Мир Психологии
Главная Биржа труда Психологический чат Психологический форум
Правила общения div FAQ div Поиск div Пользователи div Группы div Регистрация div Вход
Имя: Пароль: Автоматически входить при каждом посещении
Психологический форум arrow Философские вопросы arrow Что мы не знаем о себе или «Синдром Кая»

Что мы не знаем о себе или «Синдром Кая»
Начать новую тему   Ответить на тему
Автор Сообщение
Zhelna
Пользователь
Сообщения: 43
Регистрация: 15.03.2015
Откуда: Киев
СообщениеДобавлено: Вт Июл 14, 2015 18:43 Ответить с цитатой

Чтобы совершать в жизни какие-либо шаги, особенно ответственные, всегда полезно и необходимо знать себя, в самом широком смысле этого слова. А также возникающие в себе изменения и перемены. Такой подход, конечно же, потребует задавать себе серьёзные и прямые вопросы и давать на них ответы. И делать это, по возможности, трезво, взвешенно, честно, смело. Не помешает в работе и здоровый педантизм и въедливость. Последние позволяют дойти до конца и не сделать наиболее распространённую ошибку — остановиться после поверхностного знакомства, тем самым на полпути, без достижения «дна».

Началом взгляда в себя могут стать различные вопросы, вряд ли в жизни существует в этом только один верный вариант. Одним из первых может стать не прямой, к себе лично — поскольку человеку свойственно не видеть себя со стороны, — а общий: к жизни, обществу в котором мы живём. И которое, так или иначе, служит для нас «зеркалом». Например, из всех возможных можно выбрать «Как мы смотрим на жизнь?».


Как мы смотрим на жизнь

Чаще всего вопрос о том, как мы смотрим на жизнь, особых реакций у нас не вызывает. Поскольку внутри себя мы уверены, что актуальным он может быть лишь в нескольких случаях, которые близки к исключениям: когда поведение человека обращает на себя внимание правоохранительных органов, постоянно вызывает негативную реакцию окружения или ему необходима помощь психолога или медиков. Или же он просто запутался в жизни и тонет в возникших от этого проблемах. А поскольку со всем этим у большинства из нас проблем нет, не обнаруживается и не ощущается какой-либо внутренний дискомфорт, который бы мог иметь какую-то связь с вопросом, то мы считаем свой взгляд на жизнь вполне нормальным.

В результате вопрос в нашем понимании часто съезжает в разряд философских или около этого.

Такая его оценка, конечно, отчасти верна, поскольку наш внутренний взгляд прямой связи с чем-либо осязаемым и материальным не имеет и формируется, прежде всего, убеждениями. Однако в ней легко может возникнуть принципиальная ошибка, если наш подход в оценивании будет слишком узким, а выводы от него будут претендовать на полноту. Особая вероятность промахнуться появляется в тех случаях, когда для оценки берутся только короткие циклы жизни и малый её масштаб.

Ошибка такого рода в оценке, увы, встречается часто. И наш взгляд на жизнь, в большинстве своём, далёк от верного, порою даже от трезвого. Чтобы всё это увидеть, нужно вначале попытаться получить ответ на вопрос, посмотрев на жизнь издали, как отдельного человека, так и общества. И построить с помощью такого подхода простую логическую цепочку. А после взглянуть на некоторые фундаментальные моменты, которые мы не замечаем или они забываются.


Мы живём в мире, который наполнен большим количеством искусственных вещей и материалов. С каждым годом растёт не только их число, но и характеристики, искусственное стремительно эволюционирует. И это закономерно и неизбежно влечёт за собой изменения всего мира и протекающей в нём жизни. Наиболее заметны эти перемены в экологии, которая нами с каждым годом всё больше разрушается, и климате Земли, изменения которого также отрицательно сказываются на здоровье людей и самой планеты.

Возникающие изменения, вносимые искусственным, разумеется, не могут не повлиять или не отразиться и на уровне нашей индивидуальности, на жизни каждого человека — на его мыслях, словах, действиях, режиме дня, на бытовом и общем укладе жизни, пр. Тем более, что материалы и вещи, создающие изменения, делаем мы сами, сознательно и целенаправленно, и для собственного же употребления. Они входят в нашу жизнь и через короткое время уже становятся неотъемлемой её частью. Мы даже становимся зависимыми от некоторых из них.

Одним из ярких и наглядных примеров таких изменений служит появление мобильного телефона, который давно стал доступным уже каждому человеку. Он позволил упростить нам множество немаловажных и повседневных задач: чтобы передать или получить сообщение, решить какой-то вопрос, человеку уже не нужно куда-то идти или ехать, чего-то ждать, стоять на улице в очереди к аппарату. Вместо этого можно нажать лишь несколько кнопок на лёгком и удобном устройстве, помещающемся в карман. И в некотором смысле слова сотовый даже перевернул нашу жизнь, и её уже стало сложно представить без него.

Новые и новые возможности, которые открываются перед нами искусственными вещами и новыми технологиями, служащими, прежде всего, для производства искусственного, не могут не влиять и на наш внутренний мир — наши желания, привычки, вкусы, мысли, стремления. Естественным и легко объяснимым для каждого становится желание приобрести более производительный компьютер или телевизор с бóльшим размером экрана, уложить на пол ламинат, а не паркет, покрасить волосы в оригинальный цвет или взять для пикника одноразовую посуду. Появление же новых желаний и их реализация неизбежно ведут в природе человека к их объединению, сложению в новую систему ценностей и к постепенной замене прежней системы ценностей.

Со временем естественное будет в ней вытесняться искусственным, которое доступнее, удобнее, привлекательнее и дешевле. А процесс этот может происходить незаметно. Смена же ценностей станет новым этапом наших внутренних изменений и так же неизбежно повлечёт за собой изменение наших взглядов на жизнь, появление и формирование новых. Как на всю жизнь в целом, так и на её отдельные слагаемые. И в результате будет вести человека к изменению его общего представления о жизни, взгляда на неё. Уводить от естества. Поскольку такой является природа человека, природа самой жизни.

Таким образом, в результате всех этих внешних и внутренних процессов мы постепенно деформируемся изнутри. Возможно, такая формулировка слишком резка для оценки, она применена в большей степени для описания перспективы от изменений, которые происходят уже сегодня. И эти внутренние изменения со временем обязательно проявятся и снаружи.

Корень всех этих метаморфоз кроется, безусловно, не в самом искусственном. И не в том, что оно изначально для нас какой-то враг. А в том, что мы стали забывать, что не мы создали природу, а она нас. И поэтому, будучи её детищем и частью, никогда не сможем превзойти её ни в силе, ни в мудрости, ни в творениях. А избыточность искусственного, как нарушение любой меры, вряд ли улучшит мир и человека. Хотя бы потому, что рост проблем, связанных с избытком искусственного неуклонно растёт.

Сегодня основные из внешних проявлений зарождающейся в нас дисгармонии нам уже хорошо известны: зависимость от упомянутого сотового, других гаджетов, компьютерных игр, соцсетей, сети Интернет. Сюда же можно отнести и косметику. Из менее заметных и проявленных — новые поколения сильнее реагируют на технику и виртуальное. Они больше впечатляются ими, чем видом леса, реки или гор, прогулкой на природе.

Касаясь тем подобного рода, стоит, конечно же, не забывать, что за происходящее в своей, а порою и окружающей жизни стоит спрашивать в первую очередь с себя самого. И напрасным будет в чём-то винить, например, учёных, которые что-то изобрели, корпорации, которые производят изобретённое, или правительство, церковь, организации за то, что они не оказывают какого-то ожидаемого нами положительного влияния. Или, тем более, уходить в какие-то крайности, как это делают некоторые религиозные направления: исключать из своей жизни технику, вводить какие-то запреты и чрезмерные ограничения — Гиппократ говорил о том, что яд от лекарства отличается дозой. И это правило, как подтвердил опыт, работает не только в медицине, но и во всей жизни.

Из всего этого приходится делать вывод о том, что если человек пассивно относится к происходящему на своём личном уровне, в своей жизни, не думает о своём развитии и укреплении связей с естеством на различных срезах жизни, то его взгляд на жизнь, на себя, на других людей и природу не только искажается, но и всё больше удаляется от верного, гармоничного. Поскольку он становится увлекаемым потоком искусственного. А поэтому в наше сложное время становится необходимым поиск для себя какого-то нового взгляда и выработка новых путей жизни и развития. Или адаптировать для себя что-то уже известное, из опыта древних.

Такой простой анализ нашего общего взгляда на жизнь проявил присутствие «осколка зеркала» в глазу — мы видим и не видим одновременно, как искусственное видоизменяет наш мир, нас и нашу жизнь. И не видим и не осознаём насколько эти изменения обширные и отрицательные. Если же от общего взгляда переходить к его частностям, то легко обнаружить подтверждения приводимой оценки, новые ошибки и иллюзии и вытекающие из всего этого проблемы и потери.

Например, искажённость нашего восприятия реальности хорошо видна ещё и в том, как мы понимаем основы физики и мироздания — роль времени в нашем мире и жизни человека. И насколько неверно из-за своей ошибочности в этом понимании строим свою жизнь. И здесь уже «осколок» обнаруживается не только в глазу, но и в сердце. Чтобы всё это увидеть, поставим очередной вопрос — «Как мы понимаем время?» — и сделаем небольшой экскурс в наше школьное прошлое.


Как мы понимаем время

Однажды на уроке физики нам рассказали, что наш мир четырёхмерен, то есть имеет четыре координаты. Три пространства и материи — длина, ширина и высота — плюс время. Однако после ознакомления с координатами нам больше о времени ничего не рассказывали — весь дальнейший курс обучения был посвящён только вопросам материи и пространства. В вузе было всё точно так же. И это стало одной из причин, которая создала парадокс, как в нашем мировосприятии, взгляде на естество, так и в образе жизни. И отдельно взятого человека, и современного европейского общества.

Получилось так, что у нас в сознании время и материя в вопросе главенства поменялись местами. С одной стороны, мы хорошо понимаем, что время — главная координата нашего мира, которой подчинено всё, и никто не может на неё повлиять. Его не остановить, не ускорить, не пустить вспять. С другой же — наши дела показывают у нас почти полное непонимание этого. Ведь мы смотрим на время крайне узко и делаем всё так, будто это не главенствующая координата, а некая абстракция — просто некие интервалы и промежутки между событиями, оборотами стрелок часов, отсчёт таймера или что-то подобное. Помня лишь о конечности своей жизни и стараясь побольше успеть в отводимые ею или собой периоды.

То есть мы напоминаем детей, которые очень увлечены архитектурой и постройкой здания, а климат, осадки, почвенные воды и остальные естественные условия среды, в которой идёт строительство и от которой полностью зависит любое здание и жизнь в нём, по своей незрелости и неопытности относят к условностям.

Если же следовать разуму, то мы должны были бы поступать, конечно же, вовсе иначе. Просто исходить из обыкновенной логики и известного опыта: в нашем мире абсолютно всё имеет свои определённые законы, по ним всё построено, живёт, развивается и движется. Следовательно, у времени тоже должны быть свои законы. И физика вместе с другими науками это подтверждает. В частности, всё в этом мире имеет цикличность.
А поскольку времени всё подчинено, то знание этих законов позволило бы и управлять этим всем — материей, пространством, объектами, их движением, событиями и пр. Такой простой вывод тоже положительно подтверждается современной физикой.

Однако мы в большинстве своём не только не видим этого и не осознаём, но и не можем ничего изменить в своём поведении и образе жизни, когда знакомимся с приводимой ошибкой. И это тут же проявляет наличие «осколка» в сердце. Как это происходит и в чём проявляется его влияние? Всё открывает построение выводов и построение практических шагов.

Выводы могут получиться у каждого различными, но все они будут самоочевидными и в результате приведут к одному. Раз всё в мире базируется на цикличности, то кто-то же должен это изучить шире и глубже, познать и донести остальным. Да и не могли не возникнуть подобная мысль и необходимость в прежние века — выдающиеся люди были и до появления современной науки. И, следовательно, должна быть какая-то наука о времени. Которая бы в отличие, например, от физики, могла, как минимум, показать и объяснить рядовому человеку понятным и простым языком что такое время. И дать таким же языком ответы на ряд вопросов по его теме: как законы времени можно применить в своей жизни, какие циклы можно использовать, как и чем их измерять, что это даёт отдельно взятому человеку, семье, обществу и т.п.

Перейдя от выводов к поиску, который бы подтвердил или опровергнул их, каждый человек методом исключения будет приходить в результате к одному и тому же — астрологическим знаниям. (Хотя и живём в информационную эпоху, этот путь, как правило, окажется непростым и тяжёлым.) Практика легко и быстро убедит, что лунный календарь реально работает, приносит понятную и ощутимую пользу. И никак не мешает чему-либо в жизни, например, следовать гражданскому календарю, только всё хорошо дополняет. Точно такой же эффект и результат даёт и солнечный календарь. Когда появляется свой личный практический опыт, то окажется, что гороскоп — это вовсе не то, о чём говорят СМИ и «бульварно-журнальная астрология». И что альтернативы астрологии нет, и последняя не может не появиться из-за устройства природы этого мира. Что циклы планет Солнечной системы оказывают влияние, как на её всю, так и на жизнь на Земле в частности, на все объекты и процессы. И что у астрологии есть начальный уровень, который доступен буквально каждому и который послужит «картой» и «компасом» в жизни. Который избавит от необходимости идти через жизнь слепым методом проб и ошибок, что приходится делать сегодня абсолютному большинству из нас. И т.д.

Вот здесь и проявится вся сила «осколков зеркала». Некоторые люди настолько им подчинены, что даже не могут посмотреть в сторону астрологии. Не говоря уже о том, чтобы сделать трезвые и простые практические шаги, которые убедят в верности вышесказанного и дадут полезные знания. Своего же варианта решения обрисованной проблемы при этом не ищут. Часто даже не пытаются. И возвращаются к сложению своих «льдинок».

Отсюда закономерно возникает вытекающий вопрос, который тоже проявит силу власти «осколков зеркала», ещё большую. Ведь применение человеком астрологии вовсе не означает, что у него «осколков» нет или они не работают. А если они есть, то обязательно должны ещё проявляться чем-то более простым, чем такое сложное понятие как время или наука астрология. Вопрос этот ещё проще предыдущих.


По каким законам живёт современный человек?

Взгляд сегодняшнего европейца на всё перечисленное выше не может не провести исследовательское внимание дальше, на то, как вообще мы понимаем закон. У автора получилась следующая цепочка и вытекающий из неё вопрос.

Каждый из нас не только знает, но и способен самостоятельно и без особого труда осмыслить и понять, что в нашем мире всё имеет закономерное построение — атом, молекула, клетка, организм, Земля, Солнечная система и т.д. Законам подчинены и внутренние процессы во всех объектах мира, а также их движение и взаимодействие. Существуют в этом и свои исключения, например, кометы — наука не может объяснить их вечное свечение и определить время или место очередного появления на небосклоне. Но исключения они лишь потому, что учёным не удаётся их познать, а не из-за отсутствия законов, согласно которых они существуют и движутся.

Понимание места и роли закона в нашей жизни, в том числе и как необходимого и незаменимого условия самосохранения, можно увидеть если не у всех, то почти у всех народов и во все времена. Хотя эти люди, стоит заметить, в отличие от нас, не имели такой техники, технологий и возможностей. Примерами и подтверждениями наполнена вся окружающая нас жизнь, большинство из них пришло из далёкого прошлого и служит для каждого понятной и исчерпывающей демонстрацией.

Каждая армия живёт согласно своему закону — уставу. Его необходимость и содержание всегда были продиктованы опытом ведения боевых действий. Без него армия тут же перестаёт существовать — превращается в вооружённую массу людей, которая не может не только принять или дать бой, но даже занять позиции. И становится при этом уже не защитой, а угрозой для самого государства, которое её создало.

Законам свыше следует любая из религий: она их трактует, строит по ним свою церковную жизнь, ведёт за собой людей. Чтобы каждый человек имел возможность пройти свой земной путь осознано и достойно, в соответствии с тем лучшим, что в нём изначально заложено природой, Творцом. И не погрузился в хаос низменного, животного, не утратил свой человеческий облик, не разрушил себя духовно, морально и, в результате, физически.
До создания своих законов поведения и выживания, а точнее контрзаконов — «понятий» — додумался даже уголовный мир. Именно благодаря следованию «понятиям», в частности «Колоться — последнее дело», он до сих пор и существует.

Одним из самых важных законов в жизни человека можно без преувеличения называть традицию. Каждый из народов образовался от зарождения традиции и развивался под её воздействием, живёт согласно своей. Пока он следует этому закону, хранит свои обычаи, язык, песни, сказки и всё остальное наследие, до тех пор он и жив. И хранит при этом не только себя в целом, но и каждого человека — и как отдельную индивидуальность, которая сформировалась в его среде под влиянием традиции и получила свою уникальность, и как носителя этой традиции, «клеточку» своего «организма».

Особо отметить в традиции стоит то, что она представляет собой свод не только внешних, но и внутренних правил и законов. То есть тех, которые контролируются не кем-либо извне — лидерами, предводителями или старейшинами, — а, прежде всего, самим человеком. И делается это им по доброй воле и осознанно: с пониманием того, что традицию пронесли и сохранили сквозь время и испытания самые близкие и дорогие ему люди. Те, благодаря которым он получил свою жизнь. А значит это по-настоящему огромная ценность. Которая заслуживает самого бережного и строгого хранения. И следование ей сделает его как человека, как личность сильнее, богаче, лучше и чище. И простота и ясность такой мысли будет доступна даже самому простодушному и необразованному человеку.

Утрата же традиции или её части, пусть того же языка, постепенно приведёт к растворению народа в среде других. А значит гибели. Отсюда, сама собой, выстраивается параллель и к отдельно взятому человеку. Нет традиции — нет внутреннего закона. Со временем нет и человека — инстинкты неизбежно возьмут в нём верх над всем остальным.

Человечеством также накоплены знания и опыт, которые имеют межнациональный и межрелигиозный, универсальный характер. Они обусловлены бытиём и подходят для любого народа, человека и времени. И, так или иначе, отражаются в разных культурах, религиях, традициях и цивилизациях.


Сложно представить сегодня человека, которому было бы непонятно вышеизложенное. По крайней мере, в первом подходе, при прочтении. Ведь всё выстроено из общеизвестного, основополагающего и на элементарной логике. Однако при более внимательном изучении открывается иная картина — ведь «человек познаётся по делам». Чтобы увидеть её, вернёмся к традиции.

Сегодня традиции, точнее её остатков, придерживаются жители деревень, да и то старшего поколения. Жители городов за последние десятилетия стали больше проявлять к ней интерес, но основой их жизни она ещё не стала. К тому же далеко не все ставят перед собой такую цель. И поэтому сам собой возникает простой и логический вопрос: по каким законам живут жители городов?

Дать ответ на этот вопрос, особенно сразу, обычно удаётся не каждому человеку. Поскольку мешает «осколок» в глазу и последствия от его присутствия. Не каждый может и услышать точный — здесь уже включается «осколок» в сердце. Он проявит всю свою силу. Особенно когда человек попытается переключить свою жизнь в русло выбираемого собою закона. Вписать в него жизнь, получить хотя бы частичное соответствие и созвучие. Стать на такой путь человек может не всегда и обычно достаточно быстро с него сходит или незаметно сталкивается суетой прежней или окружающей жизни. Хотя как бы и хорошо понимает, что жизнь по закону является условием самосохранения своей личности и одно из главных отличий цивилизованного человека. При этом в других вопросах — карьера, приумножение благосостояния, движение по социальной лестнице и т.п. — может проявлять завидные волю, упорство и настойчивость, достигать хороших результатов.

Приведённые иллюзии и проблемы от них — лишь малая часть от тех, которые живут внутри нас, у каждого без исключения. Описывать остальные не имеет смысла. Поскольку для полного понимания нужны не слова, а действия. Как и для того, чтобы увидеть и понять всю величину, силу, роль и значимость уже описанных. Необходимо всё это преодолевать. Только такая практика всё прояснит и выведет к новой, здоровой жизни. Преодолевая свои описанные заблуждения и ошибки, каждый со временем сможет чётко увидеть, насколько он не просто сильно подчинён поселившемуся в нём, но буквально порабощён им — боится даже воспротивиться ему или что-то изменить.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора ICQ Number
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему
Страница 1 из 1

Мир Психологии

Главная | О проекте | Баннерообмен | Реклама на сайте
Обратная связь | Копирайт | Партнерство | Баннеры

Psychology 100 Rambler's Top100

Powered by phpBB © 2001-2003 phpBB Group | Время Московское