Мир Психологии
Главная Биржа труда Психологический чат Психологический форум
Правила общения div FAQ div Поиск div Пользователи div Группы div Регистрация div Вход
Имя: Пароль: Автоматически входить при каждом посещении
Психологический форум arrow Обмен опытом, практическая психология arrow Помогите родителю!

Помогите родителю!
Начать новую тему   Ответить на тему
Автор Сообщение
Lubawka
Начинающий
Сообщения: 12
Регистрация: 07.04.2003
Откуда: Санкт-Петербург
СообщениеДобавлено: Ср Май 14, 2003 21:49 Ответить с цитатой

Коллеги, у меня очень большая проблема. Моего вполне сознательного сына 12 лет никто на свете не может научить математике. Мы занимались сами и нанимали репетиторов, пробовали различные методики, ругали, хвалили, уговаривали и т.д. Все впустую. Насколько я могу судить, у него проблемы не столько с математикой как таковой, сколько со средоточением, а главное с пониманием важности проблемы. Когда мне удается заставить его сконцентрироваться - все решается быстро и элементарно. С домашним заданием, если мать дома, проблем нет. Но в класс маму не пускают. И мерзавец раз за разом приносит двойки. Надо сказать, в детской и подростковой психологии я не слишком подкована. Может кто подскажет выход из личного опыта или из теории? Заранее благодарна.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Солнце
Пользователь
Сообщения: 145
Регистрация: 24.04.2003
СообщениеДобавлено: Чт Май 15, 2003 06:23 Ответить с цитатой

Имя вашего отпрыска,случайно, не А.А. Пушкин??????
Тады,надо ли плакать, надо ли????(Цитата из песни)
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
leonidtyutrin
Начинающий
Сообщения: 15
Регистрация: 19.12.2002
Откуда: Хабаровск, Россия
СообщениеДобавлено: Пт Май 16, 2003 07:27 Ответить с цитатой

Есть замок и есть ключ.


Ключ Любава в Вашем тексте - "заставить сконцентрироваться". Концентрация - бородка, заставить - рукоятка.

Дело собственно мало касается математики, проблема в способности концентрироваться и если Вам удается заставить, то вероятно у Любавы способности к концентрации ниже аналогичных способностей сознательного сына 12 лет.

Выработав в себе способность к концентрации на виду у сына и даже предпочтительно с его помощью, Любава зараз решит две задачи 1. обретет способность концентрации, 2. позволит сыну самостоятельно разобраться с математикой используя собственную способность концентрироваться.


Наиболее простой способ развития способности концентрации - лепка из пластилина математических задач до состояния когда внешний наблюдатель, скажем, папа по виду слепков без коментариев догадается о сути решаемой задачи.

Успехов.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Lubawka
Начинающий
Сообщения: 12
Регистрация: 07.04.2003
Откуда: Санкт-Петербург
СообщениеДобавлено: Сб Май 17, 2003 23:02 Ответить с цитатой

Насчет кошки, горчицы и прочего насилия над личностью я абсолютно согласна. Кстати в его возрасте с математикой я сама не очень дружила. Проблема в данном случае имеет еще и социальный характер. Класс, в котором учится мой сын "гимназический". Но на полный статус гимназии у школы денег не хватило. Поэтому имеется еще и так называемый "обычный". При наличии двойки в году его переведут туда. То есть придется сразу менять школу, т.к. сделать из моего ребенка парию я все-таки не дам. Да и сам он на подобное не пойдет. Но не смотря на вполне реальную угрозу такого перевода, тем не менее из двойки нам пока не вылезти. Я не ставлю своей целью заставить его выучить математику. Я хочу, чтобы он вытянул хотя бы на тройку. Но для этого тоже не плохо бы приложить усилия. Вот только как бы мне эти усилия для него грамотно мотивировать?
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
WhiteRabbit
Начинающий
Сообщения: 11
Регистрация: 14.04.2003
Откуда: Харьков
СообщениеДобавлено: Пн Май 19, 2003 17:59 Ответить с цитатой

Цитата
Цитата:
Но в класс маму не пускают. И мерзавец раз за разом приносит двойки.

а почему мерзавец? это же Ваш СЫН!!! а Вы - мерзавец...
прям мороз по коже...
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
shum
Пользователь
Сообщения: 348
Регистрация: 29.04.2003
Откуда: Жуковский, работаю в Москве
СообщениеДобавлено: Пн Май 19, 2003 23:19 Ответить с цитатой

ну что ж, Любава, наконец-то нашел серьезную тему для разговора...
дело в том, что одно из моих "хобби" - репетиторство по математике, физике и геометрии (уже 6 лет непрерывного стажа), причем чаще всего это средняя школа...
(поймите правильно, это ни в коем случае не самореклама, просто хочу подчеркнуть, что для меня эта проблема интересна именно с точки зрения практики)

итак, поехали...
12лет-7лет=5 или 6 класс (не знаю, как в Вашем случае, бывают разные программы) это мне нужно, чтобы определиться, насколько ребенку нужно концентрироваться и оценить уровень проблемы...

далее...
как показывает практика у огромного количества учеников проблема именно во внимании, так что Вы абсолютно правы, начиная решать проблему с этого направления

как я понял из Вашего рассказа, Вы считаете, что к математике он приспособлен, соображает (честно говоря, хотелось бы услышать оценку тех репетиторов-педагогов, с которыми он занимался )

прежде всего, поверьте на слово, "и зайца курить научить можно". В моей практике приходилось работать как и с откровенными "дубами", так и с талантливыми, но невнимательными ребятами.

в общем так, я Вам с удовольствием отвечу на все Ваши вопросы и многое смогу подсказать, но для этого (посколько я человека не вижу), мне нужно максимально подробное описание проблемы

того, что Вы написали немного не хватает для полного представления проблемы, причем прошу описать проблему ребенка, а не Вашу (в смысле - переводы из школы в школу и т.п. меня не интересуют)

что-то я уже много накатал...
(если захотите, можете писать и на мыло)

и еще... в наше время действительно трудно найти хорошего репетитора..., так что не стоит отчаиваться...

[ 19 Мая 2003: Сообщение отредактировано: shum ]

Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
Lubawka
Начинающий
Сообщения: 12
Регистрация: 07.04.2003
Откуда: Санкт-Петербург
СообщениеДобавлено: Вт Май 20, 2003 02:12 Ответить с цитатой

Shum, спасибо огромное за ответ. Основных проблем у Кирки по нашему с ним общему мнению, две. Все репетиторы в один голос говорили одно и то же: ребенок соображает хорошо, но считает очень медленно. Кроме того неаккуратность письма частенько сбивает его же самого с толку. К сожалению, мальчик медлителен не только в математике. У него вообще флегматическая доминанта. В школе же процесс обучения поставлен на выработку в первую очередь скорости.Возможно, это правильно. я не хочу спорить с современными методиками (нас, помнится, учили основательности, а быстрота была на втором месте), но данный конкретный ребенок, по крайней мере, пока способен или торопиться, или думать. Разницы между выработкой оптимального и потому быстрого способа решения и суматохой пополам с паникой он не понимает. А я, грешным делом, не знаю, как ему объяснить. Может, потому, что и сама не понимаю толком, куда так торопиться. К сожалению, проблема перевода в другой класс тоже не моя, а его. Вместо того, чтобы пытаться быстро решить, он начинает думать о том, что может не справиться и чем ему это грозит. Психопрессинг с угрозами перевода не мой. Это практика, оторая проводиться в школе. Видимо, педагоги пытаются таким образом стимулировать большую старательность. Мой ребенок не первый из класса, кто нервничает на эту тему. Мы с родителями пытались беседовать с учителями, но безрезультатно. Ну, где это видано, чтобы школа прислушивалась к мнению родителей на тему методов воспитания. Тем не менее, факт застрессовки я тоже не могу скидывать со счетов. Мы стараемся снизить его, но влияние все равно весьма ощущается. Еще раз повторяю, все репетиторы сходятся в одном: ребенок отнюдь не тупой, но довольно медлительный.
Вообще, эти проблемы у нас первый год (6 класс). В этом году у нас поменялся педагог по математике, новая учительница стала делать акцент на скорость и перестала оценивать домашние задания. Дома он подконтролен, но самостоятелен. Я проверяю черновик на уровне провильно-неправильно. Если неправильно - решает заново сам. Но дома мы не торопимся. Мне редко попадаются ошибки, да и пишет он не в пример аккуратнее, чем в классе. Вот, собственно, все. Я старалась излагать подробно, извините за многословие. Еще раз спасибо.

WhiteRabbit, ну конечно, это мой ребенок и я его очень люблю. Стала бы я иначе так распинаться. А мерзавец - это в шутку и ласково. Просто на будущее буду пользоваться смайликами, а то за буквами улыбку не всегда видно.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
shum
Пользователь
Сообщения: 348
Регистрация: 29.04.2003
Откуда: Жуковский, работаю в Москве
СообщениеДобавлено: Вт Май 20, 2003 16:15 Ответить с цитатой

ну что ж, Любава, продолжим...
итак 6 класс - вот тут мне надо сразу акцентировать Ваше внимание: дело в том, что (по стандартной) школьной программе в этом классе идут самые важные, "базовые" темы, так что проблему надо решать срочно, так как если так пойдет дальше - то пиши пропало... (действия с отрицательными числами, решение уравнений с использованием свойств уравнений + графики). Если ученик не будет знать эти темы, то дальше у него будут еще большие проблемы.

Цитата
Цитата:
У него вообще флегматическая доминанта. В школе же процесс обучения поставлен на выработку в первую очередь скорости.Возможно, это правильно. я не хочу спорить с современными методиками (нас, помнится, учили основательности, а быстрота была на втором месте), но данный конкретный ребенок, по крайней мере, пока способен или торопиться, или думать. Разницы между выработкой оптимального и потому быстрого способа решения и суматохой пополам с паникой он не понимает.


Цитата
Цитата:
Дома он подконтролен, но самостоятелен. Я проверяю черновик на уровне провильно-неправильно. Если неправильно - решает заново сам. Но дома мы не торопимся. Мне редко попадаются ошибки, да и пишет он не в пример аккуратнее, чем в классе


далее...
методики методиками, но дело в том, что решать достаточно быстро ему все равно придется, поэтому в любом случае Вам придется помочь ему "увеличить скорость" ни в коем случае не в ущерб знаниям.

ключевая фраза: Разницы между выработкой оптимального и потому быстрого способа решения и суматохой пополам с паникой он не понимает
это и есть задача хорошего репетитора по отношению к Вашему сыну.
Ваша задача - научить находить именно оптимальное решение. О там как этого добиться - чуть позже.

теперь меня интересует вопрос:
" есть ли в его знаниях серьезные пробелы "
(оговорюсь сразу, я не встречал ни одного школьника у которого вообще бы не было пробелов в знаниях). Из Ваших слов можно предположить, что со знаниями у него все в порядке, прошу уточнить этот вопрос, это важно

"может ли он решить правильно любой пример из школьной программы его класса при достатке времени" - мой вопрос к Вам.

"способен ли он находить наиболее красивое решение задачи или примера (при достатке времени)?"

"нравиться ли ему математика?" (это как ни странно важно)

"в чем заключается эта медлительность, как это выглядит"(ну например: каждую минуту отвлекается на пролетающую муху, либо просто в течении получаса смотрит невидящими глазами в учебник и т.д.) это тоже важно, ответьте наиболее подробно

ответы на эти вопросы косвенно есть в Ваших словах, просто нужно немного более подробно...

прошу меня извинить за такую дотошность, просто ответы на эти вопросы репетитор получает в течении получаса беседы с учеником, а по инету - видите как долго...
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
Lubawka
Начинающий
Сообщения: 12
Регистрация: 07.04.2003
Откуда: Санкт-Петербург
СообщениеДобавлено: Ср Май 21, 2003 00:39 Ответить с цитатой

Shum, еще раз огромное спасибо за ответ и внимание! Думаю, пробелы в знаниях у него есть и достаточно серьезные. Ребятенок болезненный. и как мы не стараемся догонять или заниматься параллельно. вряд ли мне удается компенсировать его пропуски. Из пройденного по математике материала он решает все. Если предоставить ему достаточно времени и не давать "уплывать" мыслями. Отвлекается он по всякому: мухи играют огромную роль, но может действительно уставиться на страницу невидящим взглядом. Помнится, как-то в институте помогала подруге готовиться к экзамену. Я ей объясняю, а у нее глаза, пардон, как две оловянные ложки. На вопрос: "О чем ты думаешь" она отвечаяет: "Я думаю о том, как я ненавижу формальную логику". Ребенок о своих мыслях не рассказывает, но смысл тот же. Если спросить его, нравиться ли ему математика, он скорее всего ответит "Нет". Но думаю, что здесь речь не о действительной нелюбви к предмету, а всего лишь о том, что ничего не получается. По крайней мере, органического отторжения я у него не вижу. Что же касается нахождения более красивого решения - твердое нет. Во первых, дай нам бог решить одним способом, во вторых следует вопрос: "я же решил, ответ правильный. зачем нужно решать еще раз?" Он даже не пытается поискать, уходит в глухую защиту.
Кажется. я ответила на все Ваши вопросы. Мне очень жаль, что не догадалась написать раньше. В пятницу я уезжаю с ребенком на все лето. Возможно ли будет списаться с Вами по возвращении? Еще раз спасибо.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
shum
Пользователь
Сообщения: 348
Регистрация: 29.04.2003
Откуда: Жуковский, работаю в Москве
СообщениеДобавлено: Ср Май 21, 2003 23:19 Ответить с цитатой

ну что ж, нерадостная ситуация...
кстати, насчет лета: дополнительные занятия необходимы только в августе, последние две-три недели до школы. Советую позаниматься именно в это время.

а летом не стоит приставать к нему с задачками - как показывает практика от этого мало толку...(мух больше )

самое сложное в работе репетитора это не объяснить понятно материал (это могут многие, хотя не все и не сразу), а выяснить, действительно ли ученик понял объяснение (дело в том , что на вопрос "понятно ?" в 90% случаях школьники отвечают: "понятно" независимо от положения вещей) и найти нужный способ объяснения.


Цитата
Цитата:
Если спросить его, нравиться ли ему математика, он скорее всего ответит "Нет". Но думаю, что здесь речь не о действительной нелюбви к предмету, а всего лишь о том, что ничего не получается.


думаю, Вы правы. Надо, просто необходимо, чтобы ребенок поверил в свои силы.

уже можно дать некоторые практические советы.

Первое
что касается пробелов и просто знаний ученика.
когда пробелов слишком много, то надо не методично их заполнять, а заново выстраивать цепочки обучения. Поясняю:
1.берется конкретная (базовая, забудьте о множестве мелких тем - они вспомогательные)тема (для 6 класса, как я уже писал, это две темы: действия с рациональными числами разных знаков и решение уравнений методом переноса слагаемых из одной части уравнения в другую со сменой знака).
2.по ходу дела выясняете, какие есть пробелы именно по этой теме,а также по всем темам, от которых она зависит, по ходу внося в них ясность.(например: тема:действия с числами разных знаков, от чего зависит эта тема: а)правила действий с числами разных знаков б)сложение, вычитание, умножение и деление дробей с разными знаменателями в)таблица умножения и т.д. и т.п.)
короче говоря, прослеживаются знания по этой цепочке до самого низа и заполняются в ней пробелы.
3.Общий смысл такой: в школьном учебнике очень много разных вспомогательных тем, знание которых НЕОБЯЗАТЕЛЬНО. Поэтому, для решения задач по конкретной базовой теме прослеживается цепочка необходимых (только необходимых) тем и в нее вносятся коррективы. Такой подход позволяет "прочистить мозги" ученику, систематизировать его знания.

(очень надеюсь, что Вы меня поняли, если есть вопросы - пишите)

Второе
теперь о том, как избавиться от медлительности
вопрос, конечно, тонкий, подход должен быть гибким, но тем не менее...
1. опять же береться базовая тема и устраняются все пробелы (об этом я написал чуть выше)
2. предполагается, что теперь знаний у ученика достаточно и можно продолжить:
метод заключается в следующем:
открываете учебник, тыкаете пальцем в пример (сначала попроще, потом плавно увеличивается сложность до уровня БЛИЦ - ОПРОСА) и ученик должен Вам УСТНО объяснить, как он будет его решать ПО ПУНКТАМ

(например: решить уравнение (3x-5)*(-0.5)-6x=7x+9
1)раскрываем скобки по распределительному закону умножения
2)в обеих частях уравнения приводим подобные слагаемые
3)переносим слагаемые с иксом в одну сторону уравнения, а свободные члены в другую
4)складываем подобные члены
5)делим обе стороны уравнения на коэффициент при икс
6)ответ)

и только после того как он сможет УСТНО проговорить РЕШЕНИЕ (причем ВНИМАНИЕ! он эти пункты должен не зазубрить, а именно САМ их подобрать для конкретного примера) он может его записать(именно записать, потому что он уже нашел решение) (в !строгом! соответствии со своими пунктами).

если пойдет нормально, то совсем уж ясные примеры можно просто проговаривать, не записывая.


3. Необходимо приучить ученика ВСЕГДА решать ВСЕ примеры именно так (то есть, прежде чем начать его записывать, он должен В УМЕ ПРОГОВОРИТЬ ВСЕ РЕШЕНИЕ и только после того, как он знает как его решать - записывать)


4. теперь поясню: дело в том, что ученики часто либо не знают с чего начать, либо застревают в середине, забыв с чего начали, а когда школьник заранее проработал решение, застревать просто НЕГДЕ.

попробуйте, если что пишите...

да и еще: это все не так уж и быстро...

уффффффф... сколько ж я написал.....

а на будущее shum_ov@mail.ru
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
shum
Пользователь
Сообщения: 348
Регистрация: 29.04.2003
Откуда: Жуковский, работаю в Москве
СообщениеДобавлено: Ср Май 21, 2003 23:23 Ответить с цитатой

кстати, это Вы мне поставили оценку?
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
Lubawka
Начинающий
Сообщения: 12
Регистрация: 07.04.2003
Откуда: Санкт-Петербург
СообщениеДобавлено: Чт Май 22, 2003 03:34 Ответить с цитатой

Я поставила, каюсь. Во-первых, по-тому, что мне действительно очень приятно, что Вы проявили чуткость и внимание к моей проблеме,за что я Вам очень благодарна, а во-вторых по тому, что в кои-то веки услышала-увидела здесь человека, который выходит на связь не для того, чтобы потрепаться, а с желанием помочь РЕШИТЬ проблему. Простите мне этот детский жест, если он Вам не приятен. Это я от души!
Я внимательно прочитала Ваши рекомендации и, кажется, все поняла. Постараюсь последовать Вашим советам. Думаю, ребеночек будет отдельно благодарен за отложенные до августа занятия (честно говоря, я собиралась мучить его все лето.)Мы будем очень стараться и обязательно напишем Вам о наших успехах. Спасибо за адрес. Lubawka@yandex.ru Больше всего я жалею, что не могу Вам своего сорванца очно предъявить. Вы совершенно правы в том, что хорошего учителя найти очень сложно. Вдвойне обидно, когда находишь и не можешь достать. На сем заканчиваю. Спасибо Вам. Пишите! А вдруг я тоже смогу хоть чем-нибудь Вам помочь? До свидания. Любава.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
shum
Пользователь
Сообщения: 348
Регистрация: 29.04.2003
Откуда: Жуковский, работаю в Москве
СообщениеДобавлено: Чт Май 22, 2003 10:39 Ответить с цитатой

спасибо, Любава, за теплые слова.

опять же насчет лета:
если заниматься в августе, то это должны быть достаточно плотные занятия: то есть 3-5 раз в неделю
само занятие 1-1.5 часа, столько же на самостоятельную работу.

удачи Вам, до свидания.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
fora
Начинающий
Сообщения: 3
Регистрация: 04.02.2004
СообщениеДобавлено: Ср Фев 04, 2004 17:01 Ответить с цитатой

Shum, мне нравится твоя методика. Скоро у тебя учеников прибавится. Репетиторство не твоя стихия, ты сможешь стать классным преподавателем. Я бы искренне пожелала тебе этого! Спасибо, что ты есть!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Синяя Тиг-Ра
Пользователь
Сообщения: 28082
Регистрация: 20.05.2004
Откуда: из темного леса
СообщениеДобавлено: Чт Фев 05, 2004 01:54 Ответить с цитатой

-----------------начало оффтопу
тем, кто знает меня по форуму... прокручиваю тему с начала до конца, в поисках своей аватарки и думаю "Надеюсь, я хотя бы здесь совет не давала. Ведь совсем же не компетентна, блин, опозорюсь"
Смеюсь

-----------------конец оффтопу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
shum
Пользователь
Сообщения: 348
Регистрация: 29.04.2003
Откуда: Жуковский, работаю в Москве
СообщениеДобавлено: Чт Фев 05, 2004 10:53 Ответить с цитатой

хмм, хорошая мысль, надо бы тоже аватарку поиметь...удобно...
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
shum
Пользователь
Сообщения: 348
Регистрация: 29.04.2003
Откуда: Жуковский, работаю в Москве
СообщениеДобавлено: Чт Фев 05, 2004 12:50 Ответить с цитатой

Готово! сгодится для сельской местности!
(а главное-заметно Смеюсь )
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему
Страница 1 из 1

Мир Психологии

Главная | О проекте | Баннерообмен | Реклама на сайте
Обратная связь | Копирайт | Партнерство | Баннеры

Psychology 100 Rambler's Top100

Powered by phpBB © 2001-2003 phpBB Group | Время Московское