлингвистикой?
Наверное в том, что синтез лингвистики и психологии находится по сю сторону психофизиологической проблемы.
А вот синтез лингвистики с нейронауками и СТЭ обнаруживается через пропасть этой проблемы.
Психофизиологической проблемы нет и при этологическом подходе к поведению.

Этологические и социобиологические подходы не отрицают и психологи (Х.Хекхаузен и многие другие). Так что "псевдо-" только у субкультуры протопоповцев и примкнувших.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
adada
Пользователь
Сообщения: 1448
Регистрация: 23.03.2005
Откуда: правобережие Дона, левобережье Днепра
СообщениеДобавлено: Чт Апр 07, 2005 12:52 Ответить с цитатой

Michael писал(а):
В чем различие между психолингвистикой и брейнлингвистикой?

Спасибо, барин, не погребовали упомянуть одиозное в одном ряду с достойным! Улыбаюсь, шучу (Тут одним смайликом не отделаться, подчеркну: начинял эту фразу чистой воды балагурством, если и почувствуете иронию, отнесите ее полностью на счет брейнлингвистики!)

Единственный целокупный источник моих знаний о возможностях науки психолингвистики (как об инструменте примирения Холодной и Древаля) -- рекомендованный мне В.П. Беляниным его учебник.
Естественно, что особое внимание привлекла его глава "Теория формирования языкового сознания в онтогенезе", где говорится о некоем паритете между биологическим и социальным в человеке. И как мне показалось, именно в этом месте психолингвистика лихо перепрыгивает "пропасть" как незначительное с практической точки зрения препятствие.

В книге "Мозг, разум и поведение" (Блум, Мейзерсон, Хофстедтер) со ссылкой на Джулиана Джейнса пишут о том, что совсем еще недавно, около 3 тыс. лет назад человеку был свойствены бикамеральный разум, бикамеральное мышление (т.е. раздельнополушарные). Не знаю, характерно ли такое для высших животных, но очень вероятно, что именно это делает человека животным и в этом смысле наука этология не менее человечна психолингвистики.
Если психолингвистика начнет с этим фактом считаться, то о брейнлингвистике можно будет и забыть!

И наоборот... Улыбаюсь, шучу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Michaеl
Пользователь
Сообщения: 11599
Регистрация: 04.01.2005
СообщениеДобавлено: Чт Апр 07, 2005 13:55 Ответить с цитатой

Цитата:

пишут о том, что совсем еще недавно, около 3 тыс. лет назад человеку был свойствены бикамеральный разум, бикамеральное мышление (т.е. раздельнополушарные).

Ну, ... вы не читали С.Лема (вылетело название) о жизни с перерезанной межполушарной комиссурой? Адада, это ужас почище описанного А.Р.Лурией в "Потерянный и возвращенный мир".
Геном человека по данным Боринской не меняется 200 тыс. лет, какой бикамеральный разум? Улыбаюсь, шучу

А.В.Древаль с М.А.Холодной никогда и не ссорились и судя по всему и не собираются:) А учебник В.П.Белянина взял бы в руки с большим удовольствием и интересом.

Мне кажется, что в неверно поставленном ещё 2000 лет назад вопросе о соотношении биологического и социального в человеке (считая от Аристотеля) логического разрешения этой дихотомии просто не существует. Ближе всего то, что говорите вы (точнее очень красиво формулируете), что человек не становится половозрелой особью вне социализации.
Или как точно у вас это звучит? Улыбаюсь, шучу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
adada
Пользователь
Сообщения: 1448
Регистрация: 23.03.2005
Откуда: правобережие Дона, левобережье Днепра
СообщениеДобавлено: Чт Апр 07, 2005 15:29 Ответить с цитатой

Michael писал(а):
...человек не становится половозрелой особью вне социализации. Или как...

Знать бы этот прикуп -- "как"!..

Меня занимает модель "фулл-Маугли" (ФМ).
Вообразим, что человек от рождения проходит полный курс социализации в стаде высших приматов. С учетом генетического наследства данный ФМ и в данном окружении уже гений. Его гениальные способности должны наделить доступный ему обезьяний язык недостающими свойствами, которые присущи языку человека. А если таких ФМ будет несколько, то они будут представлять собой аналог какого-то чрезвычайно отсталого человеческого племени, только пользующегося не человеческим, а обезьяньим языком. Который, естественно, необходимо будет признать человеческим.
Согласитесь, этот вариант интуитивно малоубедителен.

Более вероятен другой вариант, при котором ни единичный ФМ, ни их сообщество не будет отвечать некоторым известным критериям, по которым мы всегда можем отличить человека от недочеловека. Очевидно, этот фатальный дефект нельзя однозначно связать с отсутствием в обезьяньем языке символьного компонента человеческого языка, т.к. эта будто бы социализирующая символьность, утверждают ученые, совершенно недоступна младенцу в течение довольно долгого периода времени. (Некоторые его числят до момента завершения полового созревания, отмечено это и чисто юридически).

Volens-nolens внимание приходится обратить на просодический компонент. Или искать что-то еще. Но независимо от того, каким этот компонент окажется, его корни уйдут в палеоантропологию.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Michaеl
Пользователь
Сообщения: 11599
Регистрация: 04.01.2005
СообщениеДобавлено: Чт Апр 07, 2005 15:40 Ответить с цитатой

Адада, в обоих вариантах мы получим имбецила ... только и всего.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
XNS
Начинающий
Сообщения: 11
Регистрация: 30.03.2007
Откуда: Half-Moscow
СообщениеДобавлено: Пт Мар 30, 2007 13:20 Ответить с цитатой

adada писал(а):
Michael писал(а):
Цитата:
...из врожденного банка информации (у человека, как НБИ) в процессе информационного взаимодействия человека с объектами (АБИ).
...
На утверждение о существовании некоего врожденного банка данных информации не решался никто из классиков этологии и представителей социобиологии.
Насколько же проще неклассикам, неучам, не... не... Улыбаюсь, шучу
Я правильно понимаю, что если считать врождённой информацию,
КОТОРАЯ СУЩЕСТВУЕТ В ЯЙЦЕКЛЕТКЕ НА МОМЕНТ ЗАЧАТИЯ,
то ничего из описанного в статье там нет?
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему
Страница 1 из 1

Мир Психологии

Главная | О проекте | Баннерообмен | Реклама на сайте
Обратная связь | Копирайт | Партнерство | Баннеры

Psychology 100 Rambler's Top100

Powered by phpBB © 2001-2003 phpBB Group | Время Московское