Мир Психологии
Главная Биржа труда Психологический чат Психологический форум
Правила общения div FAQ div Поиск div Пользователи div Группы div Регистрация div Вход
Имя: Пароль: Автоматически входить при каждом посещении
Психологический форум arrow Научная психология arrow Психология и этология 2

Психология и этология 2
На страницу 1, 2, 3, 4, 5  След.
Начать новую тему   Ответить на тему
Автор Сообщение
Orna
Пользователь
Сообщения: 56
Регистрация: 13.05.2005
Откуда: Омский государственный университет
СообщениеДобавлено: Ср Май 25, 2005 08:39 Ответить с цитатой

Для человека, как и для любого животного, естественная среда - природа. И в исторических штудиях часто *** термины "среда естественная" (природа) и "среда искусственная" (культура). С этим вопросов не возникает. Но, получается, что культура - это имманентное свойство человека (может быть, как вида). Человека без культуры нет. И живет он не в естественных условиях, а в созданных им, искусственных. Это относится не только к современному, скажем, цивилизованному человеку, но и аборигену Австралии, т.н. первобытному человеку. Если убрать искусственно созданную среду, то мы убираем и человека. Поэтому я и затрудняюсь ответить на свой же вопрос и адресую его вам. Что думает по этому поводу этология?

И вопрос следующий. Этология животных - наука опытная, экспериментальная. Выводы должны быть и могут быть построены на эмпирических данных, данных наблюдений над поведением животных. А есть ли такие данные для человека или все, что представлено этологами, это гипотезы и умозаключения, лишенные наблюдательной базы?
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Orna
Пользователь
Сообщения: 56
Регистрация: 13.05.2005
Откуда: Омский государственный университет
СообщениеДобавлено: Ср Май 25, 2005 09:21 Ответить с цитатой

Как построить наблюдение по всем правилам?
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Orna
Пользователь
Сообщения: 56
Регистрация: 13.05.2005
Откуда: Омский государственный университет
СообщениеДобавлено: Ср Май 25, 2005 10:12 Ответить с цитатой

Меня интересует не городская этология. Поясню. Два-три месяца в год я работаю в археологических экспедициях, в отрыве от города и цивилизации. Условия в поле несколько более приближены к естественной среде, чем в городе. По крайней мере, человек оказывается полностью вырванным из привычного культурного контекста. Более того, он оказывается в окружении людей, с которыми практически не знаком. Думаю, что наблюдения можно сделать очень интересные. Собственно, этим я все равно займусь. Что получится - не знаю.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Orna
Пользователь
Сообщения: 56
Регистрация: 13.05.2005
Откуда: Омский государственный университет
СообщениеДобавлено: Чт Май 26, 2005 08:23 Ответить с цитатой

Да, уверена. Потому что меня интересуют биологические основы поведения человека Улыбаюсь, шучу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Constantine
Пользователь
Сообщения: 3263
Регистрация: 01.02.2004
СообщениеДобавлено: Чт Май 26, 2005 16:14 Ответить с цитатой

Цитата:
По крайней мере, человек оказывается полностью вырванным из привычного культурного контекста.

Культурный контекст формирует личность. Насколько верно считать, что без контекста личность трансформируется и начинают преобладать как-бы биологические паттерны? Предположить, что внешняя культурная среда не ассимилируется личностью и не становится интерсубъективной системой, а является всего-лишь каким-то наслоением, комплексом приспособления к окружающей "культурной" обстановке? Мне кажется, это было бы большим упрощением.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Orna
Пользователь
Сообщения: 56
Регистрация: 13.05.2005
Откуда: Омский государственный университет
СообщениеДобавлено: Пт Май 27, 2005 08:13 Ответить с цитатой

А что не является нашими конструкциями? По-моему, все. Потому что, это форма познания мира. Культура - это тоже конструкция, построенная, если не ошибаюсь, в 17 веке.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
adada
Пользователь
Сообщения: 1448
Регистрация: 23.03.2005
Откуда: правобережие Дона, левобережье Днепра
СообщениеДобавлено: Пт Май 27, 2005 10:14 Ответить с цитатой

Lymphatery писал(а):
...это было бы большим упрощением...
А не огромным ли усложнением?!
Усложняют и затемняют проблему обе стороны, и биофизикалисты и биосоциалисты, особенно когда усиленно тянут одеяло на свою сторону.

А логика подсказывает, что истина как всегда лежит ближе к середине. Основная, "ядерная" часть социального, культурного по существу, является биологическим образованием. Разумеется, речь идет не о материальной культуре, а о ее символьной стороне. О той ее стороне, без усвоения которой ни один человеческий детеныш не в состоянии вырасти в полноценного представителя вида Homo. Соединение задатков, записанных в геноме клетки с задатками, записанными в геноме языка, образует в итоге ту совокупность индивидуальных биологических качеств, которую, хотите, называйте личностью, хотите -- сознанием, хотите -- высшей нервно-психической деятельностью.

Не напрасно мозг эмбриона (в широком смысле: ребенка в возрасте, примерно, до одного года) оснащен избыточными синаптическими связями. Они-то и являются свидетельством того, как чисто биологическое затребует из внешнего мира точно такое же биологическое, только выглядящее социальным.

Не правда ли, достаточно просто, чтобы эту схему счесть природным промыслом?!
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Constantine
Пользователь
Сообщения: 3263
Регистрация: 01.02.2004
СообщениеДобавлено: Пт Май 27, 2005 10:54 Ответить с цитатой

adada писал(а):
с задатками, записанными в геноме языка

Достаточно просто для того, чтобы не быть полезным, но все объяснить. Одеяло можете забрать себе, я совсем не жадный. В смысле, жара на дворе Улыбаюсь, шучу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
adada
Пользователь
Сообщения: 1448
Регистрация: 23.03.2005
Откуда: правобережие Дона, левобережье Днепра
СообщениеДобавлено: Пт Май 27, 2005 13:25 Ответить с цитатой

Думаю, не быть полезным и не стать полезным это разные вещи. Ближайший пример -- одеяло. Улыбаюсь, шучу

Тесную связь языка и генетического кода признавали и прежде.
Из недавнего можно сослаться на проф. А.Н. Барулина:
Цитата:
...самое главное изобретение человека - речевая коммуникация. Это позволило homo sapiens выйти за пределы одного человеческого разума, за пределы одного внутреннего мира, а позже начать строительство новых типов человеческих общностей, основанных уже не на генетических отношениях, а на единстве языка. Функции языка тем самым обнаруживают сходство с функциями генетического кода, оба они выступают в роли объединяющего социального механизма.
В другой своей работе он пишет:
Цитата:
Теория глоттогенеза должна быть встроена в теорию эволюции знаковых систем, которая, в свою очередь, должна быть встроена в теорию биологической эволюции в целом.
...
Физиологическое преобразование, которое привело к способности человека к звукоподражанию объясняется... способностью различных отделов мозга в процессе адаптации к объединению в координируемые системы, способные обучаться друг у друга (способность к такому «эйдетическому» метаболизму была впервые отмечена А. Кемпинским, его наблюдения были развиты в соционике А. Аугустинавичуте (1998), у них это называется информационным метаболизмом).
Но А.Барулин -- лингвист, филолог и семиотик, т.е. специалист достаточно узкий. И ровно настолько, насколько биологи не слишком подпускают глоттологию к своей сфере, он не стал договаривать до конца свои предположения, не смог подпустить к себе их логическое продолжение.

Продолжив за него, скажем, что не только "различные отдела мозга" способны к кооперации между собой, все развитие человека показывает, что ее масштабы шире отдельно взятого мозга и включают в себя поочередно семью, племя, популяцию, вид.

И с точки зрения такой кооперации ("партиципации") этология человека всегда должна рассматриваться диахронически, начиная с далекого прошлого.
Даже археологи это чувствуют! Улыбаюсь, шучу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Orna
Пользователь
Сообщения: 56
Регистрация: 13.05.2005
Откуда: Омский государственный университет
СообщениеДобавлено: Сб Май 28, 2005 08:13 Ответить с цитатой

Круг знакомст сужается:). Со Станиславом мы заочно знакомы. Он пару лет назад обещался приехать к нам в экспедицию, но... Не удалось. Теперь есть повод знакомство возобновить:)
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Orna
Пользователь
Сообщения: 56
Регистрация: 13.05.2005
Откуда: Омский государственный университет
СообщениеДобавлено: Сб Июн 04, 2005 09:10 Ответить с цитатой

Michael
Прошу прощения за долгое отсутствие.
Вы писали выше, что не имеете желания погружаться в палеоисторическую реальность, но в то же время интересуетесь психологическими и психиатрическими аспектами анропогенеза. Последнее, в целом, предполагает первое...
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Orna
Пользователь
Сообщения: 56
Регистрация: 13.05.2005
Откуда: Омский государственный университет
СообщениеДобавлено: Сб Июн 04, 2005 13:20 Ответить с цитатой

Нет, не удалось. Я даже не знаю, что такое неврология Улыбаюсь, шучу
Насчет конфабуляции могу согласиться. Что-то такое есть. Или может быть. Однако, лично я воспринимаю мир в духе Кастанеды.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Orna
Пользователь
Сообщения: 56
Регистрация: 13.05.2005
Откуда: Омский государственный университет
СообщениеДобавлено: Вс Июн 05, 2005 08:30 Ответить с цитатой

Выше вы подняли вопрос о критериях научности, точнее ненаучности. С одной стороны он сложен, а с другой - прост. Недавно мне пришлось заниматься методологией науки, поэтому я чувствую себя более или менее подготовленной, чтобы попробовать дать ответ.
Наука - одна из форм познания человеком мира. И она ничем не хуже и не лучше мифологической, религиозной и т.д. форм. Отличается от них только принятыми критериями научности. Интересно, что эти критерии изменяются со временем. В 19 веке один из основных критериев - интерсубъективность - элиминация всего, что относится к субъекту. С ним непосредственного связан критерий объективности. В начале 20 века изучение микромира показало, что на результат исследования влияет прибор, с помощью которого проводят эксперимент. Во второй половине 20 века полагают, что на результат влияет не только прибор, но и сам исследователь, что все результаты сугубо субъективны. В любом случае, результат - это личное впечатление.
Что-то волшебное по этому поводу было у Флоренского... Не помню.. Что-то вроде того, что природа не входит в наш разум, не делается достоянием человека, если она предварительно не преображена культурной формой. Мы видим на небе не звезды, а нечто, что уже имеет культурную форму, имеет объяснение в рамках нашей культуры. Мир, который мы считаем реальным – это описание действительности, программа восприятия, которая закладывается в наше сознание с самого рождения.
К чему я все это... Нет лженауки (какие бы критерии ее не выдвигал названный вами автор). Есть наука и все остальное. Научным знанием считается все, что принимается научным сообществом в соответствии с принятыми этим сообществом критериями научности. Со временем они изменяются. И то, что было ненаучным в 19 веке, может обрести статус научности в веке 21 (вспомните историю генетики). Поэтому объяснимо, почему выводы по этологии представителя другой специальности выглядят "не этологическими".
Лично мне представляется, что сейчас такое время, когда очень интересные результаты можно получить не в рамках специализированных наук (уж очень они специализированы), а на их стыке.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Orna
Пользователь
Сообщения: 56
Регистрация: 13.05.2005
Откуда: Омский государственный университет
СообщениеДобавлено: Пн Июн 06, 2005 13:45 Ответить с цитатой

С интересом прочитала ваше сообщение. Не буду возвращаться к отвлеченным эссе о науке и критериях научности, поскольку наша тема не по методологии и философии науки, а по психологии и этологии. В соответствии с этим скажу следующее.
Цитата:

С вашими выводами в отношении этологии вы нас ещё не знакомили

Их нет. И не предвидится. Я не специалист-этолог, как вы верно заметили.
Цитата:

воображаю, что вы скажете, коснись я каких-то специальных вопросов археологии.

Да, скажу. И даже больше, чем вы можете себе вообразить. Но, могу вас уверить, археология очень специализирована в настоящее время. И я с полуслова смогу узнать "неолитчика", который пишет, скажем, по проблемам палеолита. Своя терминология, специфика подхода к материалу и т.д. Естественно, что и археолога в этологии вычислить очень просто. Но это не значит, что выводы археолога в этологии не могут быть научными по определению, как и выводы неолитчика по проблемам палеолита. "Наука, она и в Африке наука".
Я не пытаюсь влезть со своим археологическим лицом в сугубо этологические исследования. Я пытаюсь понять свой материал сквозь призму этологии.
Цитата:

давайте попробуем посмотреть какие стыки возможны для этологии человека

Давайте попробуем. Почему бы и нет.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Orna
Пользователь
Сообщения: 56
Регистрация: 13.05.2005
Откуда: Омский государственный университет
СообщениеДобавлено: Пн Июн 06, 2005 14:56 Ответить с цитатой

Их не может не быть. Ведь изучаем человека. И этологи, и археологи.
А у вас есть соображения по этому поводу?
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Constantine
Пользователь
Сообщения: 3263
Регистрация: 01.02.2004
СообщениеДобавлено: Пн Июн 06, 2005 15:10 Ответить с цитатой

Michael писал(а):
именно к гуманистическому направлению в психологии, которое, как известно, дальше других отстоит от методов экспериментальной психологии и приближается к социальной публицистике и философии


Цитата:
Другой краеугольный камень на пути к будущему психоаналитической терапии заложили исследования младенца, инициировавшие своим новаторским методологическим подходом пересмотр психоаналитической возрастной психологии.

Если вначале прямое наблюдение выполняло в психоанализе лишь задачу ретроспективной корректуры знаний, получаемых в терапевтическом анализе, то сегодня психоаналитики сталкиваются с задачей продумывания эмпирических и экспериментальных данных, приобретённых посредством прямого наблюдения в их значении для концептуализации теории. Этот момент перемен Штерн метафорически назвал «наблюдаемый младенец» и «клинически реконструируемый младенец» (Stern, 1985; dt. 1992, S. 323). При этом Штерн подвергает проверке традиционные психоаналитические концепции типа «нормального аутизма», оральности, недифференцированности, «нормального симбиоза» (Mahler, 1978), процессы расщепления на «доброе» и «злое» (Kernberg, 1972; Klein, 1952), и всё это он делает в результате проведения наблюдений за поведением младенцев. Штерн убедительно показывает несоответствие духу времени содержания прежних клинических конструктов. Во всех подходах к исследованию ранней интеракции материи и дитя на передний план выходят процессы взаимности (реципрокности), интерсубъективности, интенциональности (целенаправленности) и готовности к контактам, представляющих собой характеристику ранних коммуникативных процессов.

Цитата:
Новые исследования младенцев заставляют отказаться от фундаментальной позиции теории влечений, существующей в классическом психоанализе, критика которой была начата так называемыми психологами объект-отношений, например, Балинтом и Винникоттом. Теория влечений скрывает подобного рода процессы, характеризующиеся аффективной взаимностью.

Цитата:
Значение исследований в области возрастной психологии становится больше в результате того, что всё больше начинает признаваться общий фундамент, лежащий в основе различных психотерапевтических ориентаций. Проще всего это показать на примере теоретических разработок и исследований в области изучения привязанности, в гипотезах которой мы встречаемся как с поведенчески-биологическими, так и психоаналитически-интерперсональными элементами.


взято отсюда

Я хочу сказать, у меня складывается впечатление, что сам психоанализ ушел от психоанализа дальше, чем этология, у которой нет непрерывной проверки своих гипотез на практике.
Считаю, что гуманистическое направление увидело прежде всего именно практически то, что во многом ускользало от , скажем так, психиатрии.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Constantine
Пользователь
Сообщения: 3263
Регистрация: 01.02.2004
СообщениеДобавлено: Вт Июн 07, 2005 14:39 Ответить с цитатой

Michael писал(а):
Психиатрия - это одно из самых значительных приложений этологии на сегодняшний день.


Расскажите, какие именно этологические достижения используются в психиатрии, если вам не сложно.
И мне бы все же хотелось услышать ответ на вопрос, есть ли биологические ограничения на инцест.

Этологию я понимаю так.
Есть у животных потребности, они их удовлетворяют. Если животное может удовлетворить потребности, оно адаптировано. Если оно адаптировано, то его поведение поддерживалось эволюцией, то есть можно искать общие черты среди животных по удовлетворению схожих потребностей и на основе этого выделять какие-то паттерны поведения. Как я понимаю, потребности выделяются на основе физиологии. Это конечно упрощенно, но принципиальная основа, как я ее понимаю.

Я не понимаю, есть ли у этологии история развития, история развития ее методологического аппарата?

И тестировать все время все направления на научность мне представляется бессмысленным, потому что научность определяется проработанностью тем и проблем, а не наоборот.

Подводя итог для себя из всего сказанного про этологию, я могу сказать, что не увидел в ней ни достижений, ни перспектив, в основном описания и гипотезы. Методология мне так и осталась неясна.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Constantine
Пользователь
Сообщения: 3263
Регистрация: 01.02.2004
СообщениеДобавлено: Вт Июн 07, 2005 14:45 Ответить с цитатой

Я сейчас подумал, что этология - наука об адаптации. В этом смысле гуманистическое направление можно воспринимать как науку о развитии.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Constantine
Пользователь
Сообщения: 3263
Регистрация: 01.02.2004
СообщениеДобавлено: Вт Июн 07, 2005 18:47 Ответить с цитатой

Читал Протопопова и Дольника. Вначале очень вдохновился, сейчас понимаю, что вдохновился красивыми аналогиями. Сейчас я это понимаю, потому что вдохновлялся уже и другими аналогиями Улыбаюсь, шучу
У меня есть предположение, что научным обществом это примерно так и принимается. Вспоминать интересно и забавно. Например, объяснения, почему на кошек смотреть приятнее, чем на обезьян Улыбаюсь, шучу
Все же аналогии довольно поверхностны, хоть порой и изящны. Но противоречий и вопросов рождается пожалуй больше, чем понимания и какой-то структуры.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Constantine
Пользователь
Сообщения: 3263
Регистрация: 01.02.2004
СообщениеДобавлено: Вт Июн 07, 2005 20:58 Ответить с цитатой

О Лоренце интересные слова Боулби я нашел:

Эксперимент также может использоваться для того, чтобы пролить свет на условия, внутренние для организма, которые необходимы для активации пове­денческого паттерна. Они включают в себя созревание тела и центральной нервной системы, как в случае по­лета у подрастающих птиц, и эндокринный баланс, как в случае сексуального поведения большей части, если не всех, позвоночных. Они также включают в себя, был или нет данный образец поведения активирован недав­но, так как хорошо известно, что многие инстинктив­ные действия вызываются менее легко после их недав­него проявления, чем после периода бездействия. После совокупления немногие животные возбуждают­ся столь же легко, как и до него. Это и сравнимые изме­нения модели поведения явно обусловлены изменени­ем в состоянии самого организма, и во многих случаях эксперименты показывают, что такое изменение лежит внутри центральной нервной системы. Для объяснения этих изменений Лоренц (1950) постулировал ряды ре­зервуаров, каждый из которых наполнен “реакцией специфической энергии ”, подходящей для данного об­разца поведения. Считалось, что каждый такой резер­вуар контролируется клапаном (врожденный пусковой механизм или ВПМ), который может быть открыт при восприятии подходящего знакового стимула, так что реакция специфической энергии может разряжаться в осуществлении специфического поведения. При исчер­пании энергии данное поведение прекращается. Впос­ледствии он предположил, что при закрытом клапане энергия вновь аккумулируется и по прошествии неко­торого времени данный процесс готов к повторению. Эта психогидравлическая модель инстинкта со своим резервуаром и аккумуляцией “энергии” имеет явное сходство с теорией инстинкта, выдвинутой Фрейдом, и можно допустить, что как Фрейд, так и Лоренц пришли к постулированию сходных моделей в результате по­пытки объяснить сходное поведение.

Как бы там ни было, эта психогидравлическая мо­дель в настоящее время дискредитирована. Она более не поддерживается ни Лоренцом, ни Тинбергеном, и со своей стороны, я надеюсь, что настанет время, когда от нее откажется также и психоанализ. Ибо она не толь­ко механически непродуманна, но и не способна пра­вильно интерпретировать данные. Многие экспери­(автоцензор) редиски в последние годы продемонстрировали, что поведенческие паттерны прекращаются не потому, что у них иссякла некая гипотетическая энергия, но потому, что они были “приглушены” или “выключены”. Различные психологические процессы могут приводить к этому результату. Одним таким механизмом, долгосрочно влияющим на поведение, является приобрете­ние привычки. Действие другого механизма с краткос­рочным влиянием иллюстрируется экспериментами, использующими собак с воспаленным пищеводом. На них было продемонстрировано, что акты принятия пищи и питья прекращаются проприоцептивными и/или интероцептивными стимулами, которые возникают во рту, в пищеводе и в желудке и которые у неповрежден­ного животного являются результатом осуществления самих действий; другими словами, имеется механизм для негативной обратной связи. Такое прекращение действия не обусловлено усталостью или удовлетво­рением потребности в пище и питье; вместо этого само действие порождает стимулы обратной связи, которые его прекращают. (Для обсуждения смотрите работы Дейч (1953) и Хинде (1954).)

отсюда
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Constantine
Пользователь
Сообщения: 3263
Регистрация: 01.02.2004
СообщениеДобавлено: Ср Июн 08, 2005 10:50 Ответить с цитатой

Michael писал(а):
Каким на этом пути окажется вклад этологии человека остается только гадать, т.к. человек является животным только для инопланетян.

Отлично Улыбаюсь, шучу

Цитата:
системный переход на биологические маркеры душевной патологии
Цитата:

Мне видится взаимосвязанный переход психологии и психиатрии на несколько иные основания, источником которых неизбежно становятся именно нейронауки.

Цитата:
А значит мы опять возвращаемся к психофизиологической проблеме, у которой есть два главных варианта решения, первый - в общем слысле, когда увяжется вся психиатрическая патология и весь багаж фактического материала психологических наук с мозгом и второй - самый сложный это "привязка" человеческой индивидуальности к конкретному мозгу.

Честно говоря, я полон скептицизма по этому поводу, т.к. просто не вижу принципиальной возможности увязать всю деятельность организма и ее понимание со структурой и процессами в мозге.
В этом слошком много философии, так сказать Улыбаюсь, шучу

Цитата:

Биологических запретов, скорее всего, нет. Экспериментально, никто этого не проверял. Попробуйте себе представить моральную сторону такого эксперимента продолжительностью в несколько поколений.
А чистые линии лабораторных мышей и крыс выводятся именно таким образом. Да и породы домашних животных.

Конечно, интербридинг эволюционно более эффективен, чем инбридинг. Но кто сказал, что природа за близкородственное скрещивание должна уничтожить целый биологический вид, который попал в условия, при которых другой возможности размножаться просто не существует?
Пусть биологи меня тут поправят, но "инбредная депрессия" (это физиологический, а не психологический феномен) наблюдается лишь первые 2-3 поколения.

Интересно. Все же природа отдает предпочтение интербридингу, как я понимаю, интересно как это выражается биологически, в форме физиологической депрессии? Попробую поискать про это. Про наследственные болезни и вырождение - миф?
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Constantine
Пользователь
Сообщения: 3263
Регистрация: 01.02.2004
СообщениеДобавлено: Ср Июн 08, 2005 11:34 Ответить с цитатой

Michael писал(а):
Мне видится взаимосвязанный переход психологии и психиатрии на несколько иные основания, источником которых неизбежно становятся именно нейронауки.

А все же на какие именно основания?
У меня есть такой аргумент, что образование связей и структуры мозга - процесс сугубо индивидуальный и происходящий посредством интеграции получаемого опыта в единую психическую реальность. Причем сами механизмы интеграции получаемого опыта также образуются через обучение. Как это возможно "потрогать" нейронауками я просто не понимаю.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Mike Solo
Пользователь
Сообщения: 387
Регистрация: 12.01.2005
Откуда: г. Архангельск
СообщениеДобавлено: Вт Июл 05, 2005 00:32 Ответить с цитатой

Надеюсь не запоздал с продолжением топа.

Действительно, поразительно то, что у психоанализа и этологии Лоренца совершенно различные «индукционные базы» а выводы, обобщения во многом схожи.

Особенно согласен с Мichael ом, в том, что главный момент у Этологии Лоренца да и вообще в этологии - в понятии «иерархии» (более обобщенный «порядок клевания»). Которая превращается во всеобщий принцип «живого» с конкретным (а не философским), экспериментально подтвержденным содержанием.
Будет наверно повторением, сказать, что у современной этологии главные проблемы состоят в огромной сложности перехода к многообразным паттернам культуры человека, что приводит к фундаментальной корректировке задач этологии как науки.
Проблема также в том, что сегодня пока мало понятно в каких терминах и как именно описывать поведение животных, на чем фиксировать внимание. Для этого нужны общие принципы, которых пока не хватает, как выясняется.
Наверное, было бы верно утверждать, что регрессия, отклонение (сублимация) и другие общие «правила» (не знаю как) гораздо доступнее в экспериментальном подтверждении именно у животных в силу их меньшего многообразия поведения чем у человека. + идут и морально - этические запреты.
И если и выражаться как это было в начале, то так называемой, "психогидравлики", точнее ее оттенков хватает и у Лоренца. Не совсем пониманию что в ней не нравится Улыбаюсь, шучу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Orna
Пользователь
Сообщения: 56
Регистрация: 13.05.2005
Откуда: Омский государственный университет
СообщениеДобавлено: Ср Сен 07, 2005 11:53 Ответить с цитатой

А не продолжить ли нам разговор об этологии?
И первый вопрос. Если этология - это наука о поведении животных, то что есть само поведение?
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Mike Solo
Пользователь
Сообщения: 387
Регистрация: 12.01.2005
Откуда: г. Архангельск
СообщениеДобавлено: Ср Сен 07, 2005 18:35 Ответить с цитатой

Было бы интересно продолжить.
Поведение? Очевидно то, что внешне проявлено для наблюдателя за животными.
Скажем так, в традициях классической схемы (в "неклассике" деление на объект и предмет невозможно принципиально, на мой взгляд) поведение будет объектом науки.
Затем по стандартной методологической схеме этот объект обобщается, выражается в разлчиных терминах, выведенных человеком понятиях и законах. Короче говоря, укладывается как на матрицу представленую через предмет науки.
Просто поведение животных изучают и другие науки. А наука выделяется в самостоятельную через свой специфичный предмет, ну и метод конечно. Так что поведение как бы уже не предмет а объект.
И за тем изучают "все что видят" как говорит Панов в одной из статей на сайте этологии, НО ТОЛЬКО ЧЕРЕЗ ИСКУССТВЕННО СОЗДАННУЮ ПРИЗМУ - СХЕМУ.
Ее, как я понимаю, удовлетворительной пока нет.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему
Страница 1 из 5 На страницу 1, 2, 3, 4, 5  След.

Мир Психологии

Главная | О проекте | Баннерообмен | Реклама на сайте
Обратная связь | Копирайт | Партнерство | Баннеры

Psychology 100 Rambler's Top100

Powered by phpBB © 2001-2003 phpBB Group | Время Московское