Мир Психологии
Главная Биржа труда Психологический чат Психологический форум
Правила общения div FAQ div Поиск div Пользователи div Группы div Регистрация div Вход
Имя: Пароль: Автоматически входить при каждом посещении
Психологический форум arrow Обмен опытом, практическая психология arrow Как снизить нагрузку в школе не снижая кол-ва уч. материала?

Как снизить нагрузку в школе не снижая кол-ва уч. материала?
Начать новую тему   Ответить на тему
Автор Сообщение
zavarkin
Пользователь
Сообщения: 2175
Регистрация: 09.01.2005
СообщениеДобавлено: Вс Ноя 04, 2007 01:06 Ответить с цитатой

Проводилось анкетирование по поводу адаптации в новых условиях обучения (периодическая система) и к новому колективу в 7 и в 10 кл-х.
Цель проведения нам не важна, а важно, - что
по результатам получилось, что треть испытывают высокую или очень высокую нагрузку.

Меня попросили дать какие-либо рекомендации по этому поводу ДЛЯ ПЕДАГОГОВ. Т.е. что можно рекомендовать делать, если высокая учебная нагрузка?
При чём, мне это нужно сделать достаточно лаконично и при том, что на мой взгляд - это проблема скорее методики преподавания, чем психологическая...
а я не педагог...
Тем не менее.
Я набросал кое-какие тезисы, по которым можно попробовать составить хоть что-то..


1. Рассказать о том, что материал требует усвоения. (Как переваривание пищи. Знания усвоены – ты готов к новой порции!) Для наилучшего усвоения -
- нужно определённое время, чтобы материал "улёгся" перед контрольной. Хорошо отработанный материал хорошо «всплывает» в памяти некоторое время спустя, есть момент, что планируемые ответственные мероприятия прорабатываются бессознательно к определённому назначенному дню
- на уроке должно даваться не более одной темы
- материал во время домашней подготовки должен дробиться. В день изучается одна тема, что связана с предметом, в другой день - другая, но ни несколько вместе! На день - одна цель!
- урок строиться должен как разбор одной центральной идеи
- не должно акцентироваться внимание на вещах, не касающихся учёбы
- материал не должен быть абстрактным, неосмысленным, а требующим
2. Завышенные требования, высокая нагрузка, неусвоенность знаний могут дать
- снижение мотивации к обучению
- неврозы (систематическое невыполнение важных домашних заданий, «лень», опоздания, пропуски занятий, (в том числе «по болезни») повышение агрессивности, аддиктивная деятельность и т.д.)
- усталость в том числе вызванная тревогой, а точнее, защитным механизмом подавления её.
- недосыпание
- снижение всех умственных способностей

Принимаю замечания, мысли, новые рекомендации
Например, какие формы работы на уроке более всего подойдут в наших условиях?
Какая работа в классе может проводиться психологом относительно этого?
Какова целесообразность различных «отдыхов» и в каких формах они могут быть?
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение ICQ Number
Rhean
Начинающий
Сообщения: 10
Регистрация: 06.11.2007
СообщениеДобавлено: Ср Ноя 07, 2007 19:51 Ответить с цитатой

Все хорошо продумано
из своего опыта могу посоветовать такие фокусы:
1. переструктурирование материала. Т.е. каждый преподаватель знает какие темы близки между собой и может комбинировать их в большой блок. Эти темы будут идти рядом по времени (соседние уроки) и на них можно ссылаться в процессе подачи новой темы. ("вот это так... а помните, вчера было почти так, только вот этак... и совсем противоположно тому, что на прошлой неделе")
2. много иллюстраций из реальной жизни
3. максимальная наглядность - все способы конспектирования, рисунки, проекторы и т.д.
4. каждые 15-20 мин. давать 2-5 минутную паузу на расслабление, в течение которой можно подвигаться, поговорить или обсудить поданную тему на примерах
5. максимальное использование дискуссий и обсуждений. Чем больше вопросов, тем лучше поймут и запомнят
6. практические задачи (если предмет позволяет), причём постараться снять напряжение связанное с оценкой.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
zavarkin
Пользователь
Сообщения: 2175
Регистрация: 09.01.2005
СообщениеДобавлено: Ср Ноя 07, 2007 23:51 Ответить с цитатой

OK!
Когда-то очень давно видел исследование эффективности в обучении различных форм работы (лекция, самостоятельная работа, презентация, мозговой штурм и прочие).
Я помню лишь, что самая эффективная форма работы с т.з. усвоения материала - это обучение других, а самая бесполезная - это лекция.

Может, кто встречал где-нибудь что-то похожее?
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение ICQ Number
с-винтик
Пользователь
Сообщения: 552
Регистрация: 08.06.2007
СообщениеДобавлено: Пт Ноя 09, 2007 14:52 Ответить с цитатой

а почему так важно не снижать кол-во материала?
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
zavarkin
Пользователь
Сообщения: 2175
Регистрация: 09.01.2005
СообщениеДобавлено: Вс Ноя 11, 2007 07:20 Ответить с цитатой

Во-первых, до этого додуматься легко, это не вопрос. Во-вторых, придётся тогда снижать для всех, то есть и для вторых двух третей, что не испытывают перенагрузки. Это нехорошо, почему другие должны страдать? Или снижать кол-во материала для трети, остальные делают то, что надо, но это технически я себе не представляю, как сделать.. Да и для 10-х класссов такого не бывает понятия - индивидуальная программа..
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение ICQ Number
zavarkin
Пользователь
Сообщения: 2175
Регистрация: 09.01.2005
СообщениеДобавлено: Ср Ноя 14, 2007 15:55 Ответить с цитатой

придумал ещё такое направление для раздумий -

3. Признаки переутомления
Не может вспомнить информацию, которую явно учил
Делает глупые ошибки
Часто витает в облаках, теряет внимание
(Потеря внимания ещё может быть в случае если даётся не усваеваемый материал)
Не понимает собственных ошибок, если учитель на них указывает
Входит в ступор при ответе
Может быть связано с прогулами по несколько уроков, частыми болезнями

Под эту тему можно рассказать про торможение и запредельное торможение мозга. Например, многие сталкивались с тем, что иностранные слова забываются тем скорее, чем больше их зубришь.. Или во время ответа на экзаменах делаются глупейшие ошибки, или демонстрируется полное забывание материала. (Лично у меня была однажды целая эпопея, связанная с этим феноменом).
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение ICQ Number
с-винтик
Пользователь
Сообщения: 552
Регистрация: 08.06.2007
СообщениеДобавлено: Чт Ноя 15, 2007 18:06 Ответить с цитатой

На самом деле перегрузка у школьников почти тотальная.
Где эти две трети?
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
zavarkin
Пользователь
Сообщения: 2175
Регистрация: 09.01.2005
СообщениеДобавлено: Чт Ноя 15, 2007 23:22 Ответить с цитатой

Цитата:
На самом деле перегрузка у школьников почти тотальная.


как это выявить?
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение ICQ Number
zavarkin
Пользователь
Сообщения: 2175
Регистрация: 09.01.2005
СообщениеДобавлено: Чт Ноя 15, 2007 23:25 Ответить с цитатой

может, ещё какие-нибудь тезисы?
Я наверняка что-то упустил..
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение ICQ Number
с-винтик
Пользователь
Сообщения: 552
Регистрация: 08.06.2007
СообщениеДобавлено: Пт Ноя 16, 2007 10:56 Ответить с цитатой

Извиниет за неточность.
Могу сказать только за те школы , где проводили тестирование - половину материала все равно не усваивается.
Нагрузка отрицательно влияет на нейродинамический компонент.
За счет этого влияния затягивается развития всех высших функций и произвольности , в том числе. Еще бы _ посмотрите на младшие классы и оцените развития базовых функций. То , что было нормой еще пять (!) лет назад - сейчас уже высший пилотаж . Почти никто из детей 6-7 лет не выполняет хорошо реципрокную пробу, графомоторную пробу, динамический праксис, пробу Хеда. Снижено тактильное восприятие. Снижена кинестетика.
Некоторые сильно левополушарные дети все равно компеснируются за счет высокого уровня речевого регулирования - но посмотрите на этих детей. Они же совсем нервные!
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
zavarkin
Пользователь
Сообщения: 2175
Регистрация: 09.01.2005
СообщениеДобавлено: Чт Ноя 22, 2007 00:06 Ответить с цитатой

Цитата:

Извините за неточность.

Вы поняли меня, как если бы я требовал точных данных по общеобразовательной системе, но мне не это нужно.
Говоря, "как это выявить" я имел ввиду, как выявить мне это у себя в школе, если это есть, чем, чтобы было более-менее наглядно, понятно...

Хотя мне и это не к спеху, тем более, что это наверное черезчур сложно..

МНЕ ВАЖНО ЗНАТЬ, ЧТО МОЖНО ПРОТИВОПОСТАВИТЬ ПЕРЕГРУЗКЕ? Требования системы остаются, перенагрузка остаётся, - что делать? Как выходить из противоречия? Развивать готовность к восприятию информации, учить учиться? Как?
Цитата:

половина материала все равно не усваивается.


При лекции усваивается 1% информации
При обучении других - 95% информации
и прочие способы обучения тестировались, были такие исследования... Возможно, я найду их скоро..
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение ICQ Number
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему
Страница 1 из 1

Мир Психологии

Главная | О проекте | Баннерообмен | Реклама на сайте
Обратная связь | Копирайт | Партнерство | Баннеры

Psychology 100 Rambler's Top100

Powered by phpBB © 2001-2003 phpBB Group | Время Московское