Мир Психологии
Главная Биржа труда Психологический чат Психологический форум
Правила общения div FAQ div Поиск div Пользователи div Группы div Регистрация div Вход
Имя: Пароль: Автоматически входить при каждом посещении
Психологический форум arrow Научная психология arrow Л.С.Выготский

Л.С.Выготский
Начать новую тему   Ответить на тему
Автор Сообщение
Евгений Ланцов
Начинающий
Сообщения: 4
Регистрация: 25.04.2005
СообщениеДобавлено: Чт Окт 27, 2005 13:30 Ответить с цитатой

Если нужны его книги, то заходите сюда: http://hegel.narod.ru/
Замечания, критику и пожелания пишите в Гостевой книге -- будем читать и отвечать.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Владимир Николаевич
Пользователь
Сообщения: 440
Регистрация: 25.09.2005
Откуда: из города Воронежа
СообщениеДобавлено: Сб Окт 29, 2005 07:57 Ответить с цитатой

Учение Льва Семёновича Выготского всесильно, но его необходимо понять хотя бы двум психологам.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Michaеl
Пользователь
Сообщения: 11599
Регистрация: 04.01.2005
СообщениеДобавлено: Сб Окт 29, 2005 09:11 Ответить с цитатой

Цитата:

Учение Льва Семёновича Выготского всесильно

... потому что оно верно.
В.И.Ленин
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Владимир Николаевич
Пользователь
Сообщения: 440
Регистрация: 25.09.2005
Откуда: из города Воронежа
СообщениеДобавлено: Сб Окт 29, 2005 10:14 Ответить с цитатой

Michael:

... потому что оно верно.
В.И.Ленин

В.Н.
Я постараюсь аргументированно доказывать, если будете слушать, вопросами и комментариями создавать мотив,

Учение Выготского эта главная духовная (непутать с религиозной) ценность, которая создана в СССР до второй мировой . И Ленин причастин к этому шедевру, как лидер создания государства с элементами материалистической идеологии на бумаге. Но этого российским учёным было достаточно, чтобы создать научную теорию психического развития человека, которая сейчас лежит на государственной полке, пока не доступной для большества психологов по причине непонимания, хотя государство создало благоприятные условия.
Учение Выготского всесильна так же как и рыночная экономика при достигнутом общественном сознании., так как они построены на принципе детерминизма.
Кстати и большевики и нацисты проиграли , тк не соблюдали принцип детерминизма, если бы соблюдали, то не начали свои "проекты".
Вот один из аргументов. Что можете сказать, чтобы продолжить?
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Michaеl
Пользователь
Сообщения: 11599
Регистрация: 04.01.2005
СообщениеДобавлено: Сб Окт 29, 2005 16:53 Ответить с цитатой

Учение Карла Маркса всесильно, потому что оно верно. В.И.Ленин

Вы что, не знаете этой цитаты-лозунга недавнего прошлого?
Какая связь между Выготским и рыночной экономикой?
Причём тут принцип детерминизма, большевики и нацисты?
Не вижу аргументов, а главное, даже и не понимаю в пользу чего, всесильности что ли?
Что тут продолжать?
Вы что из Выготского читали, если читали?
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Владимир Николаевич
Пользователь
Сообщения: 440
Регистрация: 25.09.2005
Откуда: из города Воронежа
СообщениеДобавлено: Сб Окт 29, 2005 20:35 Ответить с цитатой

Цитата:

Учение Карла Маркса всесильно, потому что оно верно. В.И.Ленин

В.Н.
В результате манипулирования сначала интеллегенция поверила, что можно построить социализм перепрыгнув капиталистическую общественно экономическую формацию. В 1996году перед президентскими выборами я со свом товарищем опубликовали в местной газете "Берег" статью "Между геноцодом и терроризмом", в которой мы утверждаем, что большевики нарушили социальный закон - закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил.И нацисты нарушили уже другой материалистический закон - Закон зависимости социальной природы человека от всех общественных отношений.
Выготского не читаю, а изучаю и знания приеняю на практике: в большей степени Психологию развития ребёнка, Психологию развития человека, Исторический смысл психологического кризиса. Психолог я начинающий, но уже вырисовываются контуры книги "Как стать моральным человеком? Нужен хороший корректор.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Michaеl
Пользователь
Сообщения: 11599
Регистрация: 04.01.2005
СообщениеДобавлено: Вс Окт 30, 2005 02:43 Ответить с цитатой

Цитата:

но уже вырисовываются контуры книги "Как стать моральным человеком?"

Ладно, В.Н., всем и так понятно, что начинающий. Но моральность к научности не имеет никакого отношения. Первое исследует, - Как должно быть, второе - как есть и безо всякой морали.
Я вот думаю, что через пару месяцев вы спустите пар идей собственного величия от многолетнего приготовления в собственном соку и мы ещё поговорим.
Не представляю, как при такой выраженной склонности к мудрствованию вы учились психологии, возможно, дистанционно или пока только на этапе самообразования?
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Владимир Николаевич
Пользователь
Сообщения: 440
Регистрация: 25.09.2005
Откуда: из города Воронежа
СообщениеДобавлено: Вс Окт 30, 2005 10:32 Ответить с цитатой

Михаил:


Не представляю, как при такой выраженной склонности к мудрствованию вы учились психологии, возможно, дистанционно или пока только на этапе самообразования?

В.Н.
Когда учился, тоже были стычки.
Я вот думаю, что через пару месяцев вы спустите пар идей собственного величия от многолетнего приготовления в собственном соку и мы ещё поговорим.
Михаил:
Я вот думаю, что через пару месяцев вы спустите пар идей собственного величия от многолетнего приготовления в собственном соку и мы ещё поговорим.
В.Н.
Мания величия это труба, но я её не вижу. Можете ткнуть меня.

Михаил:Ладно, В.Н., всем и так понятно, что начинающий. Но моральность к научности не имеет никакого отношения. Первое исследует, - Как должно быть, второе - как есть и безо всякой морали.

В.Н.
ЭТИКА это и есть теория морали - научное обоснование той или иной моральной системы. Разве это не так?
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Michaеl
Пользователь
Сообщения: 11599
Регистрация: 04.01.2005
СообщениеДобавлено: Вс Окт 30, 2005 11:13 Ответить с цитатой

Пишите, пишите книги, я только за. Вопрос в том, кто их будет издавать, покупать и читать.
Цитата:

Мания величия это труба, но я её не вижу.

Это даже не мания, а какая-то наивная самоуверенность безо всяких к тому оснований.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Владимир Николаевич
Пользователь
Сообщения: 440
Регистрация: 25.09.2005
Откуда: из города Воронежа
СообщениеДобавлено: Вс Окт 30, 2005 13:57 Ответить с цитатой

Михаил:
Пишите, пишите книги, я только за. Вопрос в том, кто их будет издавать, покупать и читать

В.Н. Издавать: самое простое, на свои средства.
С покупателями и читателями: их будет не много, но какие!

Вся задача в корректоре и критиках, есть только черновые наброски, а текста ни одной страницы.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Michaеl
Пользователь
Сообщения: 11599
Регистрация: 04.01.2005
СообщениеДобавлено: Вс Окт 30, 2005 14:02 Ответить с цитатой

Был у меня в нете один такой знакомый - Евгений Загородний, обещал Нобелевской премией за редактирование поделиться.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Владимир Николаевич
Пользователь
Сообщения: 440
Регистрация: 25.09.2005
Откуда: из города Воронежа
СообщениеДобавлено: Вс Окт 30, 2005 20:47 Ответить с цитатой

Michael писал(а):
Был у меня в нете один такой знакомый - Евгений Загородний, обещал Нобелевской премией за редактирование поделиться.

Что? И большую работу выполнили?
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Троглодит
Пользователь
Сообщения: 1558
Регистрация: 28.04.2005
СообщениеДобавлено: Вт Ноя 01, 2005 00:40 Ответить с цитатой

Подозреваю, что ответственность за Нобелевскую Евгения Загороднива лежит целиком и полностью на Michael Смеюсь
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Michaеl
Пользователь
Сообщения: 11599
Регистрация: 04.01.2005
СообщениеДобавлено: Вт Ноя 01, 2005 01:15 Ответить с цитатой

На мне лежит ответственность только за то, что этого крупного деятеля отечественной науки без высшего образования мы все реже видим на форумах.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Globall
Пользователь
Сообщения: 87
Регистрация: 19.07.2005
СообщениеДобавлено: Вт Ноя 01, 2005 15:13 Ответить с цитатой

Владимир Николаевич писал(а):

Психолог я начинающий, но уже вырисовываются контуры книги "Как стать моральным человеком?


Простите, эта книга будет научной? Или критически-саркастичной? На такую тему я бы по другому не писал. Кстати, как стать моральным человеком - этому в школе уже учат давно, как раз на уроках этики Улыбаюсь, шучу
И какая будет читательская аудитория этой книги? По вашим соображениям.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Владимир Николаевич
Пользователь
Сообщения: 440
Регистрация: 25.09.2005
Откуда: из города Воронежа
СообщениеДобавлено: Вт Ноя 01, 2005 18:52 Ответить с цитатой

Globall писал(а):
Владимир Николаевич писал(а):

Психолог я начинающий, но уже вырисовываются контуры книги "Как стать моральным человеком?


Простите, эта книга будет научной? Или критически-саркастичной? На такую тему я бы по другому не писал. Кстати, как стать моральным человеком - этому в школе уже учат давно, как раз на уроках этики Улыбаюсь, шучу
И какая будет читательская аудитория этой книги? По вашим соображениям.

Для того чтобы стать моральным человеком необхдима не только этика.
Книга необходима родителям, которые готовы воспитывать своих детей компетентно. Таких родителей пока немного, но и у них нет выбора.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Michaеl
Пользователь
Сообщения: 11599
Регистрация: 04.01.2005
СообщениеДобавлено: Ср Ноя 02, 2005 04:07 Ответить с цитатой

Цитата:

Книга необходима родителям, которые готовы воспитывать своих детей компетентно.

А которые не готовы? Может засядите, наконец за книгу, чтобы не разбрасываться на форумы с таким-то талантищем?
А пиарить ненаписанную книгу, это как-то даже и неумно.
Правда? Джем арбузный?
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Владимир Николаевич
Пользователь
Сообщения: 440
Регистрация: 25.09.2005
Откуда: из города Воронежа
СообщениеДобавлено: Ср Ноя 02, 2005 09:58 Ответить с цитатой

Michael писал(а):
Цитата:

Книга необходима родителям, которые готовы воспитывать своих детей компетентно.

А которые не готовы? Может засядите, наконец за книгу, чтобы не разбрасываться на форумы с таким-то талантищем?
А пиарить ненаписанную книгу, это как-то даже и неумно.
Правда? Джем арбузный?

Если бы я не обеспечивал свою семью материально, я бы засел за книгу и её отредактировали и издал.Но дело в том , что у меня цель - объединение родителей, одна из задач найти сторонников и если они материально полностью не обеспечены помочь им или научить их. Позтому жду корректора.

Те родители, которые не готовы воспринимать предлагаемую информацию, они будут ждать результаты воспитательной деятельности наиболее прогрессивных родителей. Пиарить необходимо, у людей появляется надежда.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Michaеl
Пользователь
Сообщения: 11599
Регистрация: 04.01.2005
СообщениеДобавлено: Ср Ноя 02, 2005 18:31 Ответить с цитатой

Л.С.Выготский А.Р.Лурия
Этюды по истории поведения
Обезьяна. Примитив. Ребенок
Москва, «Педагогика-Пресс», 1993
http://elenakosilova.narod.ru/studia2/vyglur/vyglur.htm
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Владимир Николаевич
Пользователь
Сообщения: 440
Регистрация: 25.09.2005
Откуда: из города Воронежа
СообщениеДобавлено: Чт Ноя 03, 2005 02:33 Ответить с цитатой

--------------------------------------------------------------------------------

Л. С. ВЫГОТСКИЙ (1896-1934)
Выдающийся советский психолог А. Р. Лурия в научной автобиографии, отдавая дань своему наставнику и другу, писал: «Не будет преувеличением назвать Л. С. Выготского гением». В унисон звучат и слова Б. В. Зейгарник: «Он был гениальный человек, создавший советскую психологию». С этими оценками, наверное, согласится любой российский психолог — по крайней мере, каждый, кто не пожелал под напором рыночной стихии сменить квалификацию психолога на массовика-затейника или толкователя снов. По сей день идеи Выготского и его школы составляют основу научного мировоззрения тысяч настоящих профессионалов, в его научных трудах черпают вдохновение новые поколения психологов не только в России, но и по всему миру.
Биография Л. С. Выготского не богата внешними событиями. Жизнь его была наполнена изнутри. Тонкий психолог, эрудированный искусствовед, талантливый педагог, большой знаток литературы, блестящий стилист, наблюдательный дефектолог, изобретательный экспериментатор, вдумчивый теоретик. Все это так. Но прежде всего Выготский был мыслителем.
«Лев Семенович Выготский, бесспорно, занимает исключительное место в истории советской психологии. Именно он заложил те основы, которые стали исходными для ее дальнейшего развития и во многом определили ее современное состояние... Нет почти ни одной области психологических знаний, в которую Л. С. Выготский не внес бы важного вклада. Психология искусства, общая психология, детская и педагогическая психология, психология аномальных детей, пато- и нейропсихология — во все эти области он внес новую струю» — так журнал «Вопросы психологии» писал к 80-летию со дня рождения Выготского. Трудно поверить, что эти слова относятся к человеку, посвятившему психологии немногим более десяти лет своей жизни, и лет нелегких, отягощенных болезнью, которая свела его в могилу, сложностями быта, отнимавшими время от трудов и размышлений, непониманием и даже травлей.
Лев Семенович Выготский, второй из восьми детей банковского служащего, родился 5(17) ноября 1896 г. в Орше, недалеко от Минска. Его родители были людьми небогатыми, но высокообразованными, владели несколькими языками. Их примеру последовал и сын, в совершенстве овладевший английским, французским и немецким.
В 1897 г. семья переехала в Гомель, который Выготский всегда считал своим родным городом. Здесь прошли его детские годы, здесь в 1913 г. он с отличием закончил гимназию. Продолжить образование Выготский решил в Московском университете. Ему повезло, он попал в «процентную норму» для лиц еврейского происхождения. Перед этой категорией молодых людей выбор факультетов был невелик. Наиболее реальные перспективы профессиональной карьеры сулила специальность либо врача, либо юриста. При выборе специальности юноша поддался уговорам родителей, которым казалось, что медицинское образование сможет обеспечить сыну в будущем интересную работу и средства к существованию. Но занятия на медицинском факультете не увлекли Выготского, и менее чем через месяц после поступления в университет он перевелся на юридический факультет. Окончание этого факультета открывало возможности поступления в адвокатуру, а не на государственную службу. Это давало разрешение жить вне «черты оседлости».
Наряду с государственным университетом Выготский посещал занятия в учебном заведении особого типа, созданном на средства либерального деятеля народного образования А. Л. Шанявского. Это был народный университет, без обязательных курсов и посещений, без зачетов и экзаменов, где мог обучаться всякий желающий. Диплом университета Шанявского официального признания не имел. Однако уровень преподавания был там чрезвычайно высок. Дело в том, что когда после студенческих волнений 1911 г. и последовавших за этим репрессий Московский университет в знак протеста против политики правительства покинули свыше ста выдающихся ученых (в их числе К.А. Тимирязев, В.И. Вернадский, С.А. Сакулин, С.А. Чаплыгин, Н.Д. Зелинский и др.), многие из них нашли приют в народном университете Шанявского. Психологию и педагогику в этом университете преподавал П.П. Блонский.
В университете Шанявского Выготский сблизился с либерально настроенной молодежью, а его наставником стал известный литературный критик Ю. Айхенвальд. Сама атмосфера народного университета, общение с его студентами и преподавателями значили для Выготского намного больше, чем занятия на юридическом факультете. И вовсе не случайно, что годы спустя, тяжело больной, он обратился с просьбой об издании своих работ именно к Айхенвальду.
Конечно, и юридическое образование наложило отпечаток на его мировоззрение. Друг его юности С.Ф. Добкин вспоминал, как в 1916 г., приехав на каникулы в Гомель, Выготский вместе с товарищами организовал своеобразный «литературный суд». Для обсуждения был избран рассказ М. Гаршина «Надежда Николаевна», герой которого совершает убийство из ревности. При распределении ролей Выготскому предстояло выбрать роль либо прокурора, либо защитника. Он соглашался и на то и на другое, готовый отстаивать противоположные точки зрения. Товарищей это поначалу удивило: как же так — хоть суд и литературный, но возможно ли защищать любую из непримиримых позиций? Добкин пишет: «Потом я понял, в чем тут было дело: Он умел увидеть аргументы в пользу как одной, так и другой стороны. Именно такой подход к обстоятельствам дела воспитывали у будущего юриста на факультете. Но Лев Семенович и по самому складу мышления был чужд односторонности, предвзятости, излишней уверенности в правильности именно такой-то концепции. Замечательная способность понимать не только то, что было ему внутренне близко, но и чужую точку зрения, характерна для всей его научной деятельности».
Интерес к психологии пробудился у Выготского в студенческие годы. Первые книги из этой области, о которых с достоверностью известно, что они были им прочитаны, — это известный трактат А. А. Потебни «Мысль и язык», а также книга У. Джемса «Многообразие религиозного опыта». С. Ф. Добкин называет также «Психопатологию обыденной жизни» 3. Фрейда, которая, по его словам, сильно заинтересовала Выготского. Вероятно, этот живой интерес впоследствии привел Выготского в ряды Русского психоаналитического общества, что, впрочем, явилось нехарактерной страницей его научной биографии. Судя по его трудам, идеи Фрейда заметного влияния на него не оказали. Чего, напротив, не скажешь о теории А. Адлера. Понятие компенсации, центральное для индивидуальной психологии Адлера, впоследствии становится краеугольным камнем дефектологической концепции Выготского.
Зародившееся в студенческие годы увлечение психологией определило всю последующую судьбу Выготского. Сам он об этом писал так: «Еще в университете занялся специальным изучением психологии... и продолжал его в течение всех лет». И позже подтверждал: «Научные занятия по психологии начал еще в университете. С тех пор ни на один год не прерывал работы по этой специальности». Небезынтересно, что специального психологического образования как такового в ту пору практически не существовало, и Л. С. Выготский, подобно большинству пионеров этой науки, дипломированным психологом не был.
В официальной справке о своей научно-исследовательской работе Выготский записал: «Начал заниматься исследовательской работой в 1917 г., по окончании университета. Организовал психологический кабинет при педтехникуме, где вел исследования».
Эти слова относятся к гомельскому периоду его деятельности. В родной город Выготский вернулся в 1917 г. и занялся преподавательской работой. В Гомеле им были написаны две большие рукописи, вскоре привезенные в Москву, — «Педагогическая психология» (издана в 1926 г., новое издание вышло в 1991 г.) и «Психология искусства», защищенная как диссертация, но опубликованная лишь через много лет после его смерти, а до того ходившая в списках и пользовавшаяся популярностью как среди немногочисленных в то время психологов, так и среди деятелей искусства. Оба произведения дают основание оценить уже «раннего» Выготского как зрелого самостоятельного мыслителя, высокоэрудированного и ищущего новые пути разработки научной психологии в той исторической ситуации, когда психология на Западе охвачена кризисом, а в России идеологическое руководство страны требовало внедрить в науки принципы марксизма.
В России в предреволюционный период в научном изучении психики возникла парадоксальная ситуация. С одной стороны, существовали психологические центры (главный из них — Психологический институт при Московском университете), где доминировала отживавшая свой век психология сознания, которая строилась на субъективном методе. С другой стороны, руками русских физиологов была создана наука о поведении, опиравшаяся на объективный метод. Ее исследовательские программы (авторами которых являлись В.М. Бехтерев и И.П. Павлов) позволили изучать закономерности механизма поведения исходя из тех же принципов, которым следуют все естественные науки. Концепция сознания оценивалась как идеалистическая, концепция поведения (основанная на условных рефлексах) — как материалистическая. С победой революции, когда государственно-партийные органы потребовали повсеместно истребить идеализм, эти два направления оказались в неравном положении. Рефлексология (в широком смысле) получала всемерную государственную поддержку, тогда как со сторонниками воззрений, считавшихся чуждыми материализму, расправлялись с помощью различных репрессивных мер. В этой атмосфере Выготский занял своеобразную позицию. Он обвинил повсеместно торжествовавших свою победу рефлексологов в дуализме. Его первоначальный план сводился к тому, чтобы объединить знание о поведении как системе рефлексов с зависимостью этого поведения, когда речь идет о человеке, от сознания, воплощенного в речевых реакциях. Эту идею он положил в основу своего первого программного доклада, с которым выступил в январе 1924 г. в Петрограде на съезде исследователей поведения.
Речь докладчика, «просвещенца» из Гомеля, обратила на себя внимание участников съезда новизной мысли, логикой изложения, убедительностью аргументов. Да и всем своим обликом Выготский выделялся из круга привычных лиц. Четкость и стройность основных положений доклада не оставляли сомнений, что провинциал хорошо подготовлен к представительному собранию и удачно излагает лежащий перед ним на кафедре текст. Когда же после доклада один из делегатов подошел к Выготскому, то с удивлением увидел, что никакого текста пространного доклада не было. Перед выступавшим лежал чистый лист бумаги. Этим делегатом, пожелавшим выразить восхищение выступлением Выготского, был уже хорошо известный, несмотря на свою молодость, своими экспериментальными работами (которым патронировал сам Бехтерев) и своими занятиями психоанализом (с ним переписывался сам Фрейд), а впоследствии и всемирно известный психолог А. Р. Лурия. В своей научной биографии Лурия писал, что жизнь свою делит на два периода: «маленький, несущественный — до встречи с Выготским, и большой и существенный — после встречи с ним».
Доклад, сделанный Выготским, произвел на Лурию такое впечатление, что он, несмотря на молодость, бывший уже тогда ученым секретарем Психологического института, сразу бросился убеждать К.Н. Корнилова, возглавлявшего институт, немедленно, сейчас же этого никому не известного человека из Гомеля переманить в Москву. Выготский предложение принял, переехал в Москву, и его поселили прямо в институтском подвале. Работать он начал в непосредственном сотрудничестве с А.Р. Лурией и А.Н. Леонтьевым. Он поступил в аспирантуру и формально был как бы учеником Лурии и Леонтьева, но сразу же стал, по существу, их руководителем — образовалась знаменитая «тройка», переросшая потом в «восьмерку». Никто из входивших в эти своеобразные объединения молодых людей тогда не предполагал, что судьба столкнула их с замечательным человеком, который в свои 27 лет уже был сложившимся ученым. Они не знали, что в 19 лет он написал замечательную работу «Трагедия о Гамлете, принце Датском» и ряд других хорошо известных сегодня работ (психологический анализ басен, рассказов И.А. Бунина), что до приезда в Москву он успел выработать совершенно новый взгляд на психологию искусства и его роль в жизни человека, по сути дела, заложив основы психологического подхода к литературному творчеству. Сам Выготский об этих своих трудах не упоминал, а его товарищам по работе в Психологическом институте не приходило в голову, что у него может существовать еще один обширный круг интересов — настолько глубокими были мысли, которыми он с ними делился, что, казалось, они не могут оставить в сознании человека места ни для чего другого.
Мысль Выготского развивалась в совершенно новом для психологии того времени направлении. Он впервые показал — не почувствовал, не предположил, а аргументированно продемонстрировал, — что наука эта находится в глубочайшем кризисе. Лишь в начале восьмидесятых в собрании его сочинений будет опубликован блестящий очерк «Исторический смысл психологического кризиса». В нем взгляды Выготского выражены наиболее полно и точно. Работа написана незадолго до смерти. Он умирал от туберкулеза, врачи дали ему три месяца жизни, и в больнице он лихорадочно писал, чтобы изложить свои главные мысли.
Суть их в следующем. Психология фактически разбилась на две науки. Одна — объяснительная, или физиологическая, она на самом деле раскрывает смысл явлений, но оставляет за своими границами все сложнейшие формы человеческого поведения. Другая наука — описательная, феноменологическая психология, которая, наоборот, берет самые сложные явления, но лишь рассказывает о них, потому что, по мнению ее сторонников, явления эти недоступны объяснению.
Выход из кризиса Выготский видел в том, чтобы уйти от этих двух совершенно независимых дисциплин и научиться объяснять сложнейшие проявления человеческой психики. И вот тут был сделан капитальнейший шаг в истории советской психологии. Тезис Выготского был таким: чтобы понять внутренние психические процессы, надо выйти за пределы организма и искать объяснения в общественных отношениях этого организма со средой. Он любил повторять: те, кто надеется найти источник высших психических процессов внутри индивидуума, впадают в ту же ошибку, что и обезьяна, пытающаяся обнаружить свое отражение в зеркале позади стекла. Не внутри мозга или духа, но в знаках, языке, орудиях, социальных отношениях таится разгадка тайн, интригующих психологов. Поэтому Выготский называл свою психологию либо «исторической», поскольку она изучает процессы, возникшие в общественной истории человека, либо «инструментальной», так как единицей психологии были, по его мнению, орудия, бытовые предметы, либо же, наконец, «культурной», потому что эти вещи и явления рождаются и развиваются в культуре, — в организме культуры, в теле ее, а не в органическом теле индивида.
Мысли такого рода звучали тогда парадоксально, они были приняты в штыки и абсолютно не поняты. Не без сарказма вспоминал Лурия, как Корнилов говорил: «Ну, подумаешь, «историческая» психология, зачем нам изучать разных дикарей? Или — «инструментальная». Да всякая психология инструментальная, вот я тоже динамоскоп применяю». Директор Института психологии даже не понял, что речь идет вовсе не о тех инструментах, которые используют психологи, а о тех средствах, орудиях, что применяет сам человек для организации своего поведения...
Культурно-историческая концепция Выготского вызвала активное сопротивление. Стали появляться статьи, в которых автор ее разоблачался в различного рода отклонениях от истинной науки. Одна из наиболее опасных была написана неким Феофановым, сотрудником того же института. Он назвал ее «Об одной эклектической теории в психологии», но типография напечатала: «Об одной электрической теории...». Эта забавная опечатка сильно снизила убойную силу статьи, но следующие за нею были набраны более тщательно. Новые идеи непросто входили в науку.
Еще в «Психологии искусства» Выготский ввел понятие эстетического знака как элемента культуры. Обращение к знаковым системам, которые творятся культурой народа и служат посредниками между тем, что обозначается системами знаков, и субъектом (личностью, которая ими оперирует), изменило общий подход Выготского к психическим функциям. Применительно к человеку, в отличие от животных, он рассматривает знаковые системы как средства культурного развития психики. Это глубоко новаторское представление побудило его выделить в круг психических функций человека знаково-опосредованный уровень их организации.
Знакомясь с марксизмом, он переносит на знаки марксистское учение об орудиях труда. Знаки культуры — это также орудия, но особые, психологические. Орудия труда изменяют вещество природы. Знаки же изменяют не внешний материальный мир, а психику человека. Сперва эти знаки используются в общении между людьми, во внешнем взаимодействии. А затем этот процесс из внешнего становится внутренним (переход извне внутрь был назван интериоризацией). Благодаря этому и происходит «развитие высших психических функций» (под таким названием Выготский написал в 1931 г. новый трактат).
Руководствуясь этой идеей, Выготский и его ученики провели большой цикл исследований развития психики, прежде всего таких ее функций, как память, внимание, мышление. Эти работы вошли в золотой фонд исследований развития психики у детей. В течение ряда лет главная исследовательская программа Выготского и его учеников заключалась в детальном экспериментальном изучении отношений между мышлением и речью. Здесь на передний план выступило значение слова (его содержание, заключенное в нем обобщение). То, как значение слова изменяется в истории народа, давно изучалось лингвистикой. Выготский и его школа, проследив стадии этого изменения, открыли, что это происходит в процессе развития индивидуального сознания. Итоги этой многолетней работы обобщила его монография «Мышление и речь» (1934), которую он, к сожалению, так и не увидел напечатанной, но которая стоит на книжной полке тысяч психологов во многих странах мира.
Работая над монографией, он одновременно подчеркивал важность изучения мотивов, которые движут мыслью, тех побуждений и переживаний, без которых она не возникает и не развивается.
Этой теме он уделил основное внимание в большом трактате об эмоциях, который опять-таки оставался неопубликованным в течение десятков лет. Следует помнить, что все свои работы, касающиеся развития психики, Выготский непосредственно связывал с задачами воспитания и обучения ребенка. В этой области им был выдвинут целый цикл продуктивных идей, в частности ставшая особенно популярной концепция «зоны ближайшего развития». Выготский настаивал на том, что эффективным является лишь то обучение, которое «забегает вперед развития», как бы тянет его за собой, выявляя возможности ребенка решать при участии педагога задачи, с которыми он самостоятельно справиться не может.
Выготским было обосновано великое множество других новаторских представлений, в дальнейшем развитое его многочисленными учениками и последователями.
По оценке М. Г. Ярошевского, «несмотря на раннюю смерть (он не дожил до 38 лет), ни один из выдающихся психологов мира не смог обогатить свою науку столь значительно и разносторонне, как Выготский». Ему приходилось повседневно преодолевать множество трудностей, связанных не только с катастрофически ухудшавшимся состоянием здоровья, материальными невзгодами, но и с лишениями, вызванными тем, что ему не предоставлялась достойная работа, а чтобы заработать, приходилось ездить читать лекции в другие города. Ему с трудом удавалось прокормить небольшую семью. Одна из слушательниц его лекций, А. И. Липкина, вспоминает, что студенты, чувствуя его величие, удивлялись тому, как он бедно одет. Лекции он читал в изрядно потертом пальто, из-под которого виднелись дешевые брюки, а на ногах (в суровом январе 1934 г.) — легкие туфли. И это у тяжело больного туберкулезом! На его лекции стекались слушатели из многих московских вузов. Обычно аудитория была переполнена и лекции слушали, стоя у окон. Прохаживаясь по аудитории, заложив руки за спину, высокий, стройный человек с удивительно лучистыми глазами и нездоровым румянцем на бледных щеках ровным, спокойным голосом знакомил слушателей, которые ловили каждое его слово, с новыми воззрениями на психический мир человека, которые для следующих поколений приобретут ценность классических. К этому нужно добавить, что неортодоксальный смысл психологического анализа, который культивировал Выготский, постоянно вызывал у бдительных идеологов подозрения в отступлениях от марксизма.
После прискорбнопамятного постановления 1936 г. его труды, посвященные детской душе, попали в проскрипционный список запрещенных. С ликвидацией педологии, одним из лидеров которой он был объявлен, они оказались в «спецхране». Прошли десятки лет, прежде чем он был признан во всем мире величайшим новатором и началось триумфальное шествие его идей. Взращенные в московских школах и лабораториях, они придали мощный импульс движению научно-психологической мысли как в нашей стране, так и во многих странах мира.
Когда весной 1934 г. его из-за очередного страшного приступа болезни отвезли в санаторий в Серебряный Бор, он взял с собой только одну книгу — любимого шекспировского «Гамлета», заметки к которому служили для него на протяжении многих лет своего рода дневником. В трактате о трагедии он еще в юности записал: «Не решимость, а готовность — таково состояние Гамлета».
По воспоминаниям медсестры, лечившей Выготского, его последними словами были: «Я готов». В отведенный ему срок Выготский исполнил больше любого психолога за всю историю науки о человеке.
Создатели американского биографического словаря по психологии, включившие Выготского в когорту великих, завершают статью о нем такими словами: «Нет смысла гадать, чего мог бы достичь Выготский, проживи он столько, сколько, например, Пиаже, или доживи он до своего столетия. Он наверняка подверг бы конструктивной критике современную психобиологию и теории сознания, однако нет сомнений в том, что он сделал бы это с улыбкой».

Перепечатано из книги С.С.Степанова "Век психологии: имена и судьбы". - М.: Изд-во Эксмо, 2002. - 592 с.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Владимир Николаевич
Пользователь
Сообщения: 440
Регистрация: 25.09.2005
Откуда: из города Воронежа
СообщениеДобавлено: Пн Окт 22, 2007 20:08 Ответить с цитатой

Последнее -- подлинное открытие Л. С. Выготского, которое известна теперь
психологам всего мира. Зона ближайшего развития -- это "расстояние" между
уровнем актуального развития, ребенка и уровнем возможного развития определяемым
с помощью задач, решаемых под руководством взрослых. Как пишет Л. С. Выготский,
зона ближайшего развития определяет функции, не созревшие еще, но
находящиеся в процессе созревания; функции, которые можно назвать не плодами
развития, а почками развития, цветами развития... Уровень актуального развития
характеризует успехи развития, итоги развития на вчерашний день, а зона
ближайшего развития характеризует умственное развитие на завтрашний день .
Понятие зоны ближайшего развития имеет важное теоретическое значение и
связано с такими фундаментальными проблемами детской и педагогической психологии,
как возникновение и развитие высших психических функций, соотношение обучения
и умственного развития, движущие силы и механизмы психического развития ребенка.
Зона ближайшего развития -- логическое следствие закона становления
высших психических функций, которые формируются сначала в совместной
деятельности, в сотрудничестве с другими людьми, постепенно становятся
внутренними психическими процессами субъекта. Когда психический процесс
формируется в совместной деятельности, он находится в зоне ближайшего развития;
после формирования он становится формой актуального развития субъекта.
Феномен зоны ближайшего развития свидетельствует о ведущей роли обучения
в умственном развитии детей. Обучение только тогда хорошо,-- писал Л. С.
Выготский,-- когда оно идет впереди развития . Тогда оно пробуждает и
вызывает к жизни много других функций, лежащих в зоне ближайшего развития.
Применительно к школе это означает, что обучение должно ориентироваться не
столько на уже созревшие функции, пройденные циклы развития, сколько на
созревающие функции. Возможности обучения во многом определятся зоной ближайшего
развития. Обучение, разумеется, может ориентироваться на уже пройденные циклы
развития -- это низший порог обучения, но оно может ориентироваться на еще не
созревшие функции, на зону ближайшего развития, что характеризует высший порог
обучения. Между этими порогами и находится оптимальный период обучения.
Педагогика должна ориентироватьсяне не на вчерашний, а на завтрашний день
детского развития ,-- писал Л. С. Выготский.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Владимир Николаевич
Пользователь
Сообщения: 440
Регистрация: 25.09.2005
Откуда: из города Воронежа
СообщениеДобавлено: Пт Дек 31, 2010 22:53 Ответить с цитатой

С Новым годом, друзья и товарищи!
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему
Страница 1 из 1

Мир Психологии

Главная | О проекте | Баннерообмен | Реклама на сайте
Обратная связь | Копирайт | Партнерство | Баннеры

Psychology 100 Rambler's Top100

Powered by phpBB © 2001-2003 phpBB Group | Время Московское