Мир Психологии
Главная Биржа труда Психологический чат Психологический форум
Правила общения div FAQ div Поиск div Пользователи div Группы div Регистрация div Вход
Имя: Пароль: Автоматически входить при каждом посещении
Психологический форум arrow Поиск материалов и книг arrow тесты и методики для работы с семьёй

тесты и методики для работы с семьёй
Начать новую тему   Ответить на тему
Автор Сообщение
Карин@
Начинающий
Сообщения: 19
Регистрация: 30.04.2007
Откуда: Гомель
СообщениеДобавлено: Пн Апр 30, 2007 23:03 Ответить с цитатой

СРОЧНО нужны тесты и методики для работы с семьёй - определение главенствующей роли, типа семьи, выявление психологических особенностей семьи, методика РОП... Грущу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Darina608
Пользователь
Сообщения: 731
Регистрация: 16.11.2006
Откуда: ROstov on Don
СообщениеДобавлено: Ср Май 02, 2007 08:17 Ответить с цитатой

А меня всега прикалывали рисунки и в последнем номере Psychology прикольный с фотками тест там есть на определение кто главный и что больше всего ценят муж и жена в их отношениях Улыбаюсь, шучу Проверила на себе и трех семьях - РАБОТАЕТ Смеюсь
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение ICQ Number
PsyLab
Пользователь
Сообщения: 313
Регистрация: 18.02.2007
СообщениеДобавлено: Ср Май 02, 2007 10:48 Ответить с цитатой

РОП - http://vch.narod.ru/file.htm
есть немного тестов из книги Лидерса. пишите на личную почту
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Darina608
Пользователь
Сообщения: 731
Регистрация: 16.11.2006
Откуда: ROstov on Don
СообщениеДобавлено: Сб Май 05, 2007 16:10 Ответить с цитатой

«Циркулярное интервью»
Это основная и широко используемая техника. Психотерапевт по очереди членам задает семьи особым образом сформулированные вопросы или один и тот же вопрос. Для того чтобы эта техника «работала» не только на терапевта, то есть была не только диагностическим инструментом, но и инструментом психологического, психотерапевтического воздействия, нужно владеть ею виртуозно.
Начинающему системному семейному психотерапевту полезно будет выучить наизусть список тем, которые необходимо затронуть в беседе с семьей с помощью круговых вопросов:
• С какими ожиданиями пришла семья? Кто направил их на консультацию, к кому они обращались прежде?
• Как семья видит свою актуальную проблему?
• Какова ситуация в семье в настоящее время?
• Как раньше семья справлялась с трудностями и проблемами? Какие были способы решений?
• Как семья взаимодействует по поводу текущей проблемы? Необходимо прояснить круги взаимодействия на уровне поведения, на уровне мыслей и чувств.
• Какая система понимания проблемы и причин ее возникновения существует в семье?
• Какие существуют ключевые, триггерные ситуации?
• Как ситуация может развиваться наихудшим образом? Как можно усугубить проблему?
• Какие положительные стороны есть у проблемы?
• Вопросы о психологических ресурсах каждого.
• Вопросы о том, как каждый представляет себе будущее с проблемой и без нее.
• Какой была бы жизнь семьи без проблемы, без симптома?
Разумеется, весь этот круг тем невозможно затронуть за один сеанс. Обычно его можно пройти за две-три встречи. После этого системная гипотеза становится достоверной. Конкретная формулировка вопросов в круговой форме определяется индивидуальным мастерством и творческим потенциалом психотерапевта, его способностью строить контакт с семьей.

Впишите имена членов вашей семьи в анкету «Семейные роли» и отметьте количеством звездочек, насколько перечисленные роли характерны для каждого из них:
*** — его (ее) постоянная роль;
** — он (она) делает это довольно часто;
* — иногда это относится к нему (к ней).
Анкета «Семейные роли»
Роли Имена
Роли - обязанности
Организатор домашнего хозяйства
Закупщик продуктов
Зарабатывающий деньги
Казначей
Убирающий квартиру
Выносящий мусор
Повар
Убирающий со стола после обеда
Тот, кто ухаживает за животными
Организатор праздников и развлечений
Мальчик на побегушках
Человек, принимающий решения
Починяющий сломанное
Его превосходительство плохой исполнитель всех своих обязанностей
Роли-взаимодействия:
Буфер, посредник в конфликте
Любитель поболеть
Сторонник строгой дисциплины
Главный обвинитель
Одинокий волк
Утешающий обиженных
Уклоняющийся от обсуждения проблем
Роли Имена
Создающий другим неприятности
Держащийся в стороне от семейных разбо-
рок
Приносящий жертвы ради других
Семейный вулкан
Затаивающий обиду
Шутник
Некоторые из упомянутых ролей не свойственны вашей семье или никогда не исполняются тем или иным ее членом. В этом случае оставьте графу пустой. Возможно, в вашей семье есть свои уникальные роли, отсутствующие в общем списке; допишите их.
Методику можно проводить индивидуально или со всей семьей в целом. Она очень наглядна, информативна и в групповом варианте может служить основой для обсуждения семейной ситуации и различий в ее восприятии членами семьи. Анкета обычно не вызывает сопротивления, легко встраивается в обсуждение многих семейных тем, привнося в дискуссию атмосферу юмора и шуток.


«Если бы я был...»
Техника представляет собой игру, в основе которой лежит задание завершить незаконченные предложения.
Члены семьи обозначают самих себя или друг друга теми или иными неодушевленными предметами — метафорами данного индивида, что помогает им сосредоточиться на том, кем данный человек в действительности является или может быть в идеале. Это же раскрывает психотерапевту роль, которую в представлении какого-то конкретного человека он играет в своей семье и в обществе в целом. Технику можно использовать и для того, чтобы справиться с трудностями в работе с «невербальной» семьей или взять под контроль «заинтеллек-туализированные» разговоры в семье. Кроме того, психотерапевт может давать провоцирующие фразы, направленные на выявление проблем, связанных с насилием или чрезмерно строгой атмосферой в семье.
Техника «Если бы я был...» может быть использована самыми разными способами, чаще всего в качестве стремительно развивающейся игры. Психотерапевт начинает игру, читая первую часть предложения и обращаясь к семье с просьбой закончить его. После того как все члены семьи справятся с заданием, психотерапевт предлагает следующее незаконченное предложение. Все это может быть проделано несколько раз с использованием в качестве метафор разнообразных неодушевленных предметов. Предложения создаются самим психотерапевтом таким образом, чтобы включить метафоры, относящиеся к различным сенсорным и интеллектуальным модальностям. Предложения могут начинаться примерно так:
• Если бы я (он, она, наша семья) был транспортным средством, я (он, она, семья) был бы...
• «Если бы я был отрицательным персонажем сказки, я был бы...»
• «Если бы я был цветом, я был бы...»
• «Если бы я был настроением, я был бы...»
• «Если бы я был грехом, я был бы...»
• «Если бы я был инструментом, я был бы...»
• «Если бы я был животным, я был бы...»
• «Если бы я был известным литературным персонажем или историческим деятелем, я был бы...»
• «Если бы я был запахом, я был бы...»
• «Если бы я был едой, я был бы...»
Игра протекает быстро — у членов семьи не должно быть слишком много времени для обдумывания ответов. Предполагается, что игра будет записана на видеомагнитофон и затем воспроизведена в присутствии семьи, которая каким-то образом сможет отреагировать на происшедшее, а также прокомментировать предложения, составленные их ближними.


«Семейная хронология»
Составьте список дат, фактов и событий, начинающийся с рождения ваших дедушек и бабушек и до настоящего времени.
Эта хронология должна содержать все даты и события, которые, по вашему мнению, объясняют, каким вы являетесь сегодня. Вы можете не знать точно, как определенные события воздействуют на вас сегодня, но если вы смутно чувствуете, что на ваше формирование повлияло какое-то событие, запишите его.
Например, семейное предание или миф могут быть не менее важны, чем просто даты рождения, смерти и браков, годы болезней, изменений в карьере, переходов в другие школы, удач, неуспехов и т. д.
Разделите хронологию на три раздела: семья матери, семья отца и семья, в которой вы родились.
Семья, в которой вы родились, начинается с даты и события, когда родители встретились в первый раз.
Когда вы не знаете точно дату или факты, поставьте знак вопроса рядом с ними.
Когда вы закончите задание, напишите, какие чувства оно у вас вызвало.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение ICQ Number
Darina608
Пользователь
Сообщения: 731
Регистрация: 16.11.2006
Откуда: ROstov on Don
СообщениеДобавлено: Сб Май 05, 2007 16:13 Ответить с цитатой

Может пригодится Улыбаюсь, шучу есть еще из этой серии упражнения Улыбаюсь, шучу если что подкину Улыбаюсь, шучу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение ICQ Number
PsyLab
Пользователь
Сообщения: 313
Регистрация: 18.02.2007
СообщениеДобавлено: Сб Май 05, 2007 17:57 Ответить с цитатой

небольшой перечень

Типология методик диагностики родительско-детских отношений
Методики для детей (подростков).
Методика «Рисунок семьи»
Методика «Семья животных»
Методика «Межличностные отношения ребенка» Рене Жиля
Различные варианты методики «Незавершенные предложения»
Модификация оценочно-самооценочной методики.
Детский апперцептивный тест
Детский тест «Эмоциональные отношения в семье» Е. Бене-Антони.
«Альбом моей жизни» - проективная методика для старшеклассников
Диагностическая беседа Т. Ю. Андрушенко «Мой круг общения»
Опросник «Подростки о родителях»
Методика «Детско-родительские отношения подростков» П.Трояновской
Методика диагностики субъективной оценки межличностных отношений ребенка Н.Я.Семаго
Методики для взрослых.
Анамнестический опросник
Родительское сочинение «История жизни моего ребенка»
Опросник родительских отношений Варги - Столина
Опросник стиля родительского воспитания АСВ Э. Г. Эйдемиллера, В. В. Юстицкиса.
Опросник родительских установок PARY.
Опросник эмоциональных отношений в семье Е.И.Захаровой (методика ОДРЭВ)
Опросник Е.О.Смирновой и М.В.Быковой «Структура родительского отношения»
Шкала родительской озабоченности
Методика Р. Г. Овчаровой «Представления об идеальном родителе»

Методики для обследования диады родитель-ребенок

Методика «Архитектор-строитель».
Совместное складывание куба Линка родителем и подростком
Методики, одинаково пригодные как для детей, так и для взрослых.
Цветовой тест отношений А.Эткинда.
Методика «Модель личностной сферы» Р. Шмидека.
Семейная социограмма.
Методики, имеющие связанные друг с другом шкалы (формы) для родителей и для детей
Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми И. Марковской.
Методика «Диагностика содержания общения детей с близкими взрослыми» Т. Ю. Андрущенко и Г. М. Шашловой
Опросник родительского отношения к детям - «зеркало» для АСВ.

Ролевая структура семьи

Семейные роли и опросник распределения ролей в семье
Семья в структуре ролевых паттернов взрослого человека .
Определение согласованности семейных ценностей и ролевых установок в супружеской паре.
Методика «Ролевые ожидания партнеров» Н.Волковой.
Особенности общения между супругами

Супружеские конфликты и их диагностика

Методика «Взаимодействие супругов в конфликтной ситуации» Ю.Е.Алешиной, Л.Я.Гозмана, Е.М.Дубовской
Опросник «Реакции супругов на конфликт» А. С. Кочаряна

Диагностика совместимости

Опросник «Измерение установок в супружеской паре» Ю. Е.Алешиной.
Диагностика сексуальных отношений и поведения супругов
Опросник сексуальности Айзенка
Методика «Каков ваш коэффициент интимности?» Г.Алена, К.Мартина.

Методика оценки сексуального профиля
Вариант методики «Незавершенные предложения» -
«Мое письмо о супруге» С. А. Белорусова.
Способ оценки особенностей взаимодействия в диаде.
Ограничения в возможностях так называемых «обыденных», популярных семейных тестов
«Семейные психологические тесты» из популярных журналов - «за» и «против».
Примеры «обыденных» семейный тестов


Психологическое обследование семьи как целого.
Исследования семейной истории
Генограмма
Методика «Линия жизни семьи».
Семейная реконструкция и семейные расстановки.
Обзор техник семейной реконструкции в семейном консультировании и семейной психотерапии
Методика «Семейная доска»
Системный тест Геринга
Опросники удовлетворенности браком
Опросник удовлетворенности браком В. В.Столина,
Т.Л. Романовой, Г. П. Бутенко.
Опросник Ю.Е.Алешиной.
Рассказ «О-том-как-мы-встретились» и косвенные показатели удовлетворенности браком (методика
Дж. Готтмана).
Семейный стресс и семейная тревога
Семья в пространстве стрессогенных жизненных событий
по оценкам подростков (исследование О. А. Идобаевой)
Опросник «Список неприятных событий» П.М.Левинсона
Диагностика сплоченности и гибкости семейной системы
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Карин@
Начинающий
Сообщения: 19
Регистрация: 30.04.2007
Откуда: Гомель
СообщениеДобавлено: Сб Май 05, 2007 19:46 Ответить с цитатой

Спасибо, Darina608! Подмигиваю Методики пригодились! Если ещё что-то есть - вышли, пожалуйста!
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Карин@
Начинающий
Сообщения: 19
Регистрация: 30.04.2007
Откуда: Гомель
СообщениеДобавлено: Сб Май 05, 2007 19:47 Ответить с цитатой

Цитата:

Методики для обследования диады родитель-ребенок

Методика «Архитектор-строитель».
Совместное складывание куба Линка родителем и подростком
Методики, одинаково пригодные как для детей, так и для взрослых.
Цветовой тест отношений А.Эткинда.
Методика «Модель личностной сферы» Р. Шмидека.
Семейная социограмма.
Методики, имеющие связанные друг с другом шкалы (формы) для родителей и для детей
Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми И. Марковской.
Методика «Диагностика содержания общения детей с близкими взрослыми» Т. Ю. Андрущенко и Г. М. Шашловой
Опросник родительского отношения к детям - «зеркало» для АСВ.

Ролевая структура семьи

Семейные роли и опросник распределения ролей в семье
Семья в структуре ролевых паттернов взрослого человека .
Определение согласованности семейных ценностей и ролевых установок в супружеской паре.
Методика «Ролевые ожидания партнеров» Н.Волковой.
Особенности общения между супругами

Супружеские конфликты и их диагностика

Методика «Взаимодействие супругов в конфликтной ситуации» Ю.Е.Алешиной, Л.Я.Гозмана, Е.М.Дубовской
Опросник «Реакции супругов на конфликт» А. С. Кочаряна

Диагностика совместимости

Опросник «Измерение установок в супружеской паре» Ю. Е.Алешиной.
Диагностика сексуальных отношений и поведения супругов
Опросник сексуальности Айзенка
Методика «Каков ваш коэффициент интимности?» Г.Алена, К.Мартина.

Методика оценки сексуального профиля
Вариант методики «Незавершенные предложения» -
«Мое письмо о супруге» С. А. Белорусова.
Способ оценки особенностей взаимодействия в диаде.
Ограничения в возможностях так называемых «обыденных», популярных семейных тестов
«Семейные психологические тесты» из популярных журналов - «за» и «против».
Примеры «обыденных» семейный тестов


Психологическое обследование семьи как целого.
Исследования семейной истории
Генограмма
Методика «Линия жизни семьи».
Семейная реконструкция и семейные расстановки.
Обзор техник семейной реконструкции в семейном консультировании и семейной психотерапии
Методика «Семейная доска»
Системный тест Геринга
Опросники удовлетворенности браком
Опросник удовлетворенности браком В. В.Столина,
Т.Л. Романовой, Г. П. Бутенко.
Опросник Ю.Е.Алешиной.
Рассказ «О-том-как-мы-встретились» и косвенные показатели удовлетворенности браком (методика
Дж. Готтмана).
Семейный стресс и семейная тревога
Семья в пространстве стрессогенных жизненных событий
по оценкам подростков (исследование О. А. Идобаевой)
Опросник «Список неприятных событий» П.М.Левинсона
Диагностика сплоченности и гибкости семейной системы
_________________

А где это всё можно найти? Удивляюсь
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
PsyLab
Пользователь
Сообщения: 313
Регистрация: 18.02.2007
СообщениеДобавлено: Сб Май 05, 2007 20:21 Ответить с цитатой

Цитата:
А где это всё можно найти? Удивляюсь


Лидерc А. Г. Психологическое обследование семьи : учеб. пособие-практикум для студ. фак. психологии высш. учеб. заведений / А. Г. Лидерc. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 432 с.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Darina608
Пользователь
Сообщения: 731
Регистрация: 16.11.2006
Откуда: ROstov on Don
СообщениеДобавлено: Вс Май 06, 2007 09:10 Ответить с цитатой

Ок в понедельник с утречка вышлю все!!! Улыбаюсь, шучу

Удачи!
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение ICQ Number
Darina608
Пользователь
Сообщения: 731
Регистрация: 16.11.2006
Откуда: ROstov on Don
СообщениеДобавлено: Пн Май 07, 2007 13:16 Ответить с цитатой

Правила работы с семьями с детьми!
«Не командуй»
Родителей предупреждают о том, что в ходе сессий они должны избегать давать ребенку какие-либо команды. Им объясняют, что одни команды могут быть прямыми (например, «Дай мне эту куклу!»), другие — непрямыми. Непрямые команды также предполагают подчинение ребенка воле родителя.
Вот некоторые примеры прямых и непрямых команд.
«Убери кубики в ящик!» (прямая команда)
«Подойди к столу!» (прямая команда)
«Скажи: «Кубик!» (прямая команда)
«Давай построим домик» (непрямая команда)
«Не мог бы ты подать мне эту игрушку!» (непрямая команда)
«А не поставить ли нам эту деталь наверх?» (непрямая команда)

«Не критикуй!»
Некоторые примеры критических замечаний.
«Ты построил слишком высокую башню, она наверняка упадет».
«Эта деталь сюда не подходит».
«Разве это круг? Это больше похоже на квадрат».
Критические замечания негативным образом отражаются на самооценке ребенка (Pope A., McHale S. аnd Craighead W., 1988). Это особенно важно учитывать при работе с детьми, имеющими отставание в развитии, поскольку они и без того тяжело переживают ограниченность своих возможностей, связанных с низким уровнем когнитивных и психомоторных навыков (Harter S. аnd Pike R., 1984).

ПОХВАЛА
Родителей учат хвалить ребенка за хорошее поведение. Похвала может быть связана или не связана с обозначением конкретных действий. В последнем случае используются более общие формулировки, такие как «Хороший мальчик!», «Здорово!». Однако обозначение при этом тех действий ребенка, за которые он получает похвалу, не используется. Хотя такая похвала также способствует повышению самооценки ребенка (Pope A., McHale S. and Craighead W., 1988), следует отдать предпочтение похвале, в которой называются конкретные действия.
Некоторые примеры.
«Хорошая работа!» (похвала без обозначения конкретных действий).
«Здорово!» (похвала без обозначения конкретных действий).
«Ты — хорошая девочка» (похвала без обозначения конкретных действий).
«Ты — хороший мальчик, посадил дядю в машину» (похвала с обозначением конкретных действий).
«Хороший получился домик!» (похвала с обозначением конкретных действий).
«Как удобно ты устроился за столом!» (похвала с обозначением конкретных действий).
«Мне нравится, когда ты со мной говоришь» (похвала с обозначением конкретных действий).

Игнорирование!
Родители должны придерживаться трех основных правил.
• Во-первых, им надо игнорировать лишь те действия ребенка, которые направлены на то, чтобы привлечь их внимание (когда, скажем, ребенок начинает хныкать или говорить плохие слова). Если же ребенок поступает так по другой причине (например, бросает игрушку в стену, потому что ему нравится звук удара), игнорирование его действий не поможет их пресечению.
• Во-вторых, следует помнить, что прежде чем ребенок перестанет совершать плохие поступки, пытаясь привлечь внимание родителей, он будет вести себя все более разнузданно. Поэтому действия ребенка, представляющие опасность для него и окружающих (например, попытки ударить родителя) не должны игнорироваться. Родители должны решить, смогут ли они справиться с ситуацией, если ребенок, предпринимая отчаянные попытки привлечь их внимание, станет вести себя особенно вызывающе.
• В-третьих, начав игнорировать те или иные действия ребенка, родители и впредь должны продолжать их игнорировать. Если эти действия, наконец, выведут их из равновесия и они перестанут их игнорировать, то тем самым убедят ребенка в том, что выработанная им стратегия возымела действие. Он и в дальнейшем будет стремиться ее использовать.
Вот некоторые примеры игнорирования плохого поведения ребенка.
Ребенок, безуспешно пытаясь вставить фрагмент «головоломки» не туда, куда следует, начинает плакать и отходит от стола.
Родитель (отворачивается от ребенка): «Попробую-ка построить домик» (продолжает комментировать свои действия).
Ребенок (хныча, возвращается к столу).
Родитель (сразу же поворачивается к ребенку): «Хорошо, что ты вернулся к столу. Мне нравится играть вместе с тобой» (похвала с обозначением конкретных действий).
Сообщения
Цель. Это упражнение знакомит участников группы с теми социально приемлемыми внушениями родителей, которыми можно пользоваться, чтобы получать поглаживания от окружающих.
Необходимое время. 30 минут.
Материалы. Бумага и карандаш.
Подготовка. Специальной подготовки не требуется.
Процедура. На одном листке бумаги выписаны пять сценарных сообщений или директив: Будь сильным, Будь совершенным, Упорно пытайся, Торопись, Радуй других. Подумайте над этими фразами и посмотрите, соответствуют ли какие-то из них тому, что вы в раннем детстве слышали от своих родителей. Если да, определите, насколько они к вам подходят. То, что им отвечает, и было исходно тем, что вы делали, чтобы родители были вами довольны или горды. Вы и теперь можете считать, что с вами все хорошо, только пока вы действуете в соответствии с родительскими директивами. Расставьте директивы по порядку – от оказавших самое сильное влияние на вашу жизнь до наименее влиятельных.
Характер семейных поглаживаний
Цель. Это упражнение разработано на основе работы Гулдинга и Гулдинга (Goulding and Goulding, 1979). Оно применяется для улучшения сознавания того, как семейные поглаживания подкрепляют ощущения счастья или несчастья.
Необходимое время. 45 минут.
Материалы. Не требуются.
Подготовка. Руководитель должен быть опытным, поскольку это упражнение может вызывать сильные эмоции.
Процедура. Примите удобное положение и закройте глаза. Представьте, как вы стоите возле дома, где жили, когда были маленькими. Теперь представьте, что вы упали и разбили коленку. Вы с рыданиями бежите в дом, а по ноге у вас стекает маленькая капля крови. Посмотрите на выражение лиц членов вашей семьи. Что они говорят вам? Какие чувства они испытывают? Что они делают?
Повторите это упражнение в следующих воображаемых ситуациях.
• Вы вбегаете в дом злым и плачущим, потому что кто-то из детей постарше отобрал у вас игрушку.
• Вы вбегаете в дом в сильном испуге, потому что увидели большую собаку.
• Вы вбегаете в дом, смеясь и радуясь тому, что получили в школе приз.
• Вы входите в дом с чувством сильнейшего стыда, потому что промочили штаны и старшие ребята над вами смеялись.
По завершении этого упражнения откройте глаза и разбейтесь на пары. Поделитесь впечатлениями. Случалось вам испытывать чувства, которые в вашей семье считались неприемлемыми и которые вы теперь отказываетесь у себя признавать? Были ли у вас чувства, которые поощрялись и с помощью которых вы теперь манипулируете другими, чтобы добиваться того, что вам нужно?

Подробно о своих проблемах (которые нужно решать в семье) Вы не писали… но если захотите консультировать СЛЕДКЕТ УЧЕСТЬ:
Консультант должен быть подготовлен к консультированию клиентов всех возрастных групп. Kirkpatrik (1975; цит. no: George, Cristiani, 1990) сформулировал девять правил сексологического консультирования:
1. Консультант не должен быть отягощен собственными сексуальными проблемами. Это необходимое условие для адекватного реагирования на соответствующие затруднения клиентов.
2. Консультант должен уметь свободно и открыто говорить о сексуальных проблемах, т.е. не *** обтекаемых выражений и правильно использовать сексологическую терминологию.
3. Консультант в некоторых случаях должен первым начать разговор о возможных сексуальных проблемах клиента, поскольку клиент может проявлять робость.
4. Консультант обязан уметь интерпретировать сексуальные проблемы, когда клиент представляет их в замаскированной форме.
5. Консультант должен быть хорошо осведомлен в различных вопросах сексуальности человека, чтобы предоставить клиентам соответствующую информацию (анатомия, психология полов, фармакология, контрацептивные средства).
6. Консультант должен иметь в виду при консультировании подростков и юношей, что их знания о сексуальности могут быть неполными и искаженными. Следует обратить особое внимание на ранние половые отношения, мастурбацию, использование предохранительных средств.
7. Консультант должен понимать пределы своих возможностей. Не следует заниматься сексотерапией без специальной подготовки.
8. Консультант обязан знать, в каких случаях направлять клиента к другим специалистам, и адреса этих специалистов.
9. Консультант должен отказаться от осуждающих оценок в отношении сексуального поведения и достоинств клиентов.
В лечении сексуальных нарушений пользуется популярностью сексотерапия, предложенная американскими учеными Masters и Johnson (1970). Хотя она по существу предназначена для пар, однако в последнее время применяется в качестве индивидуального и группового метода. Сексотерапия основывается на нескольких принципах:
• ответственность за собственное поведение;
• сексуальная раскрепощенность;
• изучение разных форм сексуального поведения;
• углубленное осознание при общении с противоположным полом своих чувств и фантазий;
• структурная перестройка поведения.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение ICQ Number
Darina608
Пользователь
Сообщения: 731
Регистрация: 16.11.2006
Откуда: ROstov on Don
СообщениеДобавлено: Пн Май 07, 2007 13:17 Ответить с цитатой

Методика незаконченных предложений Сакса — Сиднея, модифицированная для психосоматических больных
Суть методики состоит в том, что испытуемому предлагается опросник, содержащий 64 незаконченных предложения с детерминирующим реакцию началом, и дается инструкция закончить их первой пришедшей на ум фразой.
Бланк опросника
Инструкция: Прочитайте внимательно эти незаконченные предложения, дополнив их первой пришедшей вам в голову мыслью. Делайте это как можно быстрее. Если вы не можете закончить какое-нибудь предложение, оставьте его, обведя кружком номер, и вернитесь к нему позже. Будьте правдивы. Ваши ответы никому, кроме психотерапевта, не будут известны.
1. Думаю, что мой отец редко...
2. Если все против меня, то...
3. Я всегда хотел...
4. Если бы я занимал руководящий пост...
5. Будущее кажется мне...
6. Если бы не болезнь...
7. Мое начальство...
8. Знаю, что глупо, но боюсь...
9. Думаю, настоящий друг...
10. Когда я был ребенком...
11. Идеалом женщины (мужчины) для меня является...
12. Когда я вижу женщину вместе с мужчиной...
13. По сравнению с большинством других семей моя семья...
14. Лучше всего мне работается с...
15. Моя мать и я...
16. Все-таки здоровые люди...
17. Сделал бы все, чтобы забыть...
18. Если бы только мой отец захотел...
19. Думаю, что я достаточно свободен, чтобы...
20. Я мог бы быть очень счастливым, если бы...
21. Если кто-нибудь работает под моим руководством...
22. Надеюсь на...
23. В школе мои учителя...
24. Большинство моих товарищей не знают, что я боюсь...
25. Не люблю людей, которые...
26. Раньше я...
27. Считаю, что юношей (девушек)...
28. Супружеская жизнь кажется мне...
29. Моя семья обращается со мной, как с...
30. Люди, с которыми я работаю...
31. Моя мать...
32. Моей самой большой ошибкой было...
33. Я хотел бы, чтобы мой отец...
34. Моя наибольшая слабость заключается в том...
35. Моя болезнь...
36. Моим скрытым желанием в жизни...
37. Мои подчиненные...
38. Наступит тот день, когда...
39. Когда ко мне приближается мой начальник...
40. Хотелось бы мне перестать бояться...
41. Больше всего люблю тех людей, которые...
42. Если бы я снова стал молодым...
43. Считаю, что большинство женщин (мужчин)...
44. Если бы у меня была нормальная половая жизнь...
45. Большинство известных мне семей...
46. Люблю работать с людьми, которые...
47. Считаю, что большинство матерей...
48. Когда я был молодым, то чувствовал себя виноватым, если...
49. Думаю, что мой отец...
50. Когда мне начинает не везти, я...
51. Когда я даю другим поручение...
52. Больше всего я хотел бы в жизни...
53. Когда я буду старым...
54. Люди, превосходство которых над собой я признаю...
55. Мои опасения не раз заставляли меня...
56. Когда меня нет, мои друзья...
57. Из-за болезни...
58. Моим самым живым детским воспоминанием является...
59. Мне очень не нравится, когда женщины (мужчины)...
60. Моя половая жизнь...
61. Когда я был ребенком, моя семья...
62. Люди, которые работают со мной...
63. Я люблю свою мать, но...
64. Самое худшее, что мне случилось совершить, это...
При затруднении испытуемому необходимо повторить инструкцию и дать пример ответа: «Я думаю, что мой отец бывает не прав». Ответы испытуемого группируются в ключе.
Ключ к методике незаконченных предложений Сакса — Сиднея
1. Отношение к матери — предложения № 15, 31,47, 63.
2. Отношение к отцу — предложения № 1, 18, 36, 49.
3. Отношение к семье — предложения № 13, 29, 45, 61.
4. Отношение к женщинам (мужчинам) — предложения №11, 27, 43 59.
5. Отношение к половой жизни — предложения № 12, 28, 44, 60.
6. Отношение к товарищам и знакомым — предложения № 9, 25,41,56.
7. Отношение к вышестоящим лицам на работе, в школе — предложения № 7, 23, 39, 54.
8. Отношение к подчиненным — предложения № 4, 21, 37, 51.
9. Отношение к товарищам по работе — предложения № 14, 30, 43, 62.
10. Страхи и опасения — предложения № 8, 24, 40, 55.
11. Сознание вины — предложения № 17, 32, 48, 64.
12. Отношение к себе — предложения № 2, 19, 37, 50.
13. Отношение к прошлому — предложения № 10, 26, 42, 58.
14. Отношение к будущему — предложения № 5, 22, 38, 53.
15. Цели — предложения № 3, 19, 36, 52.
16. Отношение к болезни — предложения № 6, 16, 35, 57.
Обработка результатов
Учитывается качество ответа (смысл законченного предложения), латентный период (время, затраченное на обдумывание ответа), а также эмоциональная реакция испытуемого.
Каждый ответ (система отношений) оценивается по 3-балльной системе (0, 1, 2).
0 баллов ставится в том случае, если адаптация не нарушена, конфликт не выявлен;
1 — если конфликт на субклиническом уровне, испытуемый сам видит пути разрешения конфликта;
2 — когда адаптация нарушена, требует психотерапевтической коррекции.
Анализируя ответы испытуемого, удается выявить его отношение к себе, своему прошлому, настоящему, будущему, окружающей среде и др.
Часть ответов бывает формального характера, соответствуя по содержанию началу фразы. Эмоционально значимые предложения даже при формальном соответствии ответа сопровождаются задержкой (удлинением латентного периода), мимико-вегетативной реакцией.
У пациентов с истерической акцентуацией, как правило, выявляется множество конфликтов, выражена демонстративность, вычурность ответов.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение ICQ Number
Darina608
Пользователь
Сообщения: 731
Регистрация: 16.11.2006
Откуда: ROstov on Don
СообщениеДобавлено: Пн Май 07, 2007 13:18 Ответить с цитатой

«Замена ролей»
Цель применения техники замены ролей — побудить пациента увидеть другие перспективы и научиться ценить различия между людьми. Этого он достигает, переживая полярности разных ролей и точек зрения.
Замена ролей — это обмен ролями между двумя участниками психодрамы, когда они, уже получив некоторый опыт взаимодействия друг с другом, пытаются войти «в шкуру» друг друга, «вынуть свои глаза и вставить себе чужие», как писал Морено в своем стихотворении по этому поводу, а потом взаимодействовать так, как будто первый стал вторым, и наоборот, тщательно стараясь воспроизвести другого и возвращаясь, если это необходимо, в собственную роль, чтобы конкретизировать, обосновать и усилить свой портрет, изображенный партнером.
Техника замены ролей существует в трех вариантах.
Классическая замена ролей — два реальных и присутствующих в данный момент индивидуума обмениваются ролями, так что протагонист играет вспомогательного игрока, и наоборот. Например, двух спорящих игроков меняют местами и просят продолжить спор, но с точки зрения другого. Вернувшись в собственную роль, они могут подправить или детализировать свой портрет, который им «нарисовали».
Неполная замена ролей — протагонист играет роль реального, но отсутствующего в данный момент человека. Например, мать исполняет роль своей дочери, которая не входит а состав группы, а роль матери исполняет вспомогательный игрок.
Социодраматическая замена ролей — протагонист играет роль отвлеченного или фантастического персонажа, например архетипа, обобщенного другого, снежного человека, Бога, злой колдуньи, идеальной матери, неопытного учителя и т. п.
(муж меняется с женой; родители – с детьми) 

«Предписание»
Эта техника — предписание определенного поведения членам семьи. Психотерапевт просит членов семьи выполнять определенные задания, в основном — конкретные действия. Предписания могут быть прямыми и парадоксальными.
Нередко парадоксальные предписания практически невозможно выполнить. В этих случаях цель предписания — дать семье возможность подумать и обсудить с психотерапевтом на приеме, почему данное предписание невыполнимо для этой семьи.
Семье, в которой спутаны семейные роли и нарушены границы подсистем, рекомендуется жить неделю так: никто не имеет своего спального места; каждый вечер дети ложатся, где хотят, а родители — где найдут себе место. Это предписание доводит до абсурда хаотические, неструктурированные привычки этой семьи и вызывает протест у ее членов. На следующей встрече обсуждаются чувства людей и предлагаются более конструктивные варианты устройства жизни, распределения ответственности и т. п.
Прямые предписания, как правило, не вызывают протеста, они на первый взгляд просты для исполнения. Например, семье, в которой не произошло распределения ролей и функций, в которой основная тема — борьба за власть и контроль, эффективно предложить предписание действий по времени: в понедельник, среду и пятницу все решает муж, а жена и дети подчиняются; во вторник, четверг и субботу все решает жена; в воскресенье предлагается спорить и ругаться; как обычно. Опыт применения нового ритуала и обсуждение этого опыта обеспечивают терапевтический эффект.

«Выяснение семейных правил»
Соберите всех членов семьи и задайте им вопрос: «Какие правила сейчас действуют у вас?» Выберите для этого такой момент, когда у вас будет час или два, чтобы осуществить эту задачу. Выберите секретаря, чтобы он записывал правила. Это поможет вам не запутаться. Во время выяснения правил избегайте споров по поводу того, подходит ли это правило или нет. Это также неподходящее время, чтобы обсуждать, выполняются ли эти правила. Вы не стараетесь никого поймать. Это упражнение проходит в духе исследования.
Обычно легче всего выявить правила, связанные с тем, как распоряжаться деньгами, с выполнением домашних обязанностей и нарушениями правил. Но существуют правила, регулирующие любые взаимодействия в семье, некоторые из них скрыты и их трудно обсуждать. Для начала мы исследуем открытые правила.
Вы можете обнаружить, что те правила, которые кажутся очевидными, разными членами семьи понимаются по-разному. Для многих семей просто сидеть и выяснять эти правила — это нечто новое и познавательное. Многие родители уверены, что каждый человек в семье знает правила. Часто это бывает неверно. После первого шага причины недопонимания и проблем в поведении могут стать более очевидными. Разумно сначала выяснить, все ли понимают правила до конца, прежде чем решать, кто им не подчиняется.

«Поправки в семейные правила»
Теперь вы записали все правила, которые вам вспомнились, и прояснили все недоразумения по поводу правил. На следующем шаге нужно решить, какие правила являются точным отражением ваших семейных ценностей на сегодняшний день, а какие уже неактуальны.
Люди растут, и мир меняется. Поскольку правила принадлежат вам и вашей семье, у вас есть право менять и совершенствовать их или полностью отбросить. Одним из характерных признаков семейной системы, в которой есть удовлетворение и забота, является то, что правила можно изменить, когда это необходимо.
Теперь обсудите со своим партнером, какие семейные правила вам помогают, а какие — мешают. Чего вы хотите достигнуть с помощью этих правил? Насколько эффективно вы этого достигаете? Хорошие правила помогают семье; плохие правила ее ограничивают.
Мы обнаружили, что правила могут быть устаревшими, несправедливыми, неясными или неподходящими, и их можно изменить. Теперь давайте исследуем, как можно изменить правила.
Обратите внимание на то, каков процесс изменения правил в вашей семье. Кому позволено просить об изменении? Кто решает? В юридической системе можно обжаловать решение. Можно ли обжаловать решение в вашей семье?
Давайте пойдем дальше в наших исследованиях. Обсудите, как создаются правила в вашей семье? Их создает один человек? Это самый старший, самый тактичный, самый ограниченный, самый влиятельный человек? Вы берете эти правила из книг? У соседей? Из семей, в которых выросли ваши родители? Откуда берутся эти правила?
До этого момента мы обсуждали довольно очевидные правила, которые легко обнаружить. Однако есть и другой набор правил, они часто являются скрытыми, и их трудно уловить. Это влиятельная и незримая сила, она управляет жизнью всех членов семьи.

«Выявление скрытых правил»
Что вы можете рассказать в своей семье о том, что вы думаете, чувствуете, видите, слышите; о вкусах и запахах, которые вы ощущаете? Можете ли вы комментировать только то, что должно быть, или также и то, что есть на самом деле?
Свободу комментирования можно разделить на 4 подгруппы:
1. Что вы можете сказать о том, что вы видите и слышите? Вы только что видели, как два члена вашей семьи сильно
поссорились. Можете ли вы выразить свой страх, беспокойство, гнев, агрессию?
Можете ли вы выразить свое одиночество, нежность, вашу потребность в утешении?
2. Кому вы можете это сказать?
Вы ребенок, и вы только что услышали, как ваш отец выругался. Существует семейное правило, запрещающее ругаться. Можете ли вы указать ему на это?
3. Как вы можете прокомментировать тот факт, что вы не согласны с чьим-нибудь поведением или не одобряете его?
Если пятнадцатилетний сын (или дочь) напивается, можете ли вы прямо об этом сказать?
4. Можете ли вы свободно попросить объяснения, если вы не понимаете кого-нибудь из членов семьи?
Если есть противоречие между словами и тоном голоса вашего партнера, можете ли вы прокомментировать это противоречие?
Каждый день члены семьи видят и слышат разные вещи. Некоторые из них приносят удовольствие. Другие вызывают замешательство и даже боль, третьи могут вызвать чувство стыда. Если членам семьи не позволено признавать и комментировать то, что они замечают, и выражать чувства, которые это вызывает у них, тогда эти чувства подавляются и начинают подтачивать семейное благополучия.
Есть ли такие темы, которые никогда не должны подниматься в семье?
Как можно вести себя так, как будто этих фактов семейной жизни не существует?
Семейные запреты против обсуждения того, что есть и что было, создают плодородную почву для конфликтов.
Предположим, что существует такое неписаное семейное правило, согласно которому члены семьи могут говорить только то, что правильно, хорошо, значимо, уместно. В этом случае значительную часть действительности нельзя комментировать. Никто не бывает постоянно хорошим, уместным, значимым и т. д.
Когда правила запрещают комментировать многие вещи о себе и других членах семьи и когда вы не можете комментировать то, что есть на самом деле, то что тогда происходит? Некоторые люди лгут, некоторые начинают ненавидеть, а некоторые становятся чужими в своей семье. Самое худшее состоит в том, что у них появляется низкая самооценка, которая выражается в беспомощности, враждебности, глупости и одиночестве.

«Семейное кукольное интервью»
В этой технике члены семьи и терапевт разговаривают друг с другом не непосредственно, а разыгрывая кукольный спектакль. Каждый из участников может пользоваться одной или несколькими куклами, соответствующими различным ситуациям и семейным ролям. Техника дает много возможностей для наблюдения как видимых, так и скрытых путей взаимодействия членов семьи друг с другом. Выбор кукол, конфликты, выраженные в фантазиях, обсуждение после спектакля, когда членов семьи просят дать свои свободные ассоциации по поводу пьесы, изучение вопроса о том, какое отношение имеет разыгранная история к функционированию семьи, — все это помогает понять внутрисемейные взаимоотношения.
Конфликт между персонажами драматизируемой истории отражает фантазии членов семьи, форма и содержание которых, как правило, вращаются вокруг одной или нескольких тем, что часто представляет собой символический ответ на подспудно присутствующий у психотерапевта вопрос семье: «Зачем вы сюда пришли?»
Эта методика в наибольшей степени подходит семьям с детьми от пяти до двенадцати лет, которым трудно прямо говорить с терапевтом о своих семейных проблемах, в том числе связанных с насилием в семье.


«Если бы я был...»
Техника представляет собой игру, в основе которой лежит задание завершить незаконченные предложения.
Члены семьи обозначают самих себя или друг друга теми или иными неодушевленными предметами — метафорами данного индивида, что помогает им сосредоточиться на том, кем данный человек в действительности является или может быть в идеале. Это же раскрывает психотерапевту роль, которую в представлении какого-то конкретного человека он играет в своей семье и в обществе в целом. Технику можно использовать и для того, чтобы справиться с трудностями в работе с «невербальной» семьей или взять под контроль «заинтеллек-туализированные» разговоры в семье. Кроме того, психотерапевт может давать провоцирующие фразы, направленные на выявление проблем, связанных с насилием или чрезмерно строгой атмосферой в семье.
Техника «Если бы я был...» может быть использована самыми разными способами, чаще всего в качестве стремительно развивающейся игры. Психотерапевт начинает игру, читая первую часть предложения и обращаясь к семье с просьбой закончить его. После того как все члены семьи справятся с заданием, психотерапевт предлагает следующее незаконченное предложение. Все это может быть проделано несколько раз с использованием в качестве метафор разнообразных неодушевленных предметов. Предложения создаются самим психотерапевтом таким образом, чтобы включить метафоры, относящиеся к различным сенсорным и интеллектуальным модальностям. Предложения могут начинаться примерно так:
• Если бы я (он, она, наша семья) был транспортным средством, я (он, она, семья) был бы...
• «Если бы я был отрицательным персонажем сказки, я был бы...»
• «Если бы я был цветом, я был бы...»
• «Если бы я был настроением, я был бы...»
• «Если бы я был грехом, я был бы...»
• «Если бы я был инструментом, я был бы...»
• «Если бы я был животным, я был бы...»
• «Если бы я был известным литературным персонажем или историческим деятелем, я был бы...»
• «Если бы я был запахом, я был бы...»
• «Если бы я был едой, я был бы...»
Игра протекает быстро — у членов семьи не должно быть слишком много времени для обдумывания ответов. Предполагается, что игра будет записана на видеомагнитофон и затем воспроизведена в присутствии семьи, которая каким-то образом сможет отреагировать на происшедшее, а также прокомментировать предложения, составленные их ближними.

«Нарисуй сон»
Технику «Нарисуй сон» можно применять в любых формах психологической помощи семье, но особенно она полезна в тех случаях, когда идентифицированными пациентами здесь являются дети.
Открытая жестокость и ссоры в семье, особенно в том случае, когда ребенок оказывается вовлечен в конфликт родителей, скорее всего, будут наносить ему вред. Испытываемый ребенком стресс может еще более обостриться в том случае, когда взрослые члены семьи с недостаточной теплотой и любовью относятся к ребенку, а также когда конфликты продолжаются в течение долгого времени.
Роль ребенка в уменьшении, поддержании или обострении родительского конфликта еще недостаточно изучена, хотя наблюдаемые у ребенка симптомы часто укрепляются вследствие того, что они играют центральную роль в преодолении или сглаживании семейного конфликта.
Если идентифицированным пациентом является ребенок, терапевту часто оказывается сложно собрать информацию, которую члены семьи считают неважной или не относящейся к делу. Проективная техника «Нарисуй сон» используется для оценки уровня дистресса ребенка и его восприятия семейной проблемы. Ребенок воспринимает эту технику как игру, и это часто помогает ему расслабиться и установить хорошие отношения с психотерапевтом.
Психотерапевт рисует фигурку ребенка, лежащего в постели, и пририсовывает к нему большой мыльный пузырь, как на карикатурах. Затем терапевт объясняет, что этому ребенку снится кошмар, и просит своего маленького пациента нарисовать этот сон: «Это мальчик, которого зовут так же, как тебя, может быть, это даже ты, и ему снится плохой сон. Не мог бы ты нарисовать мне этот сон?» Связав рисунок, изображающий дурной сон, с реальными жизненными событиями, такими, как ссоры родителей, сцены насилия, можно помочь ребенку понять смысл его огорчений. Такое понимание часто сразу же приносит облегчение.
Затем терапевт с согласия ребенка предлагает показать рисунок страшного сна родителям, так как это может помочь им понять его чувства и проблемы. Терапевт предоставляет ребенку возможность выбора, позволяя ему присутствовать при обсуждении рисунка с родителями. При этом анализируется взаимосвязь рисунка с семейными проблемами. Это обсуждение может оказать очень существенное влияние на родителей, так как часто они не осознают своего участия в создании трудностей в жизни ребенка.

Все из Малкиной-Пых Психосоматика  Все остальное работа с больными, но это вполне приемлемо для семьи…

Удачи
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение ICQ Number
Карин@
Начинающий
Сообщения: 19
Регистрация: 30.04.2007
Откуда: Гомель
СообщениеДобавлено: Пн Май 07, 2007 19:40 Ответить с цитатой

Огромное спасибо! Радуюсь
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Darina608
Пользователь
Сообщения: 731
Регистрация: 16.11.2006
Откуда: ROstov on Don
СообщениеДобавлено: Вт Май 08, 2007 08:29 Ответить с цитатой

Да не за что! Если еще что - обращайтесь Улыбаюсь, шучу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение ICQ Number
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему
Страница 1 из 1

Мир Психологии

Главная | О проекте | Баннерообмен | Реклама на сайте
Обратная связь | Копирайт | Партнерство | Баннеры

Psychology 100 Rambler's Top100

Powered by phpBB © 2001-2003 phpBB Group | Время Московское