Автор |
Сообщение |
adadaПользователь
Сообщения: 1448 Регистрация: 23.03.2005 Откуда: правобережие Дона, левобережье Днепра
|
|
Добавлено: Вт Окт 10, 2006 08:39 |
|
|
Врут не только календари!
Недавно мне потребовалось узнать, существуют ли в природе переводы на русский язык замечательного стихотворения Джона Донна "Confined Love". Ищейки дали отрицательный результат, мне пришлось "переводить" (кавычки означают, что англоязык мне неведом) его самостоятельно -- и только потом, посетив б-ку, я нашел аж три его перевода!
Теперь же, если спросите у Яндекса, он опять даст ссылку на ададу -- ну и что с того!
Я уверен, что если не термин "средогенеративность", то сведения об этой архаической функции нашего сознания где-нибудь и у кого-нибудь, по-русски или нет, да имеются. Да вот хотя бы у В.В. Налимова есть нечто подобное:
Цитата: |
"Именно представление о пространственно упорядоченных элементарных смыслах позволило мне построить вероятностно ориентированную модель сознания." |
|
|
|
|
|
 |
MichaеlПользователь
Сообщения: 11599 Регистрация: 04.01.2005
|
|
Добавлено: Вт Окт 10, 2006 08:40 |
|
|
Цитата: |
Что касается последствий комиссуротомии, то вполне вероятным будет предположение о снижении видоспецифичности страхов, без потери самой способности испытывать страх как таковой.
|
Страх как таковой, обычно именуют тревогой, а под "видоспецифичностью страхов", вероятно, подразумевается страхи различного генеза и модальностей?
Художественная сторона комиссуротомии очень наглядно описана у С.Лема, Вы, адада, не читали?
|
|
|
|
|
 |
MichaеlПользователь
Сообщения: 11599 Регистрация: 04.01.2005
|
|
Добавлено: Вт Окт 10, 2006 08:42 |
|
|
Цитата: |
Теперь же, если спросите у Яндекса, он опять даст ссылку на ададу -- ну и что с того!
|
Да ничего, я просто думаю, может это такая смешная шутка про средогенеративность, а у меня застарелые проблемы с юмором.
|
|
|
|
|
 |
adadaПользователь
Сообщения: 1448 Регистрация: 23.03.2005 Откуда: правобережие Дона, левобережье Днепра
|
|
Добавлено: Вт Окт 10, 2006 09:35 |
|
|
Шутка... шутки тоже имеют практическое терапевтическое значение и ими вполне можно обмениваться в порядке обмена опытом!
К сожалению, не припомню, где Лем пишет о вивисекции, но могу предложить такую его мысль из "Суммы технологии":
Цитата: |
"Эволюция подобна конструктору, который не заботится о том, чтобы все его автомобили достигли финиша: его вполне устраивает, если доедет большая их часть. Этот принцип "статистического конструирования", в котором успех решает преобладание, а не совокупность результатов, чужд всему нашему психическому укладу..." |
Моему психическому укладу чужды представления о сознании у животных, потому что такой феномен для них совершенно не мотивирован эволюцией. Для того чтобы объяснить его возникновения, развитие и последующее существование у человека, тоже требуется определенная мотивация. Для этапа существования, особенно оформленного в современном виде, она вроде бы существует.
Чего не скажешь о более отдаленном периоде времени.
Видите, как важен для нас наш психический уклад!
|
|
|
|
|
 |
MichaеlПользователь
Сообщения: 11599 Регистрация: 04.01.2005
|
|
Добавлено: Вт Окт 10, 2006 12:13 |
|
|
Цитата: |
К сожалению, не припомню, где Лем пишет о вивисекции, но могу предложить такую его мысль из "Суммы технологии":
|
Нет, это
Лем С. Мир на Земле; Фиаско: Пер. с польск./...- -М.: Прогресс, 1991.- 528 с.
Первый из двух романов - Мир на Земле.
Относительно психического уклада и объективной реальности, существующей независимо от уклада, ничего не могу сказать.
Сознание, в конечном счете, это то, что каждый человек видит обращаясь внутрь себя и в таком случае, поделиться этим сознанием с собакой ещё можно, но с крысой и шакалом как бы всегда неприятно иметь нечто общее.
Кстати, каждый биологический вид наделен каким-то своим вариантом антропоцентризма, собаки - каницентризмом, шакалы - шакалоцентризмом и т.д. это как бы эволюционный снобизм, позволяющий демонстрировать альтруизм и проявлять агрессию.
|
|
|
|
|
 |
adadaПользователь
Сообщения: 1448 Регистрация: 23.03.2005 Откуда: правобережие Дона, левобережье Днепра
|
|
Добавлено: Вт Окт 10, 2006 13:18 |
|
|
Спасибо, Michael, кажется, эта книга настолько интересна, что легко будет читаться с экрана каськи! Сегодня же и приступлю. (Хотя в свое время я этого Тихого не слишком уважал, предпочитал ему Пиркса.)
Кстати, Вы с этим своим тварецентризмом натолкнули на одну мысль.
Интересно, работали ли зоопсихологи с МЗ-близнецами животных?
|
|
|
|
|
 |
MichaеlПользователь
Сообщения: 11599 Регистрация: 04.01.2005
|
|
Добавлено: Вт Окт 10, 2006 14:49 |
|
|
Цитата: |
Кстати, Вы с этим своим тварецентризмом натолкнули на одну мысль.
|
Это не мой тварецентризм , а общее место в биологии, со временем найду ссылки, ... на этот счет есть у В.Р.Дольника и даже у друга детства Протопопова.
Все биологические виды четко разграничивают представителей своего вида и других, даже ближайших. "Биологические смыслы" такой дифференциации себя в животном мире, полагаю, совершенно понятны.
И, как не печально, но желание выделить своё сознание в нечто незабываемо особенное имеется у всех животных, в том числе и у человека.
|
|
|
|
|
 |
Квадрат МалевичаПользователь
Сообщения: 789 Регистрация: 10.07.2006
|
|
Добавлено: Вт Окт 10, 2006 20:57 |
|
|
Цитата: |
КМ: Интересно а кто из психотерапевтов оставил после себя значительно большее количество описаний болезней?
Michael: Очень интересно, а сколько нозологических единиц описал З.Фрейд? Я к своему стыду, этого не знаю, может кто-то просветит? |
Ну опечатка у меня вышла впопыхах. Следует читать как «…большое количество описаний историй болезней». Что касается классификации нозологий, то психоанализ имеет, как известно, на это свои виды, но, кстати говоря, психоаналитическая классификация не так уж качественно отлична от психиатрической. В ней не встретишь такой экзотики как «экзистенциальный невроз», «нарушение самоактуализации», «духовный кризис» и пр.
Michael писал(а): |
Здесь все просто, некая Анна Н., вместо того, как описано у Фрейда, выздоровела, спустя год после наблюдения Фрейдом умерла совсем больной шизофренией в местной психиатрической больнице, архивы которой сохранились до наших дней. Вот это и есть событие в психоаналитическом клиническом материале. |
Ну если сознательно подтасовываются факты, то это не есть хорошо. Дифирамбы я здесь Фрейду петь не буду. Хотя вот о таком факте слышу впервые (Что за источник?).
adada писал(а): |
А это еще неизвестно (если уже известно, прошу такое выражение считать риторическим!), на что именно влияет подобная "аутохимиотерапия", которая приводит к интоксикации не только мозга, но окружающего его тела!...
Так уж сложилось, что между терминами и явлениями "суицид" и "эвтаназия" была возведена психолого-политическая "берлинская стена", дле преодоления которой требуется новое мышление… |
„Аутохимиотерапия” логически связана с «суицидотерапией» - обе запускаются одной причиной, вторая часто является закономерным продолжением первой. Берлинской стены между суицидом и эвтаназией в тифоаналитическом мировоззрении нет. В обоих случаях аутодеструктивное желание возникает когда человеку не хорошо, не благополучно и оба желания есть попытки детензионного достижения покоя.
|
|
|
|
|
 |
MichaеlПользователь
Сообщения: 11599 Регистрация: 04.01.2005
|
|
Добавлено: Ср Окт 11, 2006 16:01 |
|
|
|
|
|
|
 |
adadaПользователь
Сообщения: 1448 Регистрация: 23.03.2005 Откуда: правобережие Дона, левобережье Днепра
|
|
Добавлено: Ср Окт 11, 2006 17:55 |
|
|
Спасибо, Michael, знатная статья, зовет почесать язык!
(1)
Из Монтеня автор извлекла только половину мудрости, о необходимости учиться не бояться смерти. Но вторая половина заключается в воспитании бесстрашия, т.е. в превращении внешней силы (power) знания во внутреннюю мощь.
Цитата: |
"Мы опираемся на чужие руки с такой силой, что, в конце концов, обессиливаем. Хочу ли я побороть страх смерти? Я это делаю за счет Сенеки. Стремлюсь ли утешиться сам или утешить другого? Я черпаю из Цицерона. А между тем, я мог бы обратиться за этим к себе самому, если бы меня надлежащим образом воспитали." |
(2)
Известны почти массовые случаи, когда люди, перенесшие острый голод, приобретали новую для себя тревогу, страх такого голода. Очень похоже на пятый вариант источника страха смерти -- "не переработанный и не интегрированный опыт". Что заставляет задуматься вот о чем: прекращение питания для нас тоже смертельно опасно, и есть мы должны практически беспрерывно, но голодный страх почему-то явно апостериорен, тогда как страх смерти, и также явно, априорен.
Разве не является это свидетельством особого положения страха смерти в ряду прочих тревог и забот человека?
|
|
|
|
|
 |
MichaеlПользователь
Сообщения: 11599 Регистрация: 04.01.2005
|
|
Добавлено: Чт Окт 12, 2006 08:06 |
|
|
КМ, извиняюсь за паузы в ответах, но что-то я последние дни совсем замерз, то ли корейская атомная бомба на меня так подействовала, то ли съел что-то не то.
Отвечаю на прямой вопрос, кто написал историй болезней больше Фрейда, да взять хотя бы А. Е. Личко его "Типы акцентуаций ..." или "Подростковую психиатрию" и много таких авторов. Под любой диссертационный кирпич подкладывается, как правило, не менее 50 историй болезни или амбулаторных карт, а мы тут говорим аж о целом психоанализе, за которым всего лишь 28 историй. И вообще, разве это аргумент, а кто сделал больше?
Не хочу бахвалится, но я за месяц пишу больше историй первичных пациентов (норматив - 40% от общего количества ), чем некоторые дедушки за всю жизнь. Да и далеко не только один я, все пишут больше, но пишут документы, а не иллюстрации к размышлениям и интерпретациям.
Пишу, переписываю и дописываю по "вновь открывшимся обстоятельствам", т.к. пишу на ноутбуке, одини экземпляр распечатываю для отчетности, а электронный дорабатываю по мере повторных обращений. А ещё завёл себе такую штучку размером с пачку сигарети втрое тоньше, с помощью которой снимаю и записываю текст, затем сбрасываю на винт запись, очень удобно.
Цитата: |
психоаналитическая классификация не так уж качественно отлична от психиатрической. В ней не встретишь такой экзотики, как «экзистенциальный невроз», «нарушение самоактуализации», «духовный кризис» и пр.
|
Честно говоря, я никогда не ставил перед собой вопроса, какой конкретно классификацией пользовался З.Фрейд, хотя вопрос интересный. Такая экзотика, как вы называете меня тоже слегка смешит, вчера смотрел именно её и ей подобную на сайте института Д.А.Леонтьева http://www.institut.smysl.ru/lib/diss.htm
а впервые столкнулся у Т. Ю. Калошиной, котороя хорошая знакомая Маргошки.
Сейчас смотрел статью М.Е.Бурно "О самобытной российской психотерапии", там он пишет о том, что в Европе клиническую психиатрическую психотерапию волна психологических психотерапевтических школ и направленьиц (куда, кстати, попадает и психоанализ) накрыла где-то в середине 20 века, у нас якобы клиническая психиатрическая психотерапия (КПП), которая берет своё начало из немецких дофрейдовских психиатрических источников, подспудно существовала с дореволюционных времен. Т.е. по интерпретируя Бурно можно понять и так, что Фрейд похоронил породившую его КПП, к которой, впрочем, относились и учителя Фрейда Ж.-М.Шарко и Брейрер.
Цитата: |
Хотя вот о таком факте слышу впервые (Что за источник?).
|
Есть такой факт, источник не помню, попадется на глаза, приведу.
В эту историю авторы статьи вплетают К.Г.Юнга и названного Брейера и ещё целый ряд известных имен.
|
|
|
|
|
 |
MichaеlПользователь
Сообщения: 11599 Регистрация: 04.01.2005
|
|
Добавлено: Чт Окт 12, 2006 08:25 |
|
|
Цитата: |
Очень похоже на пятый вариант источника страха смерти -- "не переработанный и не интегрированный опыт". Что заставляет задуматься вот о чем: прекращение питания для нас тоже смертельно опасно, и есть мы должны практически беспрерывно, но голодный страх почему-то явно апостериорен, тогда как страх смерти, и также явно, априорен.
|
Не встречал такого латинского изречения a posteriori, но идея неплохая, положить в качестве классифицирующего критерия наличие предшествующего опыта столкновения и прямого взаимодействия с реальным психотравмирующим агентом?
Адада, я "за", толком классификации страхов никогда не встречал, цветистый букет латинский корней, обозначающих фобии, этот тот предел за которым исчерпывается моё понимание страхов
Хорошо.
1. опыт контракта с источником страха
1.1. индивидуальный
1.2. видовой, в т.ч. филогенетический
Что ещё?
И я видимо, где-то отвлекся, почему уже пятый?
|
|
|
|
|
 |
Квадрат МалевичаПользователь
Сообщения: 789 Регистрация: 10.07.2006
|
|
Добавлено: Чт Окт 12, 2006 10:45 |
|
|
adada писал(а): |
Что заставляет задуматься вот о чем: прекращение питания для нас тоже смертельно опасно, и есть мы должны практически беспрерывно, но голодный страх почему-то явно апостериорен, тогда как страх смерти, и также явно, априорен. Разве не является это свидетельством особого положения страха смерти в ряду прочих тревог и забот человека? |
Предлагаю в строй особого положения поставить целый ряд страхов: страх сойти с ума, страх заболеть раком, страх чертей (инопланетян, вампиров) и др. Все они на удивление обладают признаком априорности.
Michael писал(а): |
Под любой диссертационный кирпич подкладывается, как правило, не менее 50 историй болезни или амбулаторных карт, а мы тут говорим аж о целом психоанализе, за которым всего лишь 28 историй. И вообще, разве это аргумент, а кто сделал больше? |
Сам длительный (иногда многолетний) характер психоаналитической терапии не способствует накоплению большого числа показательных историй болезней. Но если говорить о целом психоанализе, то историй наберется целый корпус. Фрейд же не был одиночкой. Но я соглашусь с Вами, Михаил, что количество это не аргумент.
Последний раз редактировалось: Квадрат Малевича (Чт Окт 12, 2006 12:46), всего редактировалось 1 раз
|
|
|
|
|
 |
MichaеlПользователь
Сообщения: 11599 Регистрация: 04.01.2005
|
|
Добавлено: Чт Окт 12, 2006 11:14 |
|
|
Полагаю, что между историями, которые позволили создать концепцию психоанализа (идеобаллию) и историями, которые писали сторонники психоанализа (участники идеобаллического сообщества) имеются существенные различия.
Корпуса марсистских библиотек без прямого наследия К.Маркса были бы, скорее всего, просто невозможны.
|
|
|
|
|
 |
adadaПользователь
Сообщения: 1448 Регистрация: 23.03.2005 Откуда: правобережие Дона, левобережье Днепра
|
|
Добавлено: Чт Окт 12, 2006 12:45 |
|
|
Квадрат Малевича писал(а): |
Предлагаю в строй особого положения поставить целый ряд страхов... |
Подождить, подождить! Давайте уж рассматривать предложения в порядке их подачи.
Монтень, а он голова, все-таки особый акцент делает именно на страхе смерти. И его ученица Холмогорова тоже вторит: "Страх смерти естественен для человека. Он знаком практически каждому." (Кстати, формула "пятый источник страха смерти – не переработанный и не интегрированный опыт столкновения со смертью" тоже принадлежит ей, я вначале не педалировал ее происхождение, поскольку ссылка на статью Холмогоровой была от 'Michael')
Остальные же страхи диспергированы по городам, весям и племенам, так что смело можно утверждать, что где-нибудь на черном континенте всегда можно найти такой, что неведом бледнолицым братьям.
|
|
|
|
|
 |
MichaеlПользователь
Сообщения: 11599 Регистрация: 04.01.2005
|
|
Добавлено: Чт Окт 12, 2006 12:52 |
|
|
Холмогорова - ученица М.Монтеня? Странно я почему-то всегда думал, что они супруги.
|
|
|
|
|
 |
adadaПользователь
Сообщения: 1448 Регистрация: 23.03.2005 Откуда: правобережие Дона, левобережье Днепра
|
|
Добавлено: Чт Окт 12, 2006 12:58 |
|
|
Пуркуа бы и не па! Брак интеллектуальный как форма гражданского!
|
|
|
|
|
 |
MichaеlПользователь
Сообщения: 11599 Регистрация: 04.01.2005
|
|
Добавлено: Чт Окт 12, 2006 17:58 |
|
|
Цитата: |
на черном континенте всегда можно найти такой, что неведом бледнолицым братьям.
|
Правильно, культуральные, транскультуральные, кросс-культуральные и гендерные аспекты страхов и фобий.
Вот если б мы не увлеклись Лаканом и Вагиным, то обязательно поговорили и об этом.
|
|
|
|
|
 |
adadaПользователь
Сообщения: 1448 Регистрация: 23.03.2005 Откуда: правобережие Дона, левобережье Днепра
|
|
Добавлено: Чт Окт 12, 2006 19:44 |
|
|
Michael писал(а): |
...культуральные, транскультуральные, кросс-культуральные и гендерные аспекты страхов и фобий... |
... и эволюционно-биологические, всё ещё надеюсь...
|
|
|
|
|
 |
MichaеlПользователь
Сообщения: 11599 Регистрация: 04.01.2005
|
|
Добавлено: Пт Окт 13, 2006 00:33 |
|
|
Есть какие-нибудь материалы, где перечисляются эти старахи и фобии?
|
|
|
|
|
 |
adadaПользователь
Сообщения: 1448 Регистрация: 23.03.2005 Откуда: правобережие Дона, левобережье Днепра
|
|
Добавлено: Пт Окт 13, 2006 13:15 |
|
|
С удовольствием прочел Лема "Мир на Земле", но, увы, там ничего про животные страхи не обнаружил! Зато теперь знаю, откуда в "Терминаторе" взята идея о текучем, как ртуть, роботе.
Так что покамест у нас остается один источник, правда косвенный:
Цитата: |
"Страх и тревога являются приобретенными мотивациями. Нек-рые исследователи указывали на случаи врожденных страхов у животных и младенцев, однако в целом челов. страх и тревога приобретаются в рез-те жизненного опыта." (Raymond Corsini, Alan Auerbach "Concise Encyclopedia оf Psychology", 1987) |
Можно предположить, что за 20 лет что-то уже прояснилось...
Но осторожности авторов следует отдать должное! Гм, "в целом"!..
|
|
|
|
|
 |
MichaеlПользователь
Сообщения: 11599 Регистрация: 04.01.2005
|
|
Добавлено: Пт Окт 13, 2006 14:10 |
|
|
Нет, тревога и страх являются врожденными реакциями, запускаются они, конечно, внешними стимулами, да и мотивациями их вряд ли можно именовать.
Там не про животные страхи, а о комиссуротомии, шутите?
|
|
|
|
|
 |
adadaПользователь
Сообщения: 1448 Регистрация: 23.03.2005 Откуда: правобережие Дона, левобережье Днепра
|
|
Добавлено: Пт Окт 13, 2006 14:31 |
|
|
Насчет страхов у Лема, конечно, пошучиваю.
Но про комиссуротомию он тоже пошутил, хотя и весьма квалифицированно! Написать, что единственным способом сообщения левого полушария с правым является морзянка -- это не просто шутка, это хохма!
А вот и цитата из Р. Мея.
Цитата: |
"ИСПЫТЫВАЮТ ЛИ ТРЕВОГУ ЖИВОТНЫЕ?
Исследование реакций, подобных тревоге, у животных помогает лучше понять проблему тревоги, возникающей у человека. Я пользуюсь выражением "реакции, подобные тревоге", потому что на проблему тревоги у животных существуют различные точки зрения. Гольдштейн считал, что животные переживают тревогу, но называл термином "тревога" реакции недифференцированного страха, подобные "нормальной" тревоге, которую можно наблюдать у младенца в возрасте двух недель. Гарри Стак Салливан полагал, что животным тревога неизвестна. О.Хобарт Маурер в своих ранних исследованиях "тревоги" у крыс (об этой работе мы поговорим ниже) использовал слова "страх" и "тревога" как синонимы. Но позднее он пришел к выводу, что животные испытывали именно страх и что им вообще не свойственна тревога, за исключением тех случаев, когда животные вступают в определенные психологические взаимоотношения с людьми, например, с исследователями в лаборатории. Но, в отличие от Гольдштейна, Маурер под словом "тревога" понимает невротическую тревогу, что по определению предполагает способность сознавать себя, работу вытеснения и другие процессы, свойственные исключительно человеку.
Говарду Лиделлу, как я полагаю, удалось разрубить гордиев узел этого противоречия. Занимаясь исследованием экспериментальных неврозов у овец и коз, Лиделл написал статью, которая имеет прямое отношение к теме тревоги. Он утверждает, что животные не испытывают тревоги в "человеческом" значении этого слова, но у них существует одно состояние, подобное тревоге, которое можно назвать словом настороженность." |
А преодолевается эта грань подобия только с появлением сознания. И было бы странно связывать появление тревоги исключительно с культуральными факторами, поскольку такое объяснение оставляет зиять миллионолетнюю эволюционную пропасть!
|
|
|
|
|
 |
adadaПользователь
Сообщения: 1448 Регистрация: 23.03.2005 Откуда: правобережие Дона, левобережье Днепра
|
|
Добавлено: Пт Окт 13, 2006 15:02 |
|
|
А вот и о филогенетике человеческих фобий.
Цитата: |
"Если человека раздражать ударом электрического тока средней силы и сочетать его с демонстрацией слайдов с различными стимулами, то с большей вероятностью будут вырабатываться связи между электрическими ударами и изображениями змей, чем между электрическими ударами и изображениями изношенных электрических проводов и поломанных розеток (Mineka, 1983). Было показано, что такого рода неправильные связи будут проявляться даже при отсутствии личной истории или опыта взаимодействия с релевантными страху стимулами, что наводит на мысль об их филогенетических истоках. (Палмеры, "Эволюционная психология".) |
|
|
|
|
|
 |
IceLedyПользователь
Сообщения: 1737 Регистрация: 30.11.2005 Откуда: Москва
|
|
Добавлено: Пн Окт 16, 2006 18:13 |
|
|
В сентябре 1869 года, Лев Толстой испытал некое странное переживание, оказавшее сильнейшее влияние на всю его жизнь и послужившее по всей очевидности переломным моментом в его мировоззрении. Он выехал из дома в веселом настроении, чтобы сделать важную и выгодную покупку: приобрести новое имение. Ехали на лошадях, весело болтали. Наступила ночь. «Я задремал, но вдруг проснулся: мне стало чего-то страшно. (...) Вдруг представилось, что мне не нужно, незачем в эту даль ехать, что я умру тут, в чужом месте. И мне стало жутко». Путники решили заночевать в городке Арзамасе. «Вот подъехали наконец к какому-то домику со столбом. Домик был белый, но ужасно мне показался грустный. Так что жутко даже стало. (...) Был коридорчик; заспанный человек с пятном на щеке, — пятно это мне показалось ужасным, — показал комнату. Мрачная была комната. Я вошел, — еще жутче мне стало.
(...) Чисто выбеленная квадратная комнатка. Как, я помню, мучительно мне было, что комнатка эта была именно квадратная. Окно было одно, с гардинкой красной... (...) Я взял подушку и лег на диван. Когда я очнулся, никого в комнате не было и было темно. (...) Заснуть, я чувствовал, не было никакой возможности. Зачем я сюда заехал? Куда я везу себя? От чего, куда я убегаю? Я убегаю от чего-то страшного, и не могу убежать. (...) Я вышел в коридор, думал уйти от того, что мучило меня. Но оно вышло за мной и омрачило все. Мне так же, еще больше, страшно было.
— Да что это за глупость, — сказал я себе. — Чего я тоскую, чего боюсь?
— Меня, — неслышно отвечал голос смерти. — Я тут.
(...) Я лег было, но только что улегся, вдруг вскочил от ужаса. И тоска, и тоска, — такая же духовная тоска, какая бывает перед рвотой, только духовная. Жутко, страшно. Кажется, что смерти страшно, а вспомнишь, подумаешь о жизни, то умирающей жизни страшно. Как-то жизнь и смерть сливались в одно. Что-то раздирало мою душу на части и не могло разодрать. Еще раз прошел посмотреть на спящих, еще раз попытался заснуть; все тот же ужас, — красный, белый, квадратный. Рвется что-то и не разрывается. Мучительно, и мучительно сухо и злобно, ни капли доброты я в себе не чувствовал, а только ровную, спокойную злобу на себя и на то, что меня сделало».
|
|
|
|
|
 |
|
|