Мир Психологии
Главная Биржа труда Психологический чат Психологический форум
Правила общения div FAQ div Поиск div Пользователи div Группы div Регистрация div Вход
Имя: Пароль: Автоматически входить при каждом посещении
Психологический форум arrow Поиск материалов и книг arrow Агрессия детей дошкольного возраста

Агрессия детей дошкольного возраста
Начать новую тему   Ответить на тему
Автор Сообщение
Zingara
Начинающий
Сообщения: 3
Регистрация: 21.01.2006
СообщениеДобавлено: Сб Янв 21, 2006 19:28 Ответить с цитатой

Здравствуйте, уважаемые участники форума! Подскажите, пожалуйста, каковы могут быть коррекционные программы, направленные на снижение агрессии у детей дошкольного возраста?
Заранее благодарю за ответ.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
nastenka
Пользователь
Сообщения: 156
Регистрация: 25.01.2006
Откуда: Москва
СообщениеДобавлено: Ср Янв 25, 2006 22:16 Ответить с цитатой

'это можно сделать с помощью арт- и игро-терапии а также песочной терапии,есть специальные упражнения на коррекцию агрессии,я много лет занимаюсь с детьми и вижу что они либо копаясь в песке работают над своими проблемами то закапывая игрушки ,то раскапывая или засыпая их и постепенно агрессия у них уходит ,а с помощью игро-терапии используя специальные игрушки будь то ножи ,боксерские наборы и т.д.агрессия также уходит,а с поьощью арт-терапии ребенок через рисунок или лепку освобождается от агрессии
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Zingara
Начинающий
Сообщения: 3
Регистрация: 21.01.2006
СообщениеДобавлено: Чт Янв 26, 2006 02:15 Ответить с цитатой

nastenka

Спасибо большое!! А скажите пожалуйста, есть ли специальная литература по этому вопросу? Могли бы Вы порекомендовать мне какие-нибудь книги?
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
nastenka
Пользователь
Сообщения: 156
Регистрация: 25.01.2006
Откуда: Москва
СообщениеДобавлено: Чт Янв 26, 2006 11:11 Ответить с цитатой

Джон Аллан Ландшафт детской души,Лэндрэт Игротерапия,Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева Путь к волшебству,Н.В.Клюева,Ю.В.Касаткина Учим детей общению,Вайолет Оклендер Окна в мир ребенка
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Zingara
Начинающий
Сообщения: 3
Регистрация: 21.01.2006
СообщениеДобавлено: Чт Янв 26, 2006 22:10 Ответить с цитатой

Спасибо Вам огромное!! Обязательно их приобрету.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Адель
Начинающий
Сообщения: 1
Регистрация: 11.01.2006
Откуда: Кемерово
СообщениеДобавлено: Вт Фев 07, 2006 20:09 Ответить с цитатой

А у меня ситуация аналогична, но осложнена некоторыми факторами:
1. Ребенок толстый, до всего, что находится ниже его живота, дотянуться не может, а, соответственно, игнорирует.
2. От хронического безделья руки очень слабые, поэтому быстро устают даже от соленого теста, не говоря о пластилине. Он начинает психовать, долбить его кулаками и бросает.
3. Интерес к чему-либо проходит через пару минут - это в пять-то лет!
При всем этом ребенок жутко агрессивен и готов просто убить любого, сделавшего ему замечание. Пока справляюсь, но научного чего-нибудь бы... Читала книги по агрессии, но ни одно из предложенных упражнений он делать не стал.

_________________
"Человек являет собой жалкое подобие того, чем он мог бы стать, но не стал" (с)
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
zavarkin
Пользователь
Сообщения: 2174
Регистрация: 09.01.2005
СообщениеДобавлено: Ср Фев 08, 2006 00:35 Ответить с цитатой

Зингара

В отношении некоторых детей мало знать набор развивающих игр, надо знать подход к ним, стратегию, как с ним правильно себя вести, как понимать его состояние, диагноз, какие помогающие-"воспитывающие" действия производить соответсвующие этому..


Последний раз редактировалось: zavarkin (Ср Мар 22, 2006 13:33), всего редактировалось 1 раз
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение ICQ Number
Misty Cloud
Пользователь
Сообщения: 146
Регистрация: 16.03.2006
СообщениеДобавлено: Вт Мар 21, 2006 06:18 Ответить с цитатой

Методика "Разговор изображений"
Попробуйте почитать В. Оклендера "Руководство по детской психотерапии". Почитайте работы Э. Крамера по арт-терапии.
Если понадобится, одну методику Крамера могу выслать или здесь выложить.

_________________
Любовь - это бесценный дар. Это единственная вещь, которую мы можем подарить, и всё же она у тебя остаётся.
Лев Толстой
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
nastenka
Пользователь
Сообщения: 156
Регистрация: 25.01.2006
Откуда: Москва
СообщениеДобавлено: Вт Мар 21, 2006 09:33 Ответить с цитатой

интересно я нмчего про методику Крамера не слышала,выложите ее пожалуйста.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Misty Cloud
Пользователь
Сообщения: 146
Регистрация: 16.03.2006
СообщениеДобавлено: Вт Мар 21, 2006 15:51 Ответить с цитатой

Согласно выводам Э. Крамер (известного американского психолога и арт-терапевта), продукт изобразительного творчества сублимирует разрушительные. Агрессивные тенденции автора и предупреждает тем самым их непосредственное проявление в поступках.
Данное утверждение положено в основу предлагаемой ниже методики, которая применяется для индивидуальных занятий и работы в группе до 8 человек. Возможны гомогенные группы, в которых все дети имеют невротические отклонения в форме агрессивности. Организация гетерогенных групп допустима только в том случае, когда это не вредит психическому здоровью детей с возрастной нормой развития.
Описанная ниже арт-техника позволяет одновременно работать с группой школьников как одного, так и разных возрастов. Основная часть занятия («техника масок») эффективна также для коррекции детских страхов, поскольку, как известно, именно это эмоциональное состояние и лежит в основе агрессивного поведения.
Арт-терапевтическое пространство включает круг из стульев и персональные рабочие места (парта и стул) для индивидуального творчества.
Материалы. Соус, сангина, художественный уголь. Листы бумаги формата А-4, листы ватмана (по одному для работы каждой микрогруппы), клей, мягкий ластик, кусочки мела, цветные карандаши, фломастеры, гуашь, акварельные краски. Могут понадобиться спички и емкость, в которой можно безопасно сжигать рисунки. Лоскутки ткани разных цветов и размеров, а также старые журналы для элементов коллажа.

Основные процедуры. Инструкции для участников арт - терапии ( в тексте выделены курсивом ).

1-й этап. Настрой ( разогрев )
- Займите места на стульях, расставленных по кругу. Закройте глаза и представьте цвет. Соответствующий вашему настроению.
Затем каждому школьнику предлагается ответить на вопросы:
- Какой ты представил цвет? Какая это краска? Какой звук? Покажи свой цвет движением. Каково твое настроение на ощупь? Какой оно температуры?
Для экспресс-диагностики эмоционального состояния каждого участника группы в начале занятия можно использовать и другой прием. Разложить цветные карточки на стульях по всему пространству (цвета должны соответствовать сокращенному варианту теста Люшера). Далее предложить ребятам молча походить по классу, прислушиваясь к себе, своим эмоциям, и остановиться около карточки того цвета, который в данный момент соответствует настроению.
Точное осознание ребенком своего настроения имеет значение в понимании особенностей поведения в тех или иных ситуациях.
Если для занятия отведено достаточно времени и у учителя имеется потребность в получении дополнительных диагностических сведений о каждом участнике арт-терапии, рекомендуем включить следующее задание.
- Займите места за столом. Приготовьте бумагу, карандаши, краски и другие материалы, необходимые для рисования. Закройте глаза и постарайтесь вспомнить ситуацию, в которой вы испытывали самую сильную злость. Попробуйте полностью сконцентрироваться на этом чувстве. Если это удалось, откройте глаза и молча приступайте к рисованию. У вас есть возможность изобразить три своих желания.
Отметим, что результаты работы являются своеобразным графическим индикатором степени агрессивности ребенка.
Другие варианты этапа настроя:
а) нарисуй себя в минуты гнева (злости, ярости);
б) нарисуй портрет очень агрессивного человека;
в) нарисуй, какие чувства ты испытываешь, когда твоему недругу больно и обидно;
г) нарисуй, какие чувства испытываешь, когда ты сам причинил своему недругу боль;
д) представь, что незнакомые тебе сверстники дерутся друг с другом. Нарисуй, что ты делаешь и где находишься в этой ситуации.
Возможен и такой вариант этого этапа. Например, всем присутствующим предлагается разделиться на пары и рассказать друг другу самые неприятные воспоминания из своей жизни, связанные с агрессивным поведением. Однако следует иметь в виду, что не все дети открыты и готовы к откровенности. Успех во многом зависит от степени доверия в группе.

2-й этап. Актуализация эмоции агрессии.
- У каждого человека (и взрослого, и ребенка) иногда бывает плохое настроение. Оно может проявляться во враждебности, повышенной агрессивности, злости. Закройте глаза и постарайтесь почувствовать, мысленно пережить это состояние. Нарисуйте символический образ своей агрессии на листе бумаги. Работу можно никому не показывать.
Как известно, в процессе рисования происходит актуализация агрессивных чувств и вместе с тем осознание условного характера их изображения.
- Поступите с рисунком так, как вам хочется. При желании исправьте, дорисуйте изображение, сомните, порвите, сожгите или уничтожьте другим способом. Таким образом вы приобретаете власть над своими чувствами.
После того как дети расправились со своим материализованным в форме рисунков гневом, враждебностью, яростью, им предлагается следующая инструкция.
- Нарисуйте на листе бумаги агрессию в виде маски, используя сангину, соус или художественный уголь. По черному или коричневому фону можно рисовать белым мелом или высветлить контуры изображения ластиком. Оторвите пальцами лишнюю бумагу – фон. ( Ножницами пользоваться нельзя. )
Заметим, что такой прием способствует развитию тактильной чувствительности и мелкой моторики.
На данном этапе арт-терапии происходит сублимация и канализация агрессивных инстинктов по символическим каналам. Это – бессознательные процессы, определяющие выбор темы и поиск адекватной формы переживания аффекта. Иногда можно наблюдать также и актуализацию механизмов защиты ( определенный тип рисунков детей. Фальшивослащавое выражение чувств, эпатажное поведение ).
Итак, дети учатся анализировать свои агрессивные чувства и в то же время сознательно вызывать их, следовательно, в определенной мере контролировать.

3-й этап. «Ритуальная драматизация»
Коллективная работа в микрогруппах по 3-4 человека.
Создается ситуация «публичного» переживания агрессии.
- Объединитесь в группы по 3-4 человека. Возьмите листы ватмана. Рассмотрите рисунки масок, обсудите изображенные эмоции, образы.
- Придумайте название и содержание сюжета, в котором нарисованные вами маски были бы главными действующими лицами. Расположите их на листе ватмана и дорисуйте «картину». Вы можете использовать любые изобразительные средства, цвета, материалы. Подготовьте небольшой спектакль в соответствии с придуманной историей.
После того как работа в микрогруппах завершена и спектакли отрепетированы, участники показывают их друг другу. Важно, чтобы у каждой маски была собственная роль. Заметим, что как бы ни был драматичен сюжет, в момент озвучивания он вызывает смех и у актеров, и у зрителей.
Перевод травмирующих переживаний в комическую форму, эмоциональное переключение приводит к катарсису, освобождению от неприятных эмоций.
По мнению некоторых психологов и психотерапевтов, целесообразно устраивать спектакли в нарисованных масках, закрепив их на лице с помощью резинки. Получается своеобразная игра с агрессией. Дети с удовольствием « входят в роль враждебных человечков», кричат, кривляются, пугают друг друга. Положительной стороной такой формы театрализации является сильная эмоциональная разрядка. В то же время возникает опасность снижения контроля над ситуацией. Поэтому необходимо предупредить ребят о внимательном и бережном отношении друг к другу.
На наш взгляд, провоцирование детей на открытую демонстрацию агрессивных эмоций приемлемо лишь в тех группах, в которых сложились устойчивые доброжелательные и доверительные отношения друг к другу.

4-й этап. Рефлексия
Участникам занятия предлагается занять стулья, расставленные по кругу, на некоторое время закрыть глаза и подумать над вопросами:
- Что ты чувствовал, когда работал один, в группе, что чувствуешь сейчас?
- Как работала группа? Кому принадлежит идея сюжета, названия?
- Как можно помочь себе, если вдруг начинаешь злиться?
Далее ребята обмениваются впечатлениями. Учителю важно помнить, что на данном этапе действует все правила дискуссии ( не критиковать, выслушивать друг друга, не оценивать, «не навешивать ярлыков» ). Таким образом, создается воспитывающая ситуация. Школьники учатся корректному общению, бережным взаимоотношениям с одноклассниками и взрослыми. Это способствует нравственному развитию личности, обеспечивает его ориентацию в системе моральных норм, усвоение этики поведения. Открытые, доверительные, дружелюбные отношения, которые складываются на занятии, усиливают ожидаемый результат.
Необходимо обратить внимание и на диагностические возможности данной техники. Как работал ребенок, какие при этом проявлял эмоции, как расправился с изображением собственной агрессии?
Как правило, чем сильнее эмоции, тем больше манипуляций с рисунком производит автор. Например, сначала «замазывает» рисунок краской, затем рвет его на мелкие кусочки, которые сжигает, а пепел смывает водой.
Следует иметь в виду, что индивидуальные рисунки агрессии, выполненные на этапе актуализации, обычно никому не показывают. Учителю важно проявить сдержанность и корректность, использовать приемы скрытого наблюдения и не комментировать происходящего.
По мнению многих зарубежных арт-терапевтов, ритуальных характер действий участников группы повышает самоисцеляющие возможности спонтанного творчества.
Возможна также интерпритация некоторых признаков маски. Информативный размер, изображенная эмоция, глаза, рот, зубы, уши, рога и другие элементы.
В технике масок дети, придумывая и рассказывая истории, у которых, как правило, счастливый конец, освобождаются от психической энергии, направленной на разрушение и агрессию. Если маска идентифицируется с агрессией, ребенок приобретает власть и чувство превосходства над этим состоянием. Он понимает, что может играть свои эмоции, а значит, и контролировать их.
Таким образом, в процессе арт-терапевтического занятия дети исследуют собственное и чужое агрессивное поведение, учатся управлять собой и взаимодействовать с другими.

_________________
Любовь - это бесценный дар. Это единственная вещь, которую мы можем подарить, и всё же она у тебя остаётся.
Лев Толстой
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
nastenka
Пользователь
Сообщения: 156
Регистрация: 25.01.2006
Откуда: Москва
СообщениеДобавлено: Вт Мар 21, 2006 17:59 Ответить с цитатой

класс спасибо большое.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Вега
Начинающий
Сообщения: 28
Регистрация: 17.03.2006
Откуда: Россия
СообщениеДобавлено: Ср Мар 22, 2006 11:45 Ответить с цитатой

Zingara, еще не мешало бы разобраться в причинах агрессии (паттерн семейных отношений, агрессивность как свойство личности, агрессия как результат несформированности социальной компетентности, включая самооценку, депрессия). Потому что если оставлять нерешенными эти проблемы, то занятия по снижению агрессии только загонят переживания на другой уровень проявления.

Адель, а как дела обстоят с неврологией у этого мальчика? Просто у мальчика налицо проблемы вегетативного уровня - полнота, гипотонус. А швыряется он от того, что у него не получается. Может вам стоит проконсультироваться с невропатологом и др. специалистами и назначить еще и общеукрепляющую терапию?

_________________
Потеряв Свободу, Человек обрел Храбрость, Лояльность и Честь
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail ICQ Number
zavarkin
Пользователь
Сообщения: 2174
Регистрация: 09.01.2005
СообщениеДобавлено: Ср Мар 22, 2006 13:32 Ответить с цитатой

Адель, Вега
Цитата:

а как дела обстоят с неврологией у этого мальчика? Просто у мальчика налицо проблемы вегетативного уровня - полнота, гипотонус.

Угу! Электроэнцефалограмму пройти!
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение ICQ Number
Вега
Начинающий
Сообщения: 28
Регистрация: 17.03.2006
Откуда: Россия
СообщениеДобавлено: Ср Мар 22, 2006 15:01 Ответить с цитатой

zavarkin, Адель, да. Невропатолог обязательно назначит ЭЭГ, возможно, и исследование кровотоков мозга. И найдите нейропсихолога. Отвлекаемость и агрессивность - это симптоматика подкорки, возможно, что заинтересованы и лобные доли. А как протекали беременность и роды у мамочки?
Хорошо, что вы, Адель, обнаружили этого ребенка именно сейчас, потому что еще есть шансы вытянуть мальчика до начала школьного обучения.

_________________
Потеряв Свободу, Человек обрел Храбрость, Лояльность и Честь
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail ICQ Number
MeteL
Начинающий
Сообщения: 2
Регистрация: 13.06.2007
СообщениеДобавлено: Ср Июн 13, 2007 18:41 Ответить с цитатой

Здраствуйте, выложите, пожалуйста, методики по снижению агрссивного поведения у детей старшего дошкольного возраста.игро-,изо-, кукло-, музыко-, драма-, сказка-терапии. Очень нужно, желательно побыстрее. Дурачусь
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
MeteL
Начинающий
Сообщения: 2
Регистрация: 13.06.2007
СообщениеДобавлено: Ср Июн 13, 2007 18:44 Ответить с цитатой

Или если не сложно, отправьте мне на эл.почту sweetwinter@mail.ru
Заранее спасибо.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Annie1992
Начинающий
Сообщения: 3
Регистрация: 22.02.2016
Откуда: Tobolsk
СообщениеДобавлено: Пн Фев 22, 2016 19:49 Ответить с цитатой

здравствуйте, подскажите пожалуйста? ребенок 5 лет агрессия, не знает и не понимает нормы поведения. родители избаловали.ребенку все дозволено. в прямом смыли на коленях перед ним. ни чем не интересуется. дети с ним не играют, он у них все ломает, как что сразу крик на весь детский сад. мама начала понимать ситуацию, идет на контакт. подскажите пожалуйста как построить работу. какую диагностику провести. работу с родителями. и коррекцию.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему
Страница 1 из 1

Мир Психологии

Главная | О проекте | Баннерообмен | Реклама на сайте
Обратная связь | Копирайт | Партнерство | Баннеры

Psychology 100 Rambler's Top100

Powered by phpBB © 2001-2003 phpBB Group | Время Московское