Мир Психологии
Главная Биржа труда Психологический чат Психологический форум
Правила общения div FAQ div Поиск div Пользователи div Группы div Регистрация div Вход
Имя: Пароль: Автоматически входить при каждом посещении
Психологический форум arrow Научная психология arrow О классификации по идеальным объектам науки в психофизиологи

О классификации по идеальным объектам науки в психофизиологи
Начать новую тему   Ответить на тему
Автор Сообщение
Dora-M
Пользователь
Сообщения: 280
Регистрация: 16.10.2012
Откуда: СПб
СообщениеДобавлено: Чт Окт 18, 2012 14:21 Ответить с цитатой

http://www.neuroscience.ru/attachment.php?attachmentid=759&d=1350462795
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
psychochronic
Пользователь
Сообщения: 1684
Регистрация: 10.12.2007
Откуда: я там, где торсионные поля пронзают неевклидовы пространства
СообщениеДобавлено: Чт Окт 18, 2012 16:52 Ответить с цитатой

Вот бы, наверно, ржал акад. Анохин, если бы узнал, что его философская концепция называется "интроэссенциализм"!
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Dora-M
Пользователь
Сообщения: 280
Регистрация: 16.10.2012
Откуда: СПб
СообщениеДобавлено: Чт Окт 18, 2012 17:02 Ответить с цитатой

Ув. psychochronic, это материалы докторской диссертации А. Н. Савостьянова.
И попрошу вас впредь не писать в подобной стилистике в моих темах.
Надеюсь на понимание.

Хотя по сути вы правы, И.П. Павлов враждовал с В.М. Бехтеревым, П.К. Анохин вошел в конфликт с павловской школой и в результате 10 лет мыл пробирки в аптеке, но до конца предмет спора так и не был прояснен до тех пор пока не появились представления об идеальных объектах науки.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
psychochronic
Пользователь
Сообщения: 1684
Регистрация: 10.12.2007
Откуда: я там, где торсионные поля пронзают неевклидовы пространства
СообщениеДобавлено: Чт Окт 18, 2012 19:13 Ответить с цитатой

Дора, Вы сама-то можете растолковать слово "интроэссенциализм"?
Конкретно: если Анохин считал себя приверженцем материалистической диалектики, то в чём заключается её отличие от этого самого интро-эссенци-ализьма?
И как отнёсся Юревич к тому, что его записали в интроэссенциалисты? или он ещё пребывает в счастливом неведении?
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Dora-M
Пользователь
Сообщения: 280
Регистрация: 16.10.2012
Откуда: СПб
СообщениеДобавлено: Пт Окт 19, 2012 03:31 Ответить с цитатой

psychochronic писал(а):
Дора, Вы сама-то можете растолковать слово "интроэссенциализм"?

Ув. psychochronic, не побоюсь вас разочаровать в плане ваших ожиданий толкований, но научная и методологическая терминология не нуждается в толкованиях.

Вот авторский текст для начала

"Во многих концепциях (хотя и далеко не во всех) понятие «идеальный объект теории» тесно связано с понятием «закона». Под законом понимается существующее с необходимостью, существенное, устойчивое и повторяющееся отношение между явлениями. Закон выражает взаимосвязь между предметами, составными частями какого-либо конкретного предмета, между свойствами вещей или между свойствами внутри вещи. Однако здесь возникает проблема соотношения между конкретными явлениями, наблюдаемыми во время исследования мира, и законами, теоретически выводимыми из наблюдений. При анализе исторических материалов, посвященных истории европейского рационализма, можно выделить три принципиально различающихся подхода к проблеме соотношения явления и закона. Для их обозначения можно ввести термины «экстраэссенционализм», «интроэссенционализм» и «традиция тождества». Экстраэссенциализм трактует законы, как нечто находящееся вне того явления, которое им подчиняется, а интроэссенциализм, наоборот, помещает закон внутрь вещи (процесса). В мировоззренческой традиции тождества закон мыслится как результат стабильности свойств материи, составляющей реальные объекты. В этом случае возникает тождественность понятий «закон» и «постоянные свойства материи».
Савостьянов А. Н. ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ ИДЕАЛЬНЫХ И РЕАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ ПОЗНАНИЯ В МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИХ ТРАДИЦИЯХ ЕВРОПЕЙСКОГО РАЦИОНАЛИЗМА
http://www.sovmu.spbu.ru/main/conf/man-nat-soc/2001/2-3.htm

psychochronic писал(а):
Конкретно: если Анохин считал себя приверженцем материалистической диалектики, то в чём заключается её отличие от этого самого интро-эссенци-ализьма?

Петр Кузьмич Анохин (1898-1974) умер, не имея понятия о том, что в начале 21 в. А. Н. Савостьянов, в последующем - к.б.н., д.филос. н., ст.н.с., руководитель группы когнитивной нейролингвистики НИИ физиологии СО РАМН, профессор ФИТ НГУ - создаст представления об интроэссенциализме и идеальных объектах науки, это касается всех без исключения из числа упомянутых на топик-стартующем рисунке.

psychochronic писал(а):
И как отнёсся Юревич к тому, что его записали в интроэссенциалисты? или он ещё пребывает в счастливом неведении?

Памфил Данилович Юркевич (1827–1874) был оппонентом И. М. Сеченова в связи с выходом в свет работы последнего "Рефлексы головного мозга", соответственно, Юркевич умер ещё в 19 веке и также ничего не знал о последующих философско-методологических исследованиях проф. А. Н. Савостьянова.
Юркевич П. Д.
http://mir.spbu.ru/index.php?option=com_k2&view=item&id=560:rusplat_1_1
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Dora-M
Пользователь
Сообщения: 280
Регистрация: 16.10.2012
Откуда: СПб
СообщениеДобавлено: Пт Окт 19, 2012 04:33 Ответить с цитатой

Об «интроэссенциализме».
Цитата:

Третье логически возможное решение проблемы соотношения явления и закона, управляющего этим явлением, можно обозначить термином «интроэссенциализм». В противоположность экстраэссенциализму, интроэссенциализм помещает закон внутрь самого явления (процесса). Однако в отличие от традиции тождества интроэссенциализм не рассматривает законы как совокупность стабильных свойств частей явления. В интроэссенциализме подчеркивается принципиальное различие между представлениями о свойствах частей и о свойствах целого. Причем закон возникает именно на уровне целого. Целое мыслится как нечто, обладающее свойствами, несводимыми к сумме свойств его частей. При описании генезиса явления целое определяется как первичное, а части – как вторичное, дифференцируемое из целого. Закон в этом случае рассматривается как упорядоченные и существенные свойства целого. Каждый объект остается самим собой, пока подчиняется своим законам, т.е. пока процессы, происходящие в этом объекте, соответствуют определенным упорядоченным правилам. В случае нарушения этого закона объект перестает быть самим собой. В качестве примера можно привести живое существо, подчиняющееся законам жизни. В случае его смерти все его части могут в принципе сохраняться какое-то время, однако нарушается закон их взаимодействия, что и ведет к уничтожению живого, к превращению его в неживое. При этом само правило, сам закон жизни не исчезает, он продолжает быть потенциально возможным, но он не актуален для данного объекта.
Интроэссенциализм рассматривает любой объект как находящийся в сложном взаимодействии со средой. Если для экстраэссенциализма среда есть источник упорядоченности, то для этого направления, внешний мир может как противостоять осуществлению внутренних законов, так и поддерживать его. Для того чтобы явление продолжало подчиняться своему закону, т.е. продолжало быть самим собой, необходимо возникновение внутренней активности, направленной во внешнюю среду. Интроэссенциалисты рассматривают любое явление либо как целенаправленное, т.е. изменяющееся в определенном направлении, либо как стремящееся избегать изменений. При описании взаимодействия систем разного уровня в интроэссенциализме подчеркивается, что каждая часть целого может иметь свои внутренние законы, отличные от законов целого. Отсюда возникает принцип несводимости целого к сумме частей. Непредсказуемость явлений описывается как результат конфликтов между законами целого и законами его частей, или между законами объекта и законами мира, частью которого является этот объект.
В психофизиологии интроэссенциализм приводит к развитию представлений о целенаправленных процессах, происходящих внутри организма и организующих весь процесс жизнедеятельности. При этом любой психический феномен рассматривается как подчиненный определенной цели. Совокупность идеальных целей, находящихся внутри системы, рассматривается как внутренний закон, а их осуществление, которое, очевидно, не всегда бывает успешным, – как проявление этого закона в реальных объектах. Интроэссенциалистские представления в психофизиологии являются столь же плодотворными, как и экстраэссенциалистские. Одним из представителей этого направления был П.К.Анохин. В его учении центральное место занимает понятие целенаправленного поведения, т.е. такого поведения, которое направлено на реализацию внутренних потребностей организма. По П.К.Анохину, все физиологические и психические процессы являются изначально целенаправленными, а их согласование между собой происходит в результате наличия в них единых целей.

Цит. по Савостьянов А.Н. Понятие идеального объекта науки и проблема соотношения явления и закона в современной психофизиологии
http://www.philosophy.nsc.ru/journals/philscience/14_02/savost.htm
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Dora-M
Пользователь
Сообщения: 280
Регистрация: 16.10.2012
Откуда: СПб
СообщениеДобавлено: Вс Окт 21, 2012 04:13 Ответить с цитатой

ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ – это наука, занимающаяся изучением зависимости психики человека и животных от физиологических процессов.
В современной психофизиологии доминирующей концепцией является теория условных рефлексов, предложенная И.П. Павловым. Однако, уже начиная с 30-х годов нашего столетия, предпринимаются попытки создания альтернативной психофизиологической концепции. Одной из наиболее удачных альтернатив павловскому учению следует признать теорию функциональных систем, разработанную учеником И.П. Павлова, – Петром Кузьмичём Анохиным (1898 – 1974). Впервые предложенная в середине 30-х годов, эта концепция до сих пор занимает существенное место в науке.
Целесообразно выделить основные методологические позиции, реализуемые в концепциях И.П. Пав-лова и П.К. Анохина и сравнить их между собой.
***
Особый интерес представляет то, как И.П. Павлов и П.К. Анохин подходили к целостному описанию организма. По мнению В.А. Окладного [10], обе стороны были убеждены, что используют целостный подход, однако само понятие “целостность” они воспринимали по-разному
***
В обеих концепциях широко применяется понятие иерархичности процессов, то есть подчинённости одних жизненных процессов другим или регулируемости одних – другими. Однако и принцип иерархичности в концепциях И.П. Павлова и П.К. Анохина понимается по-разному
***
Согласно обеим концепциям, события внешнего мира воспринимаются органами чувств, затем результаты сенсорного восприятия отражаются в психике, а её изменения влияют на поведение. Однако между И.П. Павловым и П.К. Анохиным существуют значительные расхождения в вопросе о конкретных механизмах отражения действительности
***
Рассмотрев основные положения, которыми различаются теории И.П. Павлова и П.К. Анохина можно заметить, что они являются взаимопротивоположными, то есть принятие положений одной теории полностью исключает признание положений второй. Таким образом, распространённая в литературе точка зрения о том, что теория П.К. Анохина была прямым продолжением теории И.П. Павлова, может быть опровергнута: воззрения П.К. Анохина являются не продолжением, а полным отрицанием концепции И.П. Павлова.
***
Можно заметить, что ни И.П. Павлов, ни П.К. Анохин никогда в явном виде не привлекали приведённое выше положение о соотношении явления и закона, то есть это положение не было ими отрефлексировано и составляло не осознаваемую часть их концепций. Кроме того, противоположные утверждения, лежащие в основе этих двух теорий, являются недоказуемыми и неопровержимыми в рамках современной науки. Это позволяет сделать вывод, что две противоположных мировоззренческих посылки: “закон вещи – вне вещи” и “закон вещи – в самой вещи” – определяют принимаемую на веру часть методологии рассматриваемых теорий, то есть, в терминах Т. Куна, задают две противоположные научные парадигмы.

Цит. по Савостьянов А.Н. Сравнительный анализ методологических подходов, используемых в различных направлениях российской психофизиологии.
http://rusphysics.ru/files/Savostyanov.Sravnitelnyi%20analis.pdf
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
psychochronic
Пользователь
Сообщения: 1684
Регистрация: 10.12.2007
Откуда: я там, где торсионные поля пронзают неевклидовы пространства
СообщениеДобавлено: Вс Окт 21, 2012 05:55 Ответить с цитатой

Dora-M писал(а):
П.К. Анохин вошел в конфликт с павловской школой и в результате 10 лет мыл пробирки в аптеке

Савостьянов: "Одной из наиболее удачных альтернатив павловскому учению следует признать теорию функциональных систем, разработанную учеником И.П. Павлова, – Петром Кузьмичём Анохиным (1898 – 1974). Впервые предложенная в середине 30-х годов, эта концепция..."
ТФС родилась во время плодотворного мытья пробирок?
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Dora-M
Пользователь
Сообщения: 280
Регистрация: 16.10.2012
Откуда: СПб
СообщениеДобавлено: Вс Окт 21, 2012 06:14 Ответить с цитатой

Напрасно вы иронизируете, ув. psychochronic, в середине 50-х между представителями школ Павлова и Анохина произошла дискуссия, в результате чего сторонники ТФС были обвинены в уклонизме, антипартийности, идеализме и ещё во многом.
Если любопытствуете, то можете посмотреть ролики с лекциями А. Н. Савостьянова в ср. школе № 119 Академгородка (Новосибирск), где он очень обстоятельно освещает, в т.ч. и эту дискуссию между павловской и анохинской школами.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
psychochronic
Пользователь
Сообщения: 1684
Регистрация: 10.12.2007
Откуда: я там, где торсионные поля пронзают неевклидовы пространства
СообщениеДобавлено: Вс Окт 21, 2012 06:19 Ответить с цитатой

Dora-M писал(а):
Савостьянов: "воззрения П.К. Анохина являются не продолжением, а полным отрицанием концепции И.П. Павлова".
Всё бы ничего, но Анохин постоянно и неизменно настаивал на том, что его ТФС является развитием теории Павлова о рефлекторной дуге, и что если она и является отрицанием, то лишь отрицанием гегелевским, то есть переходом на более высокий уровень развития.

Dora-M, а по обилию и толковости ссылок,
по изложению актуальных для этого форума концепций
Вы вполне можете соперничать с уважаемым Вами врачом М. В. Биккелем!
Если у Вас есть такая возможность, можете похвалиться перед ним этим комплиментом.

Dora-M писал(а):
Напрасно вы иронизируете, ув. psychochronic
А иронизирую я над Вашей, Dora-M, непоследовательностью.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Dora-M
Пользователь
Сообщения: 280
Регистрация: 16.10.2012
Откуда: СПб
СообщениеДобавлено: Вс Окт 21, 2012 06:41 Ответить с цитатой

psychochronic писал(а):
... но Анохин постоянно и неизменно настаивал на том, что его ТФС является развитием теории Павлова о рефлекторной дуге, и что если она и является отрицанием, то лишь отрицанием гегелевским, то есть переходом на более высокий уровень развития.

В самую точку, ув. psychochronic, именно гегелевским снятием.
Савостьянов где-то пишет об этом, насколько помнится, в этой работе.
А.Н. САВОСТЬЯНОВ ПСИХИФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА В РУССКОЙ НАУКЕ
Да.
Цитата:
В противоположность взглядам просветителей, романтики призывали к сохранению социальных традиций. По мнению И. Т. Касавина в течение длительного периода наблюдалось “противопоставление романтико-волюнтаристских учений, “философии жизни” позитивистскому способу философствования” по отношению к роли человеческой деятельности в сохранении и развитии знания [13 – с. 35]. Попытка снятия противоречий между “традиционностью” и “новациями” была осуществлена в классической немецкой философии. Основанием для данного синтеза послужил подход к изучению познания как формы человеческой деятельности. Так, согласно Гегелю, “снятое, есть вместе с тем и сбереженное, которое лишь потеряло свою непосредственность, но отнюдь не уничтожено вследствие этого” [6 – с.99]. Таким образом, начиная с немецкой классической философии, традиция и развитие стали рассматриваться как неразрывное целое, что привело к существенному изменению самого понятия “традиционного знания”. Если ранее под традиционным понималось не изменяющееся, застывшее знание, то теперь этим термином стали описывать знание, построенное на какой-либо ранее сложившейся основе. При этом, наличие такого основания ни только не являлось препятствием к развитию знания, но, наоборот, считалось необходимым условием для этого развития. Из такого понимания традиционности следует применяемое мною понятие познавательной традиции. В этой работе термин “познавательная традиция” обозначает процесс накопления знания при помощи каких-либо неизменных методов исследования и способов мировосприятия, передающихся от одного поколения к другому.


Но и не стоит забывать о масштабе личности П. К. Анохина, как он мог не признавать очевидного, если на самом деле был учеником Ивана Петровича.

Таким образом, непоследовательность остается за вами.

Надеюсь, следующие темы о тех же трех традициях в психологии и психотерапии будут значительно более познавательными.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Alexander Savostyanov
Начинающий
Сообщения: 2
Регистрация: 21.10.2012
Откуда: Новосибирск
СообщениеДобавлено: Вс Окт 21, 2012 17:31 Ответить с цитатой

Dora-M, большое спасибо за интерес к моим работам. Удивлен тому, насколько хорошо Вы их знаете.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Alexander Savostyanov
Начинающий
Сообщения: 2
Регистрация: 21.10.2012
Откуда: Новосибирск
СообщениеДобавлено: Вс Окт 21, 2012 17:39 Ответить с цитатой

psychochronic, П.К. Анохин действительно всегда заявлял, что он ученик И.П. Павлова и был с ним в неплохих отношениях. Но это не отменяет их теоретических расхождений. Аналогичная ситуация была между Аристотелем и Платоном, между Владимиром Соловьевым и Памфилием Юркевичем. Т.е. отношение ученик-учитель не предполагает обязательного повторения взглядов.

Что касается "диалектического материализма", то попробовал бы Анохин себя кем-то другим назвать году эдак в 1932!!!! Что-бы с ним тогда сделали? Да и в 70-е годы в СССР не приветствовали тех, кто расходился с официальной идеологией......

ТФС была предложена впервые в 1932 году. Анохин был уволен в 1950 году, восстановлен в конце 50-х. Т.е. теорию придумали до того, как он вступил в конфликт с павловцами. Первоначально, была нормальная дискуссия между тремя точками зрения (теория рефлексов, рефлексология и ТФС), но потом дискуссия переросла в политическую драку.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Dora-M
Пользователь
Сообщения: 280
Регистрация: 16.10.2012
Откуда: СПб
СообщениеДобавлено: Пн Окт 22, 2012 00:59 Ответить с цитатой

Alexander Savostyanov писал(а):
Dora-M, большое спасибо за интерес к моим работам. Удивлен тому, насколько хорошо Вы их знаете.

Ответное спасибо, ув. Alexander Savostyanov. На самом деле, как сейчас понимаю, долгая история.
... Удивительным образом общая конструкция наложилась на три столбовых направления в психотерапии: психодинамическое, экзистенциально-гуманистическое и когнитивно-бихевиоральное.
Затем прочла автореферат одной из ваших бывших аспиранток о школе хирурга Мешалкина, что ещё более укрепило в собственной правоте, общая схема срабатывает и на примере хирургии.
Насколько смогла понять по Интернету, в настоящее время вы преподаете, в т.ч. различные психологические дисциплины.
Почти уверена, что занимаетесь методологией психологии и, возможно, психотерапии.
Так вот, эта моя идея о трех выше названных направлениях в психотерапии и их классификации по идеальным объектам науки, уже нашла своих выразителей среди ваших учеников?
Не вторична ли она, не могу найти статей на этот счет.


Последний раз редактировалось: Dora-M (Вт Окт 23, 2012 05:04), всего редактировалось 1 раз
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Dora-M
Пользователь
Сообщения: 280
Регистрация: 16.10.2012
Откуда: СПб
СообщениеДобавлено: Пн Окт 22, 2012 14:34 Ответить с цитатой

Таблица (Karasu Т. В., 1979). Цит. по Александровский А.А. Лекции по психотерапии
http://www.neuroscience.ru/attachment.php?attachmentid=765&d=1350905272
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Dora-M
Пользователь
Сообщения: 280
Регистрация: 16.10.2012
Откуда: СПб
СообщениеДобавлено: Пн Окт 22, 2012 14:41 Ответить с цитатой

Классификация направлений психотерапии по идеальным объектам науки
http://www.neuroscience.ru/attachment.php?attachmentid=766&d=1350905791

Есть сомнение, не поменять ли местами на рисунке динамический (психодинамический) и феноменологический (экзистенциально-гуманистический) подходы (направления)
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Dora-M
Пользователь
Сообщения: 280
Регистрация: 16.10.2012
Откуда: СПб
СообщениеДобавлено: Пн Окт 22, 2012 14:46 Ответить с цитатой

И еще

Ув. Alexander Savostyanov, в лекции перед преподавателями школы № 119 вы упомянули, что школа Л. С. Выготского тяготеет к направлению П. К. Анохина, на чем вы основываетесь? И куда отнести другие направления в психологии к каких традициям, если, конечно, говорить об это не преждевременно.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему
Страница 1 из 1

Мир Психологии

Главная | О проекте | Баннерообмен | Реклама на сайте
Обратная связь | Копирайт | Партнерство | Баннеры

Psychology 100 Rambler's Top100

Powered by phpBB © 2001-2003 phpBB Group | Время Московское