Мир Психологии
Главная Биржа труда Психологический чат Психологический форум
Правила общения div FAQ div Поиск div Пользователи div Группы div Регистрация div Вход
Имя: Пароль: Автоматически входить при каждом посещении
Психологический форум arrow Обмен опытом, практическая психология arrow Супервизия по-российски

Супервизия по-российски
Начать новую тему   Ответить на тему
Автор Сообщение
Michaеl
Пользователь
Сообщения: 11599
Регистрация: 04.01.2005
СообщениеДобавлено: Вс Июл 02, 2006 08:13 Ответить с цитатой

Психотерапия: пути развития
Автор: Чекчурин Ю.А.

Российская психотерапия: перспективы и пути развития.
Процессы, происходящие в настоящее время в российском психотерапевтическом пространстве, требуют своего осмысления, анализа, понимания, куда идет российская психотерапия, которая, безусловно, уже существует как явление в мировой психотерапевтической культуре. Мы заявили о себе, с нами невозможно не считаться, но осознание того, кто мы такие, каковы наши корни и перспективы на будущее - это вопрос, который на сегодняшний день встал перед профессиональным сообществом психотерапевтов.
Если вспомнить еще совсем короткую, восемнадцатилетнюю историю развития российской психотерапии, можно обнаружить тот непреложный факт, что корни ее лежат в двух областях: медицинской, психиатрической и духовно-философской, тесно связанной, с одной стороны, с религией, с другой - с народным целительством. Это определяет самобытность российской психотерапевтической школы. Но реалии сегодняшнего дня вносят свои коррективы в процесс становления психотерапии. Изначально европейские школы для России были вторичны, но процессы вхождения нашей страны в европейское культурное пространство обуславливают тенденции сближения и в области психотерапии. Таким образом, насущным вопросом становится построение структуры профессионального образования, системы повышения квалификации и профессиональной поддержки, аналогичного европейскому, базирующемуся на "трех китах" - теоретической подготовке, практике с супервизией и личной терапии. Становление такой системы в настоящее время происходит, однако полной аналогии с европейской системой нет и быть не может: различия определяются массой условий, не принимать во внимание которые просто невозможно.
Во-первых, существующий в Европе стандарт супервизии - "наставник - практикующий специалист" не может сегодня быть принят в России из-за очень малого количества практикующих высокопрофессиональных психотерапевтов. Поэтому отличительной особенностью российской супервизионной работы является существование супервизионных групп, взявших на себя решение проблемы проведения супервизии.
Вторым существенным отличием является то, что в Европе психотерапия и система психотерапевтического образования строится на основе школ и выработанных ими стандартов. В России же на нынешний момент, безусловно, основную роль играют лидеры психотерапевтических школ и направлений, харизматические личности, разрабатывающие свои направления, соотносясь, прежде всего, со своими личностными особенностями и интересами. Соответственно, выбор методов работы и даже конкретных методик, у российских практикующих специалистов, прежде всего, определяется личностью самого психотерапевта.
Еще одной особенностью европейского психотерапевтического образования является вхождение в психотерапию через личную терапию, через приобретение клиентского опыта, проработку собственных проблем с помощью техник избранной психотерапевтической школы. Психотерапевтическое образование в России, изначально базировавшееся на психиатрическом подходе, в принципе не предусматривало личную терапию. Таким образом, в российской модели психотерапевтического образования первична практика, освоение и совершенствование профессии непосредственно в процессе учебной и профессиональной деятельности. Свое влияние на становление системы профессионального образования в России оказывает и модель восприятия психотерапии как таковой в обществе. Если в Европе психотерапия длительна и процессуальна, то в России она, преимущественно, коротка и целеориентирована. Это помощь в экстренных случаях. Исключение составляет психотерапия, лежащая на стыке с психиатрией, которая является долговременной.
Таким образом, постановка программ супервизирования и личной терапии в России сегодняшнего дня возможна только при формировании долгосрочных образовательных программ образца, приближенного к европейскому. Основой для таких обучающих программ могут быть как западные школы психотерапии, так и разработки кафедр российских медицинских академий, а также направления, разрабатываемые лидерами отечественной психотерапевтической науки. Условно формирующиеся программы можно разделить на эклектичные, модальные и "духовные". Одним из принципов такого деления могут служить "мишени" направлений. В клинической психотерапии можно принять за "мишень" "болезнь", в модальной - "проблему", а в духовно-философской - "отклонение от правильной жизни".
Духовно-философские программы основываются на отношениях "Учитель-ученик", которые обуславливают "воспроизводство" личности учителя, поэтому в этих программах так важен личный контакт. Эти программы представляют собой диалоговую систему передачи знаний, что, собственно, и заменяет личную терапию.
Эклектичные программы более соответствуют медицинской модели, ориентированной на практику, а не на духовно-философское проживание и не на личную терапию. На сегодняшний день именно эти программы дают наибольший процент практикующих консультантов и психотерапевтов и являются основой образовательных программ Профессиональной Психотерапевтической Лиги. Можно сказать, что эти программы имеют российские корни и, соответственно, в наибольшей степени соответствуют российскому менталитету. Но их существенным недостатком является то, что они не в состоянии дать личную проработку, соответствующую европейским образовательным стандартам.
Интеграция в европейское психотерапевтическое пространство делает неизбежным развитие модальных программ, основанных на терапии. И они будут развиваться в российском психотерапевтическом пространстве, которое в своей основе являясь интегративным, формирует условия для активного диалога между различными школами и модальностями.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
moisha
Технический директор
Сообщения: 28200
Регистрация: 25.09.2002
Откуда: Moskau
СообщениеДобавлено: Вс Июл 02, 2006 13:42 Ответить с цитатой

у меня создалось ощущение, что уважаемый аффтор 1) несколько не в курсе того, что пик моды на ходьбу по психоаналитекам унд психопатологекам и разговоры про фрюйдизьм миновал примерно полвека назад и 2) несколько скорбит о том, что Расею таки слава Богу миновала эта волна массового идиотизма

> Интеграция в европейское психотерапевтическое пространство
> делает неизбежным развитие модальных программ, основанных на терапии.
в моём переводе на русский это означает, что потуги соотвецтвовать (а с какого это перепугу ? между прочим, никто не говорит) неким высосанным из (двадцать первого) пальца представлениям о Европе делают неизбежным ещё бОльшее чем сейчас засилье в профессиональном сообществе больных дэвочек, которых замуж не берут и которые взамен оттопыриваютца на клиентах

Вообще, претензии на религию и философию поклонников четыреста первого способа сравнительно честного отъёма денег - забавляют. "Медицинская модель" с точки зрения аффтора кажетца не есть хорошо - хорошо есть личное духовно-философское проживание процесса розничной торговли. Хотя впрямую так об этом у аффтора, конечно, не сказано.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора ICQ Number
Michaеl
Пользователь
Сообщения: 11599
Регистрация: 04.01.2005
СообщениеДобавлено: Вс Июл 02, 2006 15:32 Ответить с цитатой

А на мой взгляд, статья очень правильная.
В медицинской модели совершенно невозможно придерживаться какого-то метода, этот метод всегда будет эклектичными, интегративным или мультимодальным, особенно на первоначальном этапе терапии.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
moisha
Технический директор
Сообщения: 28200
Регистрация: 25.09.2002
Откуда: Moskau
СообщениеДобавлено: Вс Июл 02, 2006 17:40 Ответить с цитатой

метод - это всего лишь метод
цель какая ? приучить население отдавать бабло психоаналитекам унд психопатологекам, пять лет протиравшим штаны и читавшим бэлльлетристику в какомнть, прости госспади, РыГуГУ ?
наплодить дипломированных больных головой дэвочек ? (о результатах и впечатлениях от общения с подобными только за последний год попало под нос с полдюжины отчётов потерпевших, хотя я, как вы понимаете, не в теме и нарочно их совершенно не искал)
ещё какое-нть развитие астрологии и гадания на кофейной гуще ?
или кому-то не терпитца создать из больных головой дэвочек некую Лигу, чтобы её немедленно возглавить ? этого я не уловил...
возможно, плохо читал
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора ICQ Number
Michaеl
Пользователь
Сообщения: 11599
Регистрация: 04.01.2005
СообщениеДобавлено: Вс Июл 02, 2006 23:45 Ответить с цитатой

Мойша, Лига эта уже существует, возглавляет её В. В. Макаров, а уж из кого рекрутируются психологи и психотерапевты, это другой вопрос.
Главное, в том, что существует общественная потребность в этих услугах, уж извините за высокий штиль.
Бегу на работу поэтому ставлю статью, тут всё есть.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Троглодит
Пользователь
Сообщения: 1558
Регистрация: 28.04.2005
СообщениеДобавлено: Ср Июл 05, 2006 13:33 Ответить с цитатой

Michael писал(а):
А на мой взгляд, статья очень правильная.
В медицинской модели совершенно невозможно придерживаться какого-то метода, этот метод всегда будет эклектичными, интегративным или мультимодальным, особенно на первоначальном этапе терапии.
Полностью с вами согласен. Кроме того, тупо копируя метод трудно добиться ожидаемого результата. Важно использовать метод в русле подхода в котором данный метод разрабатывался. Именно по-этому обучать нужно так, как это принято в рамках конкретного психотерапевтического направления. Если когнитивно-поведенческой терапии или НЛП можно научиться по схеме "знания - навыки - умения", то для гуманистических направлений такая схема не сработает. В гуманистической терапии лечит не метод, а человек. По-этому задача обучения не сводима к посто обучению.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Yosich
Пользователь
Сообщения: 562
Регистрация: 06.01.2004
СообщениеДобавлено: Ср Июл 05, 2006 15:36 Ответить с цитатой

Согласен с Троглодитом. Именно поэтому никак не могу понять почему в этой статье, которую уже второй раз вижу приведенной на этом форуме все время пытаются впихнуть психоаналитическую модель обучению как золотой стандарт. Я имею в виду продолжительную личную терапию будущего психотерапевта при подготовке. Именно потому, что метод надо использовать в русле подхода, а, во-вторых, чисто из практики - никто, кроме чистых психоаналитиков (которых далеко не большинство) личную терапию как условие подготовки не практикует давно.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Троглодит
Пользователь
Сообщения: 1558
Регистрация: 28.04.2005
СообщениеДобавлено: Ср Июл 05, 2006 15:49 Ответить с цитатой

Yosich писал(а):
... чисто из практики - никто, кроме чистых психоаналитиков (которых далеко не большинство) личную терапию как условие подготовки не практикует давно.
Личная терапия - даже не условие, а обязательная часть подготовки гештальт-терапевтов. Только на начальном этапе планируется около 60 часов индивидуальной терапии + работа в группе.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
moisha
Технический директор
Сообщения: 28200
Регистрация: 25.09.2002
Откуда: Moskau
СообщениеДобавлено: Ср Июл 05, 2006 16:10 Ответить с цитатой

исходя из известного тезиса Л. Шертока, что "любой метод, который был эффективен хотя бы раз, имеет право на существование" - пусть уважаемый Л. Шерток и уважаемый М.М.Решетников, который с ним судя по всему согласен, пьют по утрам на пару ослиную мочу
многим помогало

Цитата:
на 1 практикующего психиатра, позиционирующего себя в качестве психотерапевта, приходится, как минимум, 3-5 психологов, ведущих психотерапевтическую практику

что в переводе на русский язык означает "на одного человека, которого хотя бы теоретически, в принципе, можно подпускать к больным людям - приходится полдюжины заочнопидагогических девочек, шизофреников и шарлатанов"

> мозг человека устроен намного проще, чем психика
простите, а этот М.М.Решетников - он где и чему учился ?

> Я поверю в это, как только мне предъявят препарат от национализма, фашизма, терроризма
типичная демагогия

Цитата:
Даже в научной психотерапии концепции личности до настоящего времени нередко излагают в рамках павловских представлений о физиологии высшей нервной деятельности (у собак)

вот это "даже" меня умилило окончательно :-)
после него я читать не стал : если сочинитель этого текста не удосужился хотя бы краем глаза глянуть, чем реально занимался Павлов, ни в какие словари- справочники и ему целиком хватило фотографии пресловутого памятника в Колтушах - я больше вопросов не имею
мне неинтересно, что и кому он пытается доказать, но примитивное враньё, рассчитанное на возмущение столь же невежественных читателей (типа "мы ему не сабачьки !") - это... неинтересно
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора ICQ Number
Троглодит
Пользователь
Сообщения: 1558
Регистрация: 28.04.2005
СообщениеДобавлено: Ср Июл 05, 2006 17:28 Ответить с цитатой

***
Я не знаю что именно имел ввиду автор, возможно модель ... стимул - реакция... стимул - эррекция).
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
moisha
Технический директор
Сообщения: 28200
Регистрация: 25.09.2002
Откуда: Moskau
СообщениеДобавлено: Ср Июл 05, 2006 17:46 Ответить с цитатой

зато я знаю
аффтор имел в виду сделать вид, что экспериментального дурдома для опытов на людях при Павлове не было - одни псины
кого и в каких именно целях личной наживы аффтор хотел так глупо обмануть - я не знаю
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора ICQ Number
Michaеl
Пользователь
Сообщения: 11599
Регистрация: 04.01.2005
СообщениеДобавлено: Ср Июл 05, 2006 23:51 Ответить с цитатой

Предлагаю обсудить супервизию в структуре подготовки психотерапевта. Повтор текста, личностные особенности авторов статей (о которых мы ничего не знаем), значения не имеют.
Я нигде в нете не могу найти ясной концепции российской супервизии.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
moisha
Технический директор
Сообщения: 28200
Регистрация: 25.09.2002
Откуда: Moskau
СообщениеДобавлено: Чт Июл 06, 2006 00:26 Ответить с цитатой

Michael, вы вешаете огромную статью, я - слесарь-сантехник - её читаю и вижу мягко говоря не совсем научный подход и какие-то привходящие мотивы
разумеется, возникают вопросы ...
возможно, совершенно не по теме - может, это я такой болван
...для "ясной концепции" IMHO нужна _научная школа_
она вообще - есть ? я просто совсем не в теме...
кажется adada тут поминал какого-то отечественного наимаститейшего корифея, бывшего завотделом Института Маркса- Энгельса- Ленина- Сталина... ну тоже была, конечно, как бы наука...
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора ICQ Number
Троглодит
Пользователь
Сообщения: 1558
Регистрация: 28.04.2005
СообщениеДобавлено: Чт Июл 06, 2006 08:49 Ответить с цитатой

Michael писал(а):
Я нигде в нете не могу найти ясной концепции российской супервизии.
Единой для всех направлений психотерапии?
moisha писал(а):
...
...для "ясной концепции" IMHO нужна _научная школа_
она вообще - есть ? я просто совсем не в теме...
Очень хороший вопрос.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Michaеl
Пользователь
Сообщения: 11599
Регистрация: 04.01.2005
СообщениеДобавлено: Чт Июл 06, 2006 13:36 Ответить с цитатой

Цитата:

вы вешаете огромную статью, я .... её читаю и вижу мягко говоря не совсем научный подход и какие-то привходящие мотивы
разумеется, возникают вопросы ...

Здесь можно прояснить для себя кто такой М.М. Решетников и даже посмотреть на его фото
http://proekt-psi.narod.ru/biblio/b1.htm
http://www.moosap.ru/library/Archivepr

Я не думаю, что в статье много не научного, не больше, чем у любого врача который занимается психотерапием, метафоры, аллегории, преувеличения и не более того. Специфика такая.

Цитата:

...для "ясной концепции" IMHO нужна _научная школа_
она вообще - есть ? я просто совсем не в теме...

В строгом смысле, научной школы, естественно, нет, так как нет единой концепции психотерапии. Что в целом не мешает выработать принципы прохождения супервизии, как внутри каждого из направлений, так и в более широком смысле, т.е. закрепленные в соответствующих документах, в частности, и в ФЗ о психотерапии.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
moisha
Технический директор
Сообщения: 28200
Регистрация: 25.09.2002
Откуда: Moskau
СообщениеДобавлено: Чт Июл 06, 2006 23:16 Ответить с цитатой

простите, ещё раз : многоуважаемый М.М. Решетников желает исходить из того, что "любой метод, который был эффективен хотя бы раз, имеет право на существование"
так он сам-то пьёт по утрам ослиную мочу - или как ?
или, может быть, он думает, что занимается наукой ?

то, что один шаман лечит ослиной мочой, другой в качестве психотерапии проповедует групповухи (помните, о ком я ?), а третий бьёт в бубен и скачет через костёр, а четвёртый называет себя марксистом - выработать принципы конечно не помешает...

мне вот почему-то кажется, что беда тут не в отсутствии "единой концепции" :-)

...знаете, после недавней попытки принятия ФЗ "О биоэнергоинформационной безопасности" я не удивляюсь уже никаким ФЗ :-)
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора ICQ Number
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему
Страница 1 из 1

Мир Психологии

Главная | О проекте | Баннерообмен | Реклама на сайте
Обратная связь | Копирайт | Партнерство | Баннеры

Psychology 100 Rambler's Top100

Powered by phpBB © 2001-2003 phpBB Group | Время Московское