Мир Психологии
Главная Биржа труда Психологический чат Психологический форум
Правила общения div FAQ div Поиск div Пользователи div Группы div Регистрация div Вход
Имя: Пароль: Автоматически входить при каждом посещении
Психологический форум arrow Обмен опытом, практическая психология arrow Ребенка тянет к темам смерти

Ребенка тянет к темам смерти
Начать новую тему   Ответить на тему
Автор Сообщение
Via
Начинающий
Сообщения: 1
Регистрация: 10.09.2004
Откуда: г. Тольятти
СообщениеДобавлено: Пт Сен 10, 2004 23:01 Ответить с цитатой

Работаю с ребенком (девочка) 9 лет - в рисунках, рассказах постоянно присутствуют символы смерти ( в том числе и своей) - кровь, нож, скелеты, гробы, кресты. Кто работает с подобными вещами - откликнетись или посоветуйте литературу. Заранее благодарна
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Хеймдалль
Пользователь
Сообщения: 2412
Регистрация: 03.03.2004
СообщениеДобавлено: Сб Сен 11, 2004 00:00 Ответить с цитатой

Тут не литература. Она наверняка что-то видела.
Я, когда был 5летним ребенком, видел ритуальное убийство девочки. Так у меня тоже проявлялись всякие символы.
Но вот как выкопать из нее то, что она знает - я тебе не помогу. Сложно это. Нужен либо гипнолог, либо хороший гештальт-терапевт. Ей не забыть нужно. А вспомнить. Но слишком маленькая она еще для этого... Я вспомнил только тогда, когда мне было 20 лет.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора ICQ Number
Хеймдалль
Пользователь
Сообщения: 2412
Регистрация: 03.03.2004
СообщениеДобавлено: Сб Сен 11, 2004 00:01 Ответить с цитатой

Я и руны всякие чертил, и мертвых, и Распятого, и головы без туловища тех, кто убил ребенка, и всякое такое...
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора ICQ Number
Mod
Пользователь
Сообщения: 6608
Регистрация: 12.11.2002
Откуда: Москва
СообщениеДобавлено: Сб Сен 11, 2004 00:07 Ответить с цитатой

Работала, но лучше мамы это не сделат никто....

Почитай Виолет Оклендер, лучше нее об этом не писал никто....

А пока даю свою статью...


Психолог: Спроси свое чудовище, зачем оно здесь, почему увивается вокруг тебя…
Ребенок: (очень тихо) Зачем ты здесь?
Отрывок из детской психотерапии

Заголовок

Действующие лица:
Психолог
Взрослый, он же друг психолога
Трепетная мать

Мне показалось скучным читать лекцию родителям о детских страхах, и я позвал к себе своих друзей, соседей по лестничной клетке, а позже записал этот разговор.

Трепетная мать: Привет о чем пригласил поболтать?

Психолог: Есть идея написать статью о детских страхах.

Трепетная мать: О, да об этом я могу много рассказать. Опять спали всю ночь с включенным светом, подняли крик на весь двор из-за того, что его понюхала собака, и слезы, слезы, слезы, в магазин на пять минут не могу отойти, он, видите ли, не хочет оставаться один дома.

Психолог: Почти все дети испытывают страх, уйму страхов, большинство из них совершенно необоснованны и не связаны, с какой либо реальной угрозой с точки зрения взрослых.

Взрослый: Да, действительно дети боятся всякого вздора, я помню, в детстве боялся собак, до сих пор не понимаю почему. Мне кажется, что дети боятся всего на свете. Их доводит до паники какой-нибудь сильный шум, появление незнакомого человека, звук пылесоса. Часто они пугаются темноты, непонятных теней, боятся оставаться одни, опасаются врачей, животных. Есть дети, которые боятся даже мухи, клоунов в цирке, можно перечислить еще десяток самых безобидных вещей, в которых они видят, что-то страшное.

Психолог: Тут-то и кроется ключ для понимания причины страха: причина в нем самом, а не в конкретных реалиях, которых боится ребенок.

Трепетная мать: Да на даче он совершенно спокойно лепил куличи из песка в вперемешку с крысиным ядом, который нашел на чердаке. Я испугалась до смерти, а ему хоть бы, что.

Психолог: В этом случае он не боялся опасности, потому что просто не знал о ней.

Взрослый: Ага, а какая опасность в клоунах или в том, что надо посидеть тихонечко дома, одному, пока мать сходит в магазин?

Психолог: Все зависит от жизненного опыта ребенка, именно он побуждает ребенка видеть в вещах что-то страшное. Короче, как рождаются его страхи? Существуют четыре типа ситуаций, при которых у ребенка возникает страх или предрасположение к нему.
1). Подражание – это естественный процесс, при котором ребенок перенимает многие наши страхи и наше отношение к ним. Боясь собак, молнии, грома, воров или огня, мать, не отдавая себе отчета, передает малышу свои опасения. Подражая ей в поведении, ребенок со временем испытывает те же чувства. Очень часто ему достаточно увидеть, что мать встревожена, как он тоже начинает беспокоиться. Взрослая женщина потом может успокоить себя здравыми рассуждениями и разумными доводами, но малыш-то уже испуган и не настолько развит, чтоб доводы подействовали на него. Он по-прежнему ощущает опасность и испытывает тревогу.

Взрослый: То есть вы утверждаете, что иногда сами того не желая, родители или близкие пугают детей и чтоб понять причину страха ребенка надо узнать, нет ли каких страхов у мамочки на этот счет? Ну, это просто, уважаемая соседка боитесь ли ВЫ темноты, собак, или оставаться дома одна?

Трепетная мать: Вроде бы нет.

Психолог: Друг мой, мы просто беседуем, а вы я чувствую, уже организовали расследование. Послушайте, еще об одной причине.

2)Травма – это острое переживание, которое оставляет прочный след в нашем сознании. Такие эпизоды, например как падение с качелей, могут травмировать не только физически, но и психически. Я говорю «могут», потому, что в подобной ситуации люди пугаются по-разному – одни больше, другие меньше. То, что может нанести психическую травму одному ребенку, не оставляет никакого следа в психике другого. Например, ребенок 2,5 лет падает с качелей, или его толкает сверстник, с которым он играл, и к тому же уносит его игрушку. В подобных случаях травма не значительна, и, тем не менее, у малыша может сохраниться страх перед детской площадкой, качелями, и даже перед другими детьми. В этом случае родителям не обходимо понять, чего испугался ребенок и поддержать его, просто стараясь показать, что не все дети враждебны и качели опасны…

3. Гораздо труднее понять, каким образом может рождать детские страхи система «наказание – вражда - вина». Тут речь идет не о каких-то особых страхах, а о глубинном слое тех впечатлений, которые могут привести к страху. Когда родители кричат на малыша, ему ясно только одно – они раздражены на него и временно утратили любовь к нему. От этой мысли он теряется, потому что не способен так же отчетливо, как родители, понять, что плохого было в его поведении. Вел он себя «как обычно» и даже, наверное, считал свой поступок смелым или забавным. Кроме того, если на ребенка постоянно кричат, угрожают ему и наказывают, в нем постепенно накапливается вражда к родителям, и, как следствие, он ощущает свою вину перед ними. Ведь у него появились враждебные чувства к людям, от которых он полностью зависит, и вдобавок они когда-то были так добры и ласковы к нему. Или просто «На папу и маму злиться нельзя». В итоге он понимает, что надо скрывать свою вражду. Обостренное чувство вины представляется ему лишь предварительной репетицией наказания, какое еще предстоит получить.
Трепетная мать: О господи, я совсем запуталась. Я наказываю ребенка (наказание), он злиться на меня за это (вражда), и потом кается в этом (вина). А где место страху?

Психолог: Вина требует наказания. Если вы в чем-то виноваты, вы ждете разоблачения и наказания. Больно, наверное, осознавать, что боишься любимого человека. Уровень тревоги постоянно повышен. Поэтому могут быть и ночные кошмары и страх темноты, боязнь собак и крокодилов. Это сильные животные и вполне вероятно от них и можно ждать возмездия. Выглядит немного нелепо, но у трех - пяти летнего ребенка практически отсутствует логическое мышление, причина-следственные связи такой сложности ему еще не подвластны. Вспомните Малыша когда он в 7 лет спрашивал у мамы придется ли ему жениться на старой жене старшего брата, а аргументом было, что донашивает же он за братом его старые ботинки. Яркий пример детской «квиво-логики», причем уже 7 летнего ребенка.

Трепетная мать: Единственно, что я четко уяснила это наказывать ребенка – только после четкого объяснения «За что», но я ведь тоже живой человек и у меня есть границы терпения. Попробуйте десять раз объяснить, ребенку как понять, сколько сейчас времени на часах. Это взбесит кого угодно!

Психолог: Причиной страха может стать и неспособность ребенка выполнить приказание родителей. Чем взрослее ребенок, тем больше требований мы предъявляем ему. Вспомните, когда он только начинал ходить, вы же не ругали его за то, что он держится за вашу руку и проседает в коленях. Вы радовались вместе с ним за это достижение, и упаси боже, не отмечали издержки походки. А что происходит дальше, например, когда ребенка учат писать буковки: «Все кривое, смотри на образец, ты же можешь, не придуряйся, не ленись!». Попробуйте взять портрет Пушкина и перерисуйте его под градом тычков и упреков. Задача той же сложности стоит перед ребенком. И тогда он обижается на родителей за слишком строгие требования, которые ему выполнить не по силам, но в тоже время он опасается потерять их любовь, если они останутся, недовольны им. Ребенок опасается, что родители от него откажутся и перестанут его любить. Иными словами, наши чрезмерные требования к детям могут создать общую атмосферу страха.

Трепетная мать: Но это же детские глупости, как я могу его бросить, в уме не укладывается. Неужели он не понимает, что я люблю его при любых обстоятельствах, даже если кричу и ругаюсь, причем заметьте, по делу ругаюсь!

Психолог: Да, но это знаете вы. Вспомните, как вы понимаете, что начальник вами недоволен?

Трепетная мать: Ну, если он делает выволочки по поводу и без повода, настаивает на своем не учитывая мои интересы, да и просто недобро смотрит – я делаю вывод, что я нерадивый работник и не долог час увольнения. Получается, что почти то же самое.

Психолог: Вот видите, и у ребенка нет другого выхода, как понять, что его скоро «уволят». Продолжим.
Рассмотрим теперь четвертый тип – постоянно возобновляющийся страх. Речь идет о тех случаях, если ребенок не встречает понимания родителей, то просто замыкается в себе, пытаясь найти выход из своих переживаний самостоятельно. А не найдя такого выхода, зацикливается на своем страхе и приобретает фобию.
Фобия - это страх, ставший навязчивым. Ребенок делается неуверенным в себе, молчаливым или, наоборот, вспыльчивым и агрессивным. С одной стороны, он понимает беспочвенность своего страха , а с другой - никак не может от него избавиться.

Взрослый: Я знаю одного маленького мальчика ему сейчас года три, который везде ходит с черным проводком, обычный проводочек. Родители когда-то объяснили ему, что не стоит столь пристально интересоваться электрической розеткой, а отец рассказал про разряды тока, к чему это приводит и так далее. Мальчишка спросил у отца, почему его не убило током, когда он ремонтировал розетку? Папа ему объяснил про заземление и про то, что один провод под напряжением, а другой нет. Но вот с тех пор парень ходит с проводочком, зачем никто не знает, а сам толком объяснить не может.

Психолог: Да это хороший пример навязчивого страха. Почти все навязчивые страхи связаны косвенно со страхом смерти. Страх смерти находит свое отражение во всех страхах, типичных для детей (у каждого второго): нападения, животных, глубины, огня, пожара и войны. Ничего удивительного - все они символизируют опасность для жизни, пусть и на уровне воображения, причем девочки боятся значительно чаще, чем мальчики, т.е. у них более выражен лежащий в основе страха смерти инстинкт самосохранения.
Трепетная мать: Знаешь, у меня на днях случился разговор с сыном, как раз о смерти, я была сильно удивлена тем, что он задумывается об этом.
Но подошел ко мне и спросил:
- Мам, животные тоже умирают?
- Да, животные тоже умирают. Все живое умирает.
- Я не хочу, чтобы я умер. Я хочу жить дольше всех на земле.
- Ты никогда не умрешь, ты будешь жить вечно.
Я знаю, что спасовала, но у него было столько отчаяния…

Психолог: Мы все проходили через осознание смертности, прижми его покрепче к себе и расскажи какая долгая и интересная жизнь еще впереди.

Трепетная мать: Я засиделась, пойду заберу его из сада на часочек пораньше, так хочется его обнять, сейчас мороженого купим … (уходит)

Взрослый: Знаешь, тем парнем, ну с проводочком был я, не знаю, как и что было тогда в моей голове, но сейчас я как-то пережил этот страх, а тогда было и очень страшно и стыдно. Я зайду, как нибудь, вечером, поговорим об этом. Пока!

Заключение
Психолог:
Вообще, чего бы ни боялся ваш ребенок, каким бы пустяком ни казался вам его страх, нужно показать ему, что вы его понимаете, что в его страхе нет ничего ненормального, что и вы, и все люди в его возрасте боялись темноты, или одиночества, или непонимания товарищей.

Многие родители относятся к детским страхам как к капризам и даже наказывают за них. Это неправильно и очень опасно. Ведь страх - одна из основных эмоций, свойственных людям. В нем нет ничего противоестественного.

В лечебных целях важно понять, что кроется за страхом ребенка. Хотя разобраться в причинах этого явления намного проще, чем избавиться от него, в конечном итоге первое оказывается очень важным, поскольку тогда мы можем воздействовать на причину.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
R -g
Пользователь
Сообщения: 137
Регистрация: 03.08.2004
СообщениеДобавлено: Сб Сен 11, 2004 11:26 Ответить с цитатой

Via писал(а):
Работаю с ребенком (девочка) 9 лет - в рисунках, рассказах постоянно присутствуют символы смерти ( в том числе и своей) - кровь, нож, скелеты, гробы, кресты. Кто работает с подобными вещами - откликнетись или посоветуйте литературу. Заранее благодарна


С.Гроф "Человек перед лицом смерти"
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Серая Сова
Пользователь
Сообщения: 5323
Регистрация: 28.01.2003
СообщениеДобавлено: Сб Сен 11, 2004 12:10 Ответить с цитатой

Если речь об утрате близкого, а также о насилии, к месту придется книжка Елены Черепановой. Точное название не помню, но в инете есть материалы на ее имя и на фразы "психология травмы", "психология насилия"

щас. можт я ссылку нарою.


Последний раз редактировалось: Серая Сова (Сб Сен 11, 2004 12:25), всего редактировалось 1 раз
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Серая Сова
Пользователь
Сообщения: 5323
Регистрация: 28.01.2003
СообщениеДобавлено: Сб Сен 11, 2004 12:13 Ответить с цитатой

вот тут

http://pryahi.indeep.ru/psychology/cherepanova_01.html

http://pryahi.indeep.ru/psychology/cherepanova_01.html

http://www.psyinst.ru/psyabc/pub_cherepanova.htm

последняя ссылка лучше - там полностью вся книга.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Олле
Пользователь
Сообщения: 31
Регистрация: 25.03.2004
Откуда: Нижний Новгород
СообщениеДобавлено: Вт Сен 14, 2004 13:31 Ответить с цитатой

Via, Вы наверняка слышали имя Ирвина Ялома. Если нет, то непременно найдите его книгу "Экзистенциальная психотерапия". На мой взгляд, данная монография - одно из самых лучших объяснений проблемы смерти, в том числе, как это потаются понять и пережить дети.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Ночка
Пользователь
Сообщения: 1511
Регистрация: 08.04.2004
СообщениеДобавлено: Вт Сен 14, 2004 14:06 Ответить с цитатой

Сов, а в третьей ссылке Елена превратилась в Ирину Улыбаюсь, шучу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Серая Сова
Пользователь
Сообщения: 5323
Регистрация: 28.01.2003
СообщениеДобавлено: Вт Сен 14, 2004 17:40 Ответить с цитатой

Ноч-ка писал(а):
Сов, а в третьей ссылке Елена превратилась в Ирину Улыбаюсь, шучу



слушь, я даже не заметил

ирина совсем о другом пишет - психолингвистика, психосемантика...
бред какой-то...
гордеевым замечание сделать что ли?
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Ночка
Пользователь
Сообщения: 1511
Регистрация: 08.04.2004
СообщениеДобавлено: Вт Сен 14, 2004 17:42 Ответить с цитатой

Сделай Улыбаюсь, шучу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Кукла
Пользователь
Сообщения: 2634
Регистрация: 22.07.2004
СообщениеДобавлено: Ср Сен 15, 2004 05:06 Ответить с цитатой

Виа, спроси, какие фильмы она смотрит вместе с родителями или старшими братьями, сёстрами. Может быть для неё эти рисунки вовсе не страшные, а просто непонятные впечатления от фильмов пытается переосмыслить.
Ребёнок, никогда не сталкивашийся со смертью, не боится её.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Рижский
Пользователь
Сообщения: 83
Регистрация: 16.09.2004
СообщениеДобавлено: Чт Сен 16, 2004 20:47 Ответить с цитатой

Курица писал(а):
Тут не литература. Она наверняка что-то видела.
Я, когда был 5летним ребенком, видел ритуальное убийство девочки. Так у меня тоже проявлялись всякие символы.
Но вот как выкопать из нее то, что она знает - я тебе не помогу. Сложно это. Нужен либо гипнолог, либо хороший гештальт-терапевт. Ей не забыть нужно. А вспомнить. Но слишком маленькая она еще для этого... Я вспомнил только тогда, когда мне было 20 лет.


а я видил кино про войну причем солдаты падали пачками Засыпаю
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему
Страница 1 из 1

Мир Психологии

Главная | О проекте | Баннерообмен | Реклама на сайте
Обратная связь | Копирайт | Партнерство | Баннеры

Psychology 100 Rambler's Top100

Powered by phpBB © 2001-2003 phpBB Group | Время Московское