Мир Психологии
Главная Биржа труда Психологический чат Психологический форум
Правила общения div FAQ div Поиск div Пользователи div Группы div Регистрация div Вход
Имя: Пароль: Автоматически входить при каждом посещении
Психологический форум arrow Научная психология arrow Методологические проблемы клинической психологии

Методологические проблемы клинической психологии
Начать новую тему   Ответить на тему
Автор Сообщение
Michaеl
Пользователь
Сообщения: 11599
Регистрация: 04.01.2005
СообщениеДобавлено: Пн Фев 11, 2008 17:04 Ответить с цитатой

Методологические проблемы клинической психологии

ЧТО ЕСТЬ МЕТОДОЛОГИЯ?
Современные энциклопедические определения методологии:
«Методология (от «метод» и «логия») – учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности» (Советский энциклопедический словарь).
«Методология – система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе» (Философский энциклопедический словарь).
Если обобщить эти определения и придать бóльшую строгость, то можно дать следующее:
Методология – это учение об организации деятельности. Такое определение однозначно детерминирует и предмет методологии – организация деятельности.
В этом случае методологию можно рассматривать очень широко – как учение об организации любой человеческой деятельности: и научной, и любой практической профессиональной деятельности, и художественной, и игровой и т.д. – с одной стороны. С другой стороны – и индивидуальной, и коллективной деятельности.
Если исходить из классификации деятельности по целевой направленности: игра-учение-труд, то можно говорить о:
- методологии игровой деятельности;
- методологии учебной деятельности;
- методологии трудовой, профессиональной деятельности. В свою очередь профессиональную деятельность можно подразделить на:
- практическую деятельность как в сфере материального, так и в сфере духовного производства. В этом смысле практической профессиональной деятельностью занято большинство людей;
- специфические формы профессиональной деятельности: философия, наука, искусство, религия.
На сегодняшний день представляется возможным изложить методологию научной деятельности (методологию научного исследования), методологию практической деятельности, методологию учебной деятельности, а также изложить начала методологии художественной и игровой деятельности.
Таким образом, методология рассматривает организацию деятельности. Организовать деятельность означает упорядочить ее в целостную систему с четко определенными характеристиками, логической структурой и процессом ее осуществления – временнόй структурой (исходя из пары категорий диалектики «историческое (временнόе) и логическое»).
Логическая структура включает в себя следующие компоненты: субъект, объект, предмет, формы, средства, методы деятельности, ее результат.
Внешними по отношению к этой структуре являются следующие характеристики деятельности: особенности, принципы, условия, нормы.
Исторически известны разные типы культуры организации деятельности1. Современным является проектно-технологический тип, который состоит в том, что продуктивная деятельность человека (или организации) разбивается на отдельные завершенные циклы, которые называются проектами2.
Процесс осуществления деятельности рассматривается в рамках проекта, реализуемого в определенной временнóй последовательности по фазам, стадиям и этапам, причем последовательность эта является общей для всех видов деятельности. Завершенность цикла деятельности (проекта) определяется тремя фазами:
– фаза проектирования, результатом которой является построенная модель создаваемой системы и план ее реализации;
– технологическая фаза, результатом которой является реализация системы;
– рефлексивная фаза, результатом которой является оценка реализованной системы и определение необходимости либо ее дальнейшей коррекции, либо «запуска» нового проекта.
Таким образом, можно предложить следующую «схему структуры методологии»:
1. Основания методологии: философия, психология, системный анализ, науковедение, этика, эстетика;
2. Характеристики деятельности: особенности, принципы, условия, нормы деятельности;
3. Логическая структура деятельности: субъект, объект, предмет, формы, средства, методы, результат деятельности;
4. Временнáя структура деятельности: фазы, стадии, этапы.
Такое понимание и построение методологии позволяет:
- с единых позиций и в единой логике обобщить различные имеющиеся в литературе подходы и трактования понятия «методология» и его использование в самых разнообразных видах деятельности;
- отсечь от методологии традиционно приписываемые ей излишние наслоения;
- найти общую логику таких широко обсуждаемых в современной литературе вопросов, как инновационная деятельность, проектирование систем, технологии, рефлексия и др.
Методология (психологический аспект) - система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. М. воплощается в организации и регуляции всех видов человеческой деятельности, не только научной, но и технической, педагогической, политической, управленческой, эстетической и др. Прогресс М. был обусловлен успехами материального и духовного производства. М. существенно обогатилась в связи с общим развитием социальной практики и науки. М. носит всеобщий характер, но она конкретизируется применительно к различным сферам практической и теоретической деятельности. Одной из таких сфер является психика, исследование которой предполагает разработку соответствующих методов. Поэтому М., функционируя в качестве общей системы объяснительных принципов и регулятивов, применяется в психологии соответственно своеобразию ее предмета, что требует разработки и применения специальной конкретно-научной М. В современных условиях, для которых характерно непосредственное взаимодействие множества научных направлений и специальностей, большую остроту приобретает вопрос о т.н. общенаучных методах, обеспечивающих приращение знаний во многих дисциплинах. Таковы, например, методы кибернетики, использование которых в психологии обогатило ее новыми подходами и решениями. Многообразие методов неизбежно порождает проблему выбора наиболее адекватных и перспективных из них для решения специальных исследовательских задач. Это побуждает рассматривать М. с точки зрения ее эвристичности, т. е. способности обеспечить появление новых идей в конкретных проблемных ситуациях. Область М. включает обширный комплекс конкретно-научных приемов исследования: наблюдение, эксперимент, моделирование и др., которые, в свою очередь, преломляются во множестве специальных процедур - методиках получения научных данных. В сфере изучения психики и личности человека М. получает наиболее полное воплощение в теоретической психологии.
Принцип детерминизма (в психологии) [лат. determinare - определять; principium - основа, начало] - признание необходимости изучать закономерные зависимости психических явлений от порождающих их факторов. Д. п. - закономерная и необходимая зависимость психических явлений от порождающих их факторов. Д. п. включает причинность как совокупность обстоятельств, предшествующих во времени следствию и вызывающих его, но не исчерпывается этим объяснительным принципом, поскольку существуют и другие формы Д. п., а именно: системный Д. п. (зависимость отдельных компонентов системы от свойств целого), Д. п. типа обратной связи (следствие воздействует на вызвавшую его причину), статистический Д. п. (при одинаковых причинах возникают различные в известных пределах эффекты, подчиненные статистической закономерности), целевой Д. п. (предваряющая результат цель как закон определяет процесс его достижения) и др. Развитие научного знания о психике связано с разработкой различных форм Д. п. Длительное время оно ориентировалось на механический Д. п., который представлял обусловленность психических явлений материальными факторами либо по образцу взаимодействия объектов в мире механики, либо по образцу работы технических устройств (машин). Несмотря на ограниченность этого воззрения (психические явления рассматривались только как последствия внешних влияний), оно дало психологии ее важнейшие учения: о рефлексе, ассоциациях, аффекте и др. В середине XIX в. возник биологический Д. п., открывший своеобразие поведения живых систем (учение Дарвина о естественном отборе) и утвердивший взгляд на психику как необходимую для их выживания функцию. Если механический Д. п. представлял психику побочным явлением (эпифеноменом), то теперь она выступила в качестве неотъемлемого компонента жизнедеятельности. В дальнейшем, когда было установлено, что этот компонент имеет самостоятельное причинное значение, возник психологический Д. п., получивший, однако, неадекватную теоретическую трактовку в учении об особой психической причинности, якобы противостоящей материальной (В. Вундт). Иное понимание психологического Д. п. сложилось в трудах естествоиспытателей (Г. Гельмгольц, Ф. Дондерс, И.М. Сеченов и др.), показавших, что обусловленные воздействием внешних объектов на организм психические явления (образ, реакция выбора и др.) формируются по законам, отличным от физических и биологических, и на этой основе выступают как особые регуляторы поведения. Внедрение в психологию идей естественно-научного психологического Д. п. привело к ее обособлению в самостоятельную область знания, изучающую процессы, подчиненные собственным закономерностям. Новая форма Д. п. была разработана марксистской философией, согласно которой активность сознания людей коренится в их образе жизни. Это создало методологические предпосылки для реализации Д. п. на уровне психосоциальной организации человеческой деятельности. Основной принцип объяснения психики человека с позиций диалектического материализма обусловлен положением о том, что, изменяя реальный, независимый от сознания мир своей предметной деятельностью, ее субъект изменяется сам. Благодаря этой деятельности одновременно порождаются и «внешнее» (продукты материальной и духовной культуры, в которых воплощаются сущностные силы человека), и «внутреннее» (сущностные силы человека, формирующиеся в процессе их объективации в этих продуктах). В этом плане может быть осмыслена «самопричинность» индивида, представление о том, что индивид есть причина себя в своих взамоотношениях с миром. Возможность самопричинности базируется на идее синхронической причинности, согласно которой каждый временнóй срез жизни индивида заключает в себе события, обладающие абсолютной новизной по отношению к событиям прошлого (несводимость настоящего к прошлому); именно такие инновации составляют источник самопричинности (В.А. Петровский).
Деятельностного опосредствования принцип - один из методологических принципов психологии, позволяющий в теории деятельности объяснить вопрос происхождения внутренней психической деятельности из внешней трудовой на основании ее орудийности и общественного происхождения (Л.С. Выготский). «Орудие опосредствует деятельность, связывающую человека не только с миром вещей, но и другими людьми. Благодаря этому, его деятельность впитывает в себя опыт человечества». В теории познания при исследовании формирования умственных процессов и значений (понятий) Д. о. п. объясняет усвоение индивидом способов мышления, выработанных человечеством. «Психологически мышление (и индивидуальное сознание в целом) шире, чем те логические операции и те значения, в структурах которых они свернуты. Значения сами по себе не порождают мысль, а опосредствуют ее, так же, как орудие не порождает действие, а опосредствует его». В итоге движения теоретической мысли по этому пути открылась принципиальная общность внешней и внутренней деятельности как опосредствующих взаимосвязей человека с миром, в которых осуществляется его реальная жизнь (А.Н. Леонтьев). В социальной психологии Д. о. п. впервые был применен А.В. Петровским при исследовании межличностных процессов в группах. Было показано, что межличностные отношения в группах опосредствуются содержанием, целями и ценностью осуществляемой членами группы деятельности. Д. о. п. по отношению к отдельному индивиду позволяет понять и адекватно объяснить некоторые принимаемые им решения, а также тип поведения в деятельностной ситуации. По отношению к группе - понять и объяснить принятие групповых решений, причины группового поведения, процессы дифференциации и интеграции. На основе Д. о. п. и идеи уровневой организации развития группы была построена типология групп и разработана деятельностного опосредствования межличностных отношений концепция.
Принцип производительности - по Г. Маркузе, одна из исторических форм принципа реальности, преобладание которой в современной цивилизации оказывает влияние на содержание этого принципа и обусловливает непрерывное расширение антагонистического общества. Согласно Маркузе, П. п. определяет целостную репрессивную организацию сексуальности и инстинкта разрушения, а также раскол общества в соответствии с конкурентными видами экономической деятельности.
Принцип развития (в психологии) - необходимость при исследовании психологических явлений и личности человека выявлять их закономерные изменения в процессах фило-, онто- и социогенеза.
У Дж. Локка складывается ясно выраженная генетическая точка зрения, и с этого времени с нею начинают считаться в психологии. Любое явление, рассматриваемое психологом, может получить адекватное объяснение, если оно становится предметом изучения в его развитии. Это относится как к филогенетическим процессам, характеризующим психику животных, так и к онтогенезу животных и человека, а также к процессам социогенеза, протекающим в общественно-исторических условиях. Применительно к личности, важнейшим фактором ее развития является историогенез, т. е. освоение культуры как важнейшей стороны накопленного человечеством социального опыта. Биологическое в развивающейся личности выступает в превращенной форме как социальное.
При этом следует теоретически различать социализацию как процесс и результат освоения опыта (как культуры, так и антикультуры) и включение человека в системообразование, понимаемое как целенаправленная и планомерно осуществляемая социализации в интересах человека и/или общества, к которому он принадлежит.
Социализация имеет стихийный характер в отличие от образования, предполагающего специальную педагогическую организацию. Не являются сколько-нибудь обоснованными попытки противопоставить обучение и воспитание как компоненты образовательного процесса. Нет такой формы обучения, которая бы имплицитно не включала в себя воспитательную функцию. В то же время, воспитывая человека, невозможно изъять из этого процесса элементы обучения. Так, формирование навыка становится базой для возникновения привычки, которая не может возникнуть сама по себе, вне того или иного момента обучения.
В теоретическом плане представляет значительный интерес в качестве предмета обсуждения вопрос о соотношении обучения и развития (Ж. Пиаже, Д. Брунер и др.). Наиболее продуктивный подход к решению этой дискуссионной проблемы был предложен Л.С. Выготским, показавшим детерминированность развития процессами обучения, в более широком понимании - образования.
Это снимает вопросы о выяснении роли наследственного (биологического) фактора в его сопоставлении с культурно-историческими, социально обусловлеными детерминантами, среди которых важнейшее значение имеют процессы обучения. Биологическое и социальное, наследственное и благоприобретенное, и их определяющее значение на протяжении многих лет, так или иначе, становится исходным пунктом для построения различных теоретических конструкций, реализующих Р. п. (психоаналитические течения, бихевиоризм, необихевиоризм, концепция рекапитуляции С. Холла, теория конвергенции факторов В. Штерна и др.). В российской психологии Р. п. приобрел весьма своеобразный характер. Психология в послеоктябрьский период, «выбрав» особый путь своего становления, оказалась в стороне от мировой психологической науки. Этот «выбор» объяснялся конкретно-историческими причинами, и в частности тем, что может быть обозначено как политическая история психологии, показывающая зависимость развития науки от политической конъюнктуры, складывающейся в тоталитарных государствах (А.В. Петровский). Поскольку наука могла сохранить себя, только двигаясь в русле идей марксизма, ей приходилось в данной идеологической парадигме отыскивать то, что, с одной стороны, могло ей придать импульс для получения реального результата исследования, а с другой - не противостояло официальным установкам властей. Эту возможность открывало, в частности, обращение к Р. п., философские основы которого содержались в трудах Гегеля и оказались ретранслированными в дальнейшем Марксом и Энгельсом.
Именно по этой причине в 1920-е гг. интенсивно проводились исследования в области сравнительной психологии, обращенной к филогенезу в животном мире (В.А. Вагнер, Н.Н. Ладыгина-Котс, Г.З. Рогинский, В.Н. Боровский и др.), а также в детской (возрастной) психологии, интегрированной в комплекс педагогических наук (Л.С. Выготский, П.П. Блонский, М.Я. Басов и др.).
Т. о., Р. п., обусловливающий трактовку процессов фило- и онтогенеза, следовательно, дающий возможность продолжить работу в ряде отраслей психологической науки, оказался довольно искусственно в русле диалектико-материалистической методологии. Обращение к Р. п. позволило психологам в Советской России не допустить полной изоляции науки от процессов, развертывающихся в мировой психологии.
В работах как российских, так и зарубежных ученых, Р. п. трактовался как взаимосвязь изменений психологических явлений и порождающих их причин. При этом принималась во внимание зависимость происходящих преобразований психических явлений от их включенности в целостную систему.
Новообразования в ходе психического развития характеризовались необратимостью изменений, их направленностью, закономерностью преобразований, их трансформацией от этапа к этапу развития, «надстраиванием» новых преобразований над предшествующими, имеющими не только количественные, но и прежде всего качественные параметры. Как выяснилось, наиболее продуктивен такой подход к построению теорий, обращенных к психическому развитию, в котором находятся в органичном сочетании идеи преемственности и качественного своеобразия ступеней (этапов, периодов, эпох) развития.
Если до начала 1970-х гг. в психологии доминировала проблема развития психики, то в последующие десятилетия был осуществлен переход к решению вопроса о развитии личности человека, к построению соответствующей периодизации его этапов.
В настоящее время Р. п. рассматривается в единстве с двумя другими принципами построения психологической теории - детерминизма и системности.
Принцип реальности - принцип регуляции психической жизни, выражающийся в учете реальных условий и возможностей удовлетворения влечений и зачастую в отказе от различных способов получения удовольствия. Влечения Я подчиняются П. р.
Принцип самодетерминации - теоретико-методологический принцип, в соответствии с которым причиной поведения являются не воздействия внешней среды сами по себе, а живой организм, в поведении которого эти воздействия представлены в снятом виде. Не означая отказа от причинности как таковой, П. с. позволяет выделить специфические особенности детерминизма в деятельности живого организма. П. с. связан с утверждением принципов активности и системности, согласно которым организм не стремится нивелировать воздействия внешней среды, а целенаправленно и активно в ней действует. П. с. определяет цель деятельности как процесс свободного выбора, в ходе которого из системы с неограниченным числом степеней свободы возникает «полносвязная система с единственной степенью свободы».
Принцип системности (в психологии) - необходимость из великого множества явлений выделить и обособить специфическую категорию закономерно взаимосвязанных объектов, приобретающих значение и характер системных.
Внутреннее строение этих объектов описывается в таких понятиях, как элемент, связь, структура, функция, организация, управление, саморегуляция, стабильность, развитие, открытость, активность, среда и др.
Системный подход как методологический регулятив не был «изобретен» философами. Он направлял исследовательскую практику (включая лабораторную, экспериментальную работу) реально, прежде чем был теоретически осмыслен. Сами естествоиспытатели выделяли его в качестве одного из тех рабочих принципов науки, оперируя которыми можно обнаружить новые феномены, прийти к важным открытиям. Так, например, американский физиолог У. Кеннон считал синонимом системности принцип гомеостаза как динамического постоянства состава и свойств системы, ее стремление к сохранению стабильного состояния вопреки действию факторов, которые его нарушают. Рабочий смысл этого принципа в том, что, руководствуясь им, исследователь в любом компоненте и отправлении системы усматривает одно из приспособлений, решающее главную задачу - удержать ее в равновесии. Системный подход, позволяя объяснить факты, обнаруживаемые на чисто эмпирическом уровне, имеет и прогностическую ценность, направляя на поиск еще неизвестных регуляторов, незримо действующих в системе для обеспечения устойчивости.
Из исследований биологического гомеостаза Кеннон вывел «общие принципы организации», действительные для любых «сложных объединений» (систем в отличие от «не-систем»): дифференциация и интеграция функций «сотрудничающих частей» с целью решения общей для всей системы задачи; согласование внешних и внутренних соглашений; саморегуляция, обеспечиваемая своевременным поступлением сигналов об отклонениях от «средней позиции» и принятого курса с последующим включением механизмов, которые восстанавливают стабильность, и др. С. п. в образе гомеостаза оказался весьма продуктивным не только в физиологии, но и в других науках, в частности, в психологии.
С. п. не исчерпывается гомеостазом, хотя и служит одним из важных, эвристически сильных воплощений. Психическая организация - это системный объект, живущий сам по себе, независимо от его познанности. В многовековой эволюции научной психологической мысли возникали различные теоретические конструкты, объясняющие, как эта организация устроена, из каких частей состоит, как они между собой связаны, как сопряженно работают и т. д. От научной мысли требуется, чтобы это знание было выстроено по определенной логике, и его различные фрагменты складывались в целостную картину, удовлетворяющую С. п. На рубеже XX и XXI вв. была разработана одна из таких логически выстроенных систем - категориальная система психологии (А.В. Петровский, В.А. Петровский, 2001), характеризующая структуру психосферы. Ее системообразующим признаком выступают взаимопереходы психологических категорий «по вертикали» от сущности к явлению, которое выступает как сущность для новых феноменов. Все эти переходы подчинены реализации идеи «восхождения от абстрактного к конкретному», характеризуют встречные детерминации биологического и культурно-исторического фактора, моделируют в единой схеме фило-, онто- и социогенез, образуют закономерную связь психологических категорий.
Категориальная система психологии демонстрирует нерасторжимое единство трех основных объяснительных принципов психологии: системности, развития, детерминизма.

http://www.methodolog.ru/
http://www.methodolog.ru/method.htm
http://slovari.yandex.ru/dict/psychlex2/article/PS2/ps2-0022.htm
http://slovari.yandex.ru/dict/psychlex2/article/PS2/ps2-0024.htm


Последний раз редактировалось: Michaеl (Сб Фев 23, 2008 13:36), всего редактировалось 1 раз
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Michaеl
Пользователь
Сообщения: 11599
Регистрация: 04.01.2005
СообщениеДобавлено: Пн Фев 11, 2008 17:24 Ответить с цитатой

Предметная триада клинической психологии (R. Bastine, 1998, s.1Круто!
Райнер Бастине (Reiner H.E. Bastine, 1998)
Batine, R . Klinische Psychologie

http://www.bastine.uni-hd.de/SVmeetsMedMai06.pdf

Предметные области Примеры

1. Психические расстройства
- Страхи
- Навязчивости
- Шизофрения
- Аффективные расстройства
- Расстройства личности и поведения

2. Психологические аспекты соматических заболеваний
- Нарушения зрения, слуха и речи
- Инфекции и спид
- Онкозаболевания
- Коронарные сердечные заболевания
- Параличи

3. Психические кризисы
- Расстройства адаптации
- Острые травматические расстройства
- Посттравматические расстройства


Последний раз редактировалось: Michaеl (Пн Фев 11, 2008 17:59), всего редактировалось 1 раз
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Michaеl
Пользователь
Сообщения: 11599
Регистрация: 04.01.2005
СообщениеДобавлено: Пн Фев 11, 2008 17:41 Ответить с цитатой

http://www.sgipt.org/biogr/biogr.htm
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Michaеl
Пользователь
Сообщения: 11599
Регистрация: 04.01.2005
СообщениеДобавлено: Пн Фев 18, 2008 06:01 Ответить с цитатой

Методологические и исторические аспекты клинической психологии.
Генрих Залевский

Объектное поле и предмет клинической психологии

Определение «клиническая», которое происходит от греческого „klinein“ (склоняться, подходить, опираться) или также от “klinikos” («лежащий в постели»), в связи с психологией часто приводит к недоразумениям. В общем словоупотреблении понятие «клинический» часто собственно резервируют за феноменами, которые встречаются в стационарных учреждениях или делают необходимым стационарное лечение. В случае клинической психологии это слово-определение относится однако не к учреждению, а к потребности человека в консультации и психотерапии. Клинические психологи заняты вообще психологической помощью людям в этом нуждающимся вне зависимости от учреждения, в которых эта помощь оказывается.
Соглашаясь с мнением некоторых авторов (А.Б.Холмогоровой (2003, с.80-91), что на сегодняшний день адекватным состоянию отечественных и западных исследований и практики представляется следующее определение клинической психологии, «как части психологической науки, которая использует концептуальный аппарат психологии, изучает психологические нарушения при психических и соматических расстройствах, а также отклонениях развития (включая проявления, динамику, психологические и нейропсихологические факторы и механизмы этих нарушений), разрабатывает принципы и методы психологической диагностики, профилактики и помощи при различных нарушениях психики, при этом клиническая психология опирается на психологические знания о нормальном развитии и функционировании психики», считаем все же его не полным, не исчерпывающим.
Так же, как и мнение Райнера Бастине (Reiner H.E. Bastine, 1998, s. 17-24), который считает, что клиническая психология занимается психическими расстройствами, психологическими аспектами соматических расстройств или болезней, а также психическими кризисами, которые обусловлены особыми жизненными обстоятельствами. Как психологическая дисциплина она основывается преимущественно на данных, теории, методологии и методах психологии и ее частных дисципин. Ее задачей является клинико-психологические феномены описывать, объяснять и классифицировать (патопсихология), выявлять (психодиагностика), их появление предупреждать или устранять (профилактика и интервенция) и их связь с экологическими, социокультугными, институциональными рамочными условиями выявлять и оказывать на них влияние (контекстные условия). Тем самым клинико-психологическое исследование направлено на вопросы оснований и научно обоснованной практики.
Как психологическая дисциплина клиническая психология*, тем самым, подходит к своим феноменам с психологической перспективой, особенно дифференцированно разрабатывает именно этот аспект. Поэтому совершенно осознанно выбирается психологический подход, не ставя при этом вопрос об основополагающем ограничении психологических, социальных и биологических условий. Социальные и биологические факторы подразумеваются по существу в качестве контекстуальных условий или ковариаций психологических процессов и таковыми учитываются. А также это означает, что состояния, расстройства, болезни или кризисы вскрываются на основе данных о психической норме и поэтому сильнее подчеркивается взаимовлияние и переходы к психической патологии. Через эти подобия и отношения между нормальным и анормальным поведением выдвигаются на первый план «здоровое» и «больное» поведение, которые резко друг от друга не отделяются. И, наконец, берутся во внимание и такие феномены, которые обычно находятся в пограничных областях между «нормальным» и «аномальным».
Психологические дисциплины часто подразделяют на фундаментальные и прикладные, при этом клиническая психология рассматривается как прикладная дисциплина. Однако научно-теоретическая дискуссия показала, что подразделение наук на прикладные и фундаментальные во многом произвольно, так как первые не могут не касаться также и фундаментальных вопросов, а вторые - не способствовать решению прикладных проблем. Точно так же обстоит дело и с клинической психологией, перед которой стоят задачи как перед основополагающей (теоретической), так и прикладной наукой. Примером основополагающего научного вопроса может быть, например, вопрос объяснения возникновения (клинических) страхов. Напротив, вопрос, а как от страха избавляться, может рассматриваться как «технологическая» постановка вопроса. С точки зрения представителей теории науки, клиническая психология есть эмпирико-научная дисциплина, в которой эксперименту придается особое значение (Зейгарник Б.В.,1999). Несмотря на это, среди практиков такого единодушия нет, поскольку значительное число практикующих клинических психологов (в последние годы и отечественных) используют в своей работе методы глубинной психологии или гуманистической психотерапии и на этом основании считают себя, скорее, приверженцами «понимающего подхода» (феноменологическое, герменевтическое понимание науки), а к эмпирической психологии относятся критически.
___________
*Следует отличать от медицинской психологии, которая, на наш взгляд, представляет определенную сумму знаний для повышений психологической культуры медперсонала, а следовательно и врачебного профессионализма.

Уже, исходя из приведенных выше определений клинической психологии, можно сделать вывод о сложности определения самого ее предмета. Складывается впечатление, что речь, скорее всего, должна идти о предметном поле клинической психологии и разведении его с полем объектным. В таблице 1. приводится «предметная триада клинической психологии», как она видится автору известного немецкого руководства по клинической психологии Р. Бастине (R. Bastine, 1998, с. 1Круто!.


Таблица 1.
Предметная триада клинической психологии (R. Bastine, 1998, s.1Круто!

Предметные области Примеры

1. Психические расстройства Страхи
Навязчивости
Шизофрения
Аффективные расстройства
Расстройства личности и
поведения

2. Психологические аспекты Нарушения зрения, слуха и речи
Соматических заболеваний Инфекции и спид
Онкозаболевания
Коронарные сердечные заболе-
вания
Параличи

3. Психические кризисы Расстройства адаптации
Острые травматические расст-
ройства
Посттравматические расстрой-
ства


Мы считаем, что, во-первых, Р.Бастине смешивает объект клинической психологии с предметом, во-вторых, скорее, говорит об объектном поле клинической психологии и, в-третьих, представляет не все объекты этого поля. На наш взгляд, психические расстройства, психосоматические расстройства, психические кризисы – это, скорее, объекты в поле интересов клинической психологии, которые она разделяет с другими дисциплинами и, прежде всего, с психиатрией. Иначе говоря, предмет научных и практических интересов в каждых из заинтересованных в этих объектах научных дисциплин, разный, а, соответственно, отличается и методический аппарат. Если и происходит, заметное в последние годы сближение между, например, психиатрией и клинической психологией (Перре М, Бауманн У, 2000; А.Б.Холмогорова, 2003), то исключительно в силу возрастающего понимания того, что их объединяет и что разъединяет.
На наш взгляд, объектное, а значит и предметное, поле клинической психологии значительно шире. В нем следует выделить и такие объекты, как: «нормативные кризисы (возрастные, плановая беременность)», «латентные ненормативные кризисы (потеря работы, предэкзаменационные ситуации, ситуации, предполагаемого пребывания, с риском для жизни – группы риска), а также группы практически здоровых людей, ведущих нездоровый образ жизни (вредные привычки, нарушения режима жизни, перегрузки трудового или учебного характера – синдром эмоционального выгорания, специфическая профессиональная деятельность и т.д.). Иначе говоря, во всех указанных случаях действуют «факторы, которые влияют на состояние здоровья и ведут к необходимости обращения в службы здоровья» Z 00 – Z 91.5 (см. Раздел в МКБ-10 Часть ХХ1). Во всех указанных объектах для клинической психологии предметом могут являться «психологические аспекты», о которых упоминает Р.Бастине, говоря лишь об одной из составляющей «предметной триады» – психосоматических расстройствах (Урванцев Л.П., 1998; Абрамова Г.С., Юдчиц Ю.А., 1998). Но ведь «психологические аспекты» имеют место и в случае «психических расстройств», и во всех других объектах, выделяемых Бастине и нами. Но «психологические аспекты» - это, скорее, метапредмет клинической психологии, который должен быть конкретизирован в каждом объекте с учетом его специфики. И спектр этих конкретизаций может быть очень большим, например, от «внутренней картины болезни» до «внутренней картины здоровья».
Сближение между клинической психологией и медициной (психиатрией) происходило и в связи с изменением представлениий о модели психической болезни /расстройства – от «органической» до пока доминирующей на сегодняшний день «биопсихосоциальной» (Engel, 1979, 1980), на смену которой с неизбежностью придет «биопсихосоционоэтическая» модель (Залевский Г.В., 2005), в рамках которой любой объект в их объектном поле наиболее полно рассматривается как системный феномен с системной (причинной и непричинной) детерминацией, системной структурно-уровневой организацией (психический-функциональный, психологический-душевный, психологический-духовный) в их интимном и специфическом отношении с физическим, соматическим. Здесь, видимо, уместно вспомнить о призыве Гиппократа «лечить не болезнь, больного», а также мысль Ювенала о том, что «желательно, чтобы в здоровом теле был здоровый дух»; здесь излишне, нам думается. приводить многочисленные примеры «здорового духа» при нездоровом теле, психическом – функциональном нездоровье, например, слепоглухонемые люди, душевном нездоровье при здоровм теле и здоровье функциональном, например, люди с патологией характера или личности, духовном нездоровье при созранности всех других уровней здоровья, например, психогенная депрессия и т.п.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
M.B.
Начинающий
Сообщения: 13
Регистрация: 16.07.2010
СообщениеДобавлено: Пт Июл 16, 2010 13:23 Ответить с цитатой

Цитата:

это не методологический, а именно философский взгляд на психологию.

Так и есть, ну и причем в таком случае А.Сосланд и этот топик?
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
psychochronic
Пользователь
Сообщения: 1684
Регистрация: 10.12.2007
Откуда: я там, где торсионные поля пронзают неевклидовы пространства
СообщениеДобавлено: Сб Июл 17, 2010 17:50 Ответить с цитатой

skm: M.B. и psychochronic.
Перенесите ваш флейм в другое место.
Тут он не прорастёт.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему
Страница 1 из 1

Мир Психологии

Главная | О проекте | Баннерообмен | Реклама на сайте
Обратная связь | Копирайт | Партнерство | Баннеры

Psychology 100 Rambler's Top100

Powered by phpBB © 2001-2003 phpBB Group | Время Московское